Научный атеизм или...
В советское время в образовательную программу всех высших учебных заведений страны были включены общественные науки. Преподаватели пяти-семи кафедр (в зависимости от профиля ВУЗа) обучали студентов основам марксизма-ленинизма, истории Коммунистической партии, политической экономии, диалектического материализма, марксистко-ленинской философии и т.д.
Мои взаимоотношения с предметом «История Коммунистической партии» я описала в рассказе «Генетическая память»; сегодня же я расскажу о другой общественной дисциплине – научном атеизме.
Инициатором воспоминаний студенческих лет явилась моя подруга Рая Галь. Она позвонила и поделилась своими ощущениями от проведенной ей вакцинации против COVID-19. Моя одногруппница – практикующий врач в Израиле, где иммунизация медиков против коронавируса является обязательной.
Раечка привилась вакциной BioNTech/Pfizer, разработанной немецкой компанией BioNTech и американским фармацевтическим концерном Pfizer.
Нехитрую процедуру активной иммунизации моя подруга перенесла хорошо, даже отметила «некоторое повышение жизненного тонуса».
Об этом побочном эффекте вакцинации можно было и не говорить: даже на расстоянии трёх с половиной тысяч километров я чувствовала мажорное настроение подруги.
Раечкино описание процедуры проведения прививки плавно перетекло в повествование о работе, ремонте в квартире, который никак не завершат «эти арабы», напомнив мне, что сразу после обновления жилья ждёт нас с мужем в гости.
Обсудив текущие вопросы, как всегда, перешли к воспоминаниям студенческого прошлого. Кроме устойчивой эмоциональной взаимосвязи подруг, нас в то время объединяли «материальные интересы». В том смысле, что Рае, как и мне, нужно было сдавать сессии только на «хорошо» и «отлично» – на стипендию (Раечка проживала с матерью-пенсионеркой; в нашей многодетной семье одновременно было два студента высших учебных заведений).
Я уже и не припомню, почему Раечка заговорила о подготовке к экзамену по научному атеизму (в современном понимании – научный скептицизм в отношении богов).
Подруга вспомнила, что, воспользовавшись предоставленными для подготовки к экзамену днями, я уехала в Телеханы и возвратилась накануне дня проверки «безбожных» знаний.
К моему приезду подруги, Рая и Таиса, проштудировали почти весь учебник; я подключилась к компании на заключительном этапе изучения «важнейшей» медицинской дисциплины.
— Ну вот, прибыла прогульщица! Позже не могла?! – возмутилась Рая.
— Собственно, я и собиралась приехать завтра! Но поезд «Барановичи-Полоцк» приходит в Витебск в девять тридцать утра, с вокзала до института добираться ещё полчаса. Я же не могла себе позволить опоздать на экзамен, который начинается в восемь часов! – невозмутимо ответила я подруге.
— Вот получишь тройку, будешь знать! – вклинилась в диалог Тошка.
— Я – училась! – произнесла я с интонациями закоренелого двоечника.
— Как же, можно подумать, что у тебя на это было время! – фыркнули подруги, которым не хотелось возвращаться к изрядно надоевшей учёбе.
— Конечно, было, почти сутки: дорога домой и обратно! – с невинным выражением лица ответила я.
— Ну-ну, – усомнились девчонки в «нецелевом» использовании мною ночного времени в поезде.
Отдохнув, подруги продолжили учёбу. Прилежания путешественницы едва хватило на два часа; её неудержимо влекли древнегреческие боги – Гипнос и его сын Морфей (боги сна и сновидений).
Всё больше поддаваясь превосходящим силам богов, бесцветным и апатичным голосом, я произнесла:
— Всё, девочки, я пойду в соседнюю комнату … умирать.
Товарки насторожились: мне никогда не был присущ пессимизм. Увидев их испуганные лица, поспешила успокоить подруг:
— Ну, если не умру, то хоть посплю!
После сказанной Раечкой в телефонном разговоре последней фразы, перед глазами ясно возникли события дня сдачи экзамена по научному атеизму.
