Уникальная шхуна Заря

И этот материал подготовлен по просьбе моего постоянного читателя, военного пенсионера, весьма эрудированного и начитанного человека. Но он сухопутный военный, поэтому попросил написать меня, имевшего когда-то  отношение к морской службе.

Вообще шхун под названием «Заря» в ХХ веке было несколько. Одна из них плавала на севере в поисках земли Санникова в самом начале века. Но больше о ней мне ничего неизвестно. Но вот немагнитная шхуна с таким же названием, служившая науке в середине века, более известна.

Шхуна «Заря» — особое, уникальнейшее судно, предназначенное для измерения магнитного поля Земли в морях и океанах. Без этих измерений невозможно правильно проложить курс корабля, так как невозможно узнать точное отклонение магнитной стрелки компаса от направления географического меридиана.

Единственное в мире немагнитное судно «Заря» построено в 1952 году в Финляндии по заказу СССР. Главный и вспомогательный двигатели, радиостанция, электро- и радиооборудование, аппаратура для магнитных наблюдений установлены в Советском Союзе. Новейшие магнитометрические приборы позволяют на ходу производить непрерывную магнитную съемку с большой точностью; наблюдения фиксируются автоматическими самописцами, что дает возможность обнаруживать местонахождения магнитных аномалий.

Летом 1953 года и в 1954 году на «Заре» испытывались приборы. А с 1955 года уже производится магнитная съемка в Балтийском, Северном, Норвежском, Гренландском, Баренцевом и Белом морях. Шхуна совершила рейс к берегам Норвегии, Исландии и Гренландии. В 1957-1958 годах проводила магнитные наблюдения по программе Международного геофизического года. В это время «Заря» шесть раз пересекла Атлантический океан, пять раз — Индийский, побывала в Средиземном, Карибском, Красном и Черном морях. Позже магнитные съемки были продолжены в Индийском и Тихом океанах. Китайском и Японском морях: «Заря» плавала в южной и средней частях Тихого океана, австрало-азиатских морях, Беринговом и Охотском.

«Заря» — парусно-моторная трехмачтовая шхуна с гафельным вооружением. Судно однопалубное, с полубаком и полуютом. На главной палубе есть три палубные надстройки. На полуюте, образующем одновременно ходовой мостик, расположена рулевая рубка. Построена шхуна целиком из сосны, ели и дуба. Крепежные детали, такелаж, судовые механизмы и оборудование изготовлены из латуни, бронзы и их сплавов, частично из немагнитной стали.

Магнитные материалы — сталь, железо и чугун — есть там, где без них не обойтись. Но таких материалов очень мало, они удалены от приборов и практически на точность магнитных измерений не влияют.

Вот главные размеры судна: длина — 44,35 м, ширина — 8.75 м, высота борта — 3,90 м, средняя осадка — 3,2 м, полное водоизмещение — 580 т, мощность главного двигателя — 300 л. с., скорость хода под двигателем — до 8 узлов, под парусами — 6,5 узла. На «Заре» 36 мест для личного состава.

Корпус шхуны имеет 5 водонепроницаемых поперечных переборок и состоит из каркаса и обшивки.

На палубе полуюта размещены магнитный компас и штурвал. Второй штурвал находится в рулевой рубке. Шхуна снабжена тремя якорями, отлитыми из специальной латуни, а якорные цепи изготовлены из бронзы.

Парусное вооружение, рангоут и такелаж показаны на рисунке. Рангоут клееный. Шхуна вооружена тремя мачтами, размеры которых даны в таблице.

Мачты установлены в гнезда-степсы, находящиеся в башмаках, которые прикреплены к килю и шпангоутам. На каждой мачте имеются гик и гафель, к которым крепятся паруса.

Оригинальна окраска шхуны. Мачта, рангоут, палуба и планшир — полированные, покрыты бесцветным лаком; корпус до ватерлинии, надстройки, ростры, шлюпки, релинги — белой эмалью; подводная часть корпуса по латунной обшивке выкрашена зеленой эмалью; внутренняя сторона фальшборта, кафельнагельная планка имеют светлошаровую окраску, а вьюшки, кнехты, люки покрыты чернью.

...Вот коротко о шхуне, единственном в своем роде, но очень нужном для мореплавателей судне.


Рецензии