Малая Родина

миниатюра

Моя малая Родина – небольшой шахтёрский посёлок  в пригороде   Антрацита – шахта 7-7 бис. Здесь я родилась и выросла, училась в школе.Прожила в посёлке  тридцать три года. Потом переехала в другой район с мужем и детьми. Но иногда приезжаю на "седьмую" просто так.

Нравятся мне летние велосипедные прогулки ранним утром. За ночь пыль оседает, и воздух становится чище и прозрачнее. Веет приятной свежестью.
Не спеша еду и любуюсь видами. Местами вижу очень даже живописные уголки.

Слева между  лесополосами  широкое зелёное поле ржи, уходящее к горизонту.
Справа тоже лесополоса, скрывающая собой железную дорогу. Над нею возвышается рукотворная гора – высокий террикон. Он давно остыл и оброс кустарником.

Вспомнилось, когда он ещё тлел, мы подростками взобрались на вершину. Открылся необычный вид на посёлок, даже дух перехватило. Немного постояли и ушли, потому что от противного запаха серы начиналось головокружение.

Зимой было видно, как над вершиной поднимаются струйки дыма.

Потом  террикон  стал обрастать кустами. А на закате на его вершину слетались  на ночлег  едва ли не все местные вороны.

Тропинка бежит среди разнотравья. Когда-то это было совхозное поле, и на нём сеяли кукурузу. Теперь здесь царство степных трав. Жёлтая пижма, горькая  полынь, высокий чернобыльник, островки  синяка и шалфея, ярко-розовые заросли заячьего горошка и нежно-лиловые сухоцветы, целые поляны ромашек и васильков. Красиво!

Несколько раз перебегали тропинку  шустрые  зелёные и коричневые ящерицы. Останавливаюсь с мыслью поймать одну. Удалось, поймала. Коричневая с чёрными пятнами и белыми полосками по спинке – красавица. Притихла в ладони.  Отпускаю в траву.

Еду дальше. Впереди меня ждёт став. В мою юность его называли большой. Но он и был  большим, полноводным. Зимой укрыт толстым льдом. Летом встречал отдыхающих тёплой водой.
 Одно время здесь жила семейка уток-нырков и парочка выдр. Удалось их увидеть. Куда они делись потом – я не знаю. Но сейчас их на ставу нет.

Став сильно обмелел. Его берега заросли травой и  полевыми цветами. Некогда редкие кустарники сильно разрослись. Плакучие ивы всё ещё растут на одном из берегов и роняют в воду  свои капли – слёзы.

 Здесь я и останавливаюсь. Иду к воде по большим камням, которыми укреплён берег. Вода прозрачна, поэтому видно, как  возле камня суетятся жуки-плавунцы. Чуть в стороне, извиваясь, проплыла плоская пиявка. А  вон там стайка мелких рыбёшек устремилась  в одну сторону, потом резко в другую.

Мне вспомнилось, как очень давно мы всей семьёй приходили на этот став. Мама надевала панаму с широкими полями и сидела на берегу. А папа учил меня грести вёслами на надувной резиновой лодке, которую  купил для  прогулок. Я быстро научилась управлять вёслами и катала  маму по всему ставу. Наша лодка «Лисичанка» была в ту пору диковинкой  на ставу. И многие отдыхающие  просили покататься. Папа был в восторге от  своей затеи. А в каком восторге были дети, которых мы катали  в лодке!

Сейчас на ставу отдыхающих нет даже в самую жаркую погоду.

Опять вспомнилось, как приходили мы на став зимой – я с родителями и моя крёстная с сынишкой. Папа принёс коньки. Он любил кататься по льду на коньках. Хотел и меня научить. Но я лишь набила огромные синяки на коленках, а кататься так и не научилась. А мы с мамой взяли мои фанерные санки. И пока папа ловко  бегал по льду, мы катались на санках с крутого берега, то по очереди, то все вместе, то выезжая, то выкатываясь кубарем на лёд. Было весело. Мы  румяные, вывалянные в снегу хохотали,   как дети. Однажды санки свернули в сторону от  проторённого пути и, подпрыгнув на муравейнике, сломались. Пришлось идти домой. Папа потом починил санки. Но покататься на них больше не довелось. По разным причинам…

В  какой-то момент тишину нарушили трели  соловья  в густом кустарнике в балке, которая неподалёку от става. Я знаю, что  там всегда селились соловьи. Немного послушала  их пение. Вспомнила, как много лет назад   мой двухлетний  сынишка рассказывал бабушке:

- Баба, там соловей поёт. У него рот большой – он сильно поёт!

Возвращаться с  прогулки я решила через сбойку. Так в народе называлось место посреди поля, где одно время стояла буровая вышка геологоразведчиков.

 На этом месте много камней, породы,   заросли тёрна, шиповника и травы. Слышала  от людей, что на сбойке живут фазаны. Сама я несколько раз слышала  скрипуче-крякающие звуки  в этом месте. Но самих птиц не видела никогда.

Иду медленно и предельно тихо. Вдруг впереди резко взлетели  две птицы. От неожиданности я  вздрогнула. Успела подметить лишь, что птицы рябенькие, размером с курицу. Усмехнулась и сделала ещё пару шажков. Спугнула ещё одну рябенькую птичку.

 Ох,  и маскируются  же они! Вообще в траве не видно!

Повела глазами в сторону и увидела фазана. Красавец! Яркий , с длинным хвостом и  красными  «щеками» на иссиня-чёрной голове.  Настороженный такой... Посмотрел на меня, крякнул и перелетел подальше. И я понимаю, что это семейка – самец, самочка и птенцы.
 
Я вернулась к велосипеду. Солнце уже поднялось высоко. Прелесть раннего утра рассеялась. Пора возвращаться домой, пока не началась жара.


2021 г.


Рецензии
Оксана Владимировна, светлые, добрые воспоминания Ваши!
Спасибо, по душе...
Трогательно!
С уважением, С.Т.!

Пожалуйста, послушайте мою песню "Письмо маме"
Ссылка в Ютубе: pismo mame 1 - you tube
Там на фото пожилая женщина в платке.

Тёплый Сергей   20.03.2023 17:05     Заявить о нарушении