Студентов тестировал заведующий кафедрой, доцент Хоботов Геннадий Александрович; отметка по научному атеизму входила в оценочную ведомость выпускных государственных экзаменов медицинского института.
Пришёл мой черёд отвечать. Я начала ответ с беспроигрышного предложения, в то время ещё не получившего репутации «расхожей» фразы:
— Ничто так не украшает личность, как активная жизненная позиция …
Геннадий Александрович улыбнулся: он сразу раскусил приём студентки, не владеющей совершенными знаниями предмета.
— Так-так, Лукашевич (девичья фамилия автора), продолжайте!
Марку Твену, американскому писателю, журналисту и общественному деятелю, принадлежит изречение:
— «Если говорить правду, то не нужно ничего запоминать».
Вот и я продолжила «говорить правду» по вопросам вытянутого билета. Это не составляло труда: мой отец, Лукашевич Гавриил Корнеевич, инвалид Великой Отечественной войны, был убеждённым атеистом. До сорока лет я прожила некрещёной «язычницей», так что, как говорит современная молодёжь, «была в теме».
Заведующий кафедрой оценил мои знания научного атеизма на «отлично»; Тошки и Раечки – на «хорошо».
Вот этот эпизод и припомнила «злопамятная» Рая в нашем телефонном разговоре:
— Мы с Таськой четыре дня учились, а ты то ли «умирала», то ли спала! И вот, пожалуйста, результат!
— Всё дело в количестве учебных дней, Раечка. Я ведь уехала сразу же после предыдущего экзамена, и в поезде начала готовиться к следующему. А вы с Таськой отправились в кино! И получилось у меня пять дней учёбы, а у вас – всего четыре! Вот и оценка знаний оказалась прямо пропорциональна временным затратам на подготовку к экзамену! – выстроила я логическую цепочку, разъясняя подруге причины моего сомнительного достижения сорокалетней давности.
— Ладно, ладно, всегда ты найдёшь всему объяснение! – согласилась Раечка, сменив тему разговора.
Набирая этот текст, уточнила, без знания каких общественных наук не может состояться современный врач?
Оказалось, что с осени 1992 года в нашей Alma mater (лат., дословный перевод – кормящая мать), Витебском государственном ордена Дружбы народов медицинском университете, функционирует кафедра социально-гуманитарных наук.
— Интересно, какие именно знания получают нынешние студенты на кафедре с таким симпатичным названием? – подумала я.
Сайт Витебского медицинского университета «ответил» «любознательной» пенсионерке:
«В Образовательном стандарте по циклу социально-гуманитарных дисциплин выделено четыре интегрированных модуля: философия, экономика, политология, история.
Интегрированный модуль цикла социально-гуманитарных дисциплин – это система обязательных учебных дисциплин, объединённых в обязательный модуль, и специализированных модулей по выбору, базирующихся на принципах научности, междисциплинарности и практикоориентированности …»
Я дважды перечитала определение интегрированного модуля: всё предельно ясно.
Одно только непонятно, что более важно в практической работе врача: «обязательные учебные дисциплины» с обязательного модуля» или «специализированные модули по выбору»?
Эти размышления натолкнули меня на крамольную мысль; я засомневалась в профессиональной пригодности моей подруги Раисы. Не зная о существовании интегрированных модулей, она успешно работает врачом в стране с высочайшим уровнем развития медицины. Непорядок …
Пожалуй, позвоню ей в субботу, расскажу о новостях. Заодно и утешу: сдавая экзамен по научному атеизму в настоящее время, вся наша «тройка» получила бы одинаковые оценки – неудовлетворительно.
Свидетельство о публикации №221021800617
С уважением и теплом,
Людмила Каштанова 04.04.2023 16:33 Заявить о нарушении
Искренне благодарю за отзыв!
В советское время в медицинских ВУЗах страны было много предметов, на первый взгляд, не нужных врачу.
В своей книге "Золотые костры" современный российский писатель Алексей Пехов утверждает, что "- Лишние знания никогда не бывают вредны, и им всегда найдётся применение...".
С самыми добрыми пожеланиями здоровья и благополучия.
Нелли Фурс 05.04.2023 15:41 Заявить о нарушении