Райский уголок

   Дорогие друзья, уважаемые коллеги, братья и сестры!

   Не прошло и десяти лет, как прежде малоизвестный поселок Красная Поляна, где проживало от силы 3–4 тыс. жителей, превратился горнолыжный курорт мирового класса, место проведения планетарного события — Зимних Олимпийских игр «Сочи-2014». Сегодня можно с уверенностью утверждать, что полностью подтвердился расчет на то, что олимпийское наследие не будет простаивать. Феноменальный уровень загрузки построенных объектов, их растущая популярность — тому прямое свидетельство. Более того, в этом, 2016 году, подтвердились также предположения о массовой загрузке Красной Поляны и в летний сезон, равно как и использование прибрежных отелей в зимний период, благодаря скоростным магистралям.
Необходимо также особо отметить и наступившие масштабные изменения в российской реальности последних лет, — я имею в виду появление новой традиции делить отпуск на две части: зимнюю и летнюю. Неутомимые усилия нашего президента, поддержанные элитой и средствами массовой информации, установили новый модный тренд активного зимнего отдыха. Каждые два-три года в России вводятся новые горнолыжные комплексы с числом катающихся больше, чем было в СССР в целом. Надо ли говорить, какого государственного масштаба решена задача, каким исконным смыслом наполнился термин «Русская Зима», насколько это важно для воспитания активных молодых людей и какие новые ниши открылись для наших предприятий. Все эти масштабные события на нас с вами, живущих постоянно в этой части нашей страны, накладывают особые требования, ставят новые задачи и требуют новых подходов, а иногда и обращения к опыту СССР или Российской империи времен освоения Черноморского побережья Кавказа. Перечислю некоторые из них, непосредственно касающиеся темы нашего сегодняшнего собрания — создания благоприятной духовно-нравственной атмосферы в регионе Большого Сочи и, в частности, в Красной Поляне.

   Сам поселок получил первоклассную коммунальную инфра- структуру, о которой могут только мечтать даже известные аль- пийские курорты. Однако его население увеличилось в несколько раз, причем идет постоянная ротация, люди приезжают и уезжают, отработав один или несколько сезонов. Все пользуются съемным жильем, крупные комплексы имеют свои общежития на тысячи мест, мало у кого есть шанс закрепиться здесь постоянно. С подобной ситуацией мне пришлось встретиться еще в 1992 году, когда совместно с партнерами мы начали строить в Красной Поляне «Альпику-сервис» — первый горнолыжный комплекс на кресельных подъемниках.  Невозможно  было  набрать  персонал с высшим и средним специальным образованием — слишком мал и не развит был поселок. Такой значительный перевес в пользу приезжих — туристов и обслуживающего персонала — по сравнению с местными жителями может явиться питательной средой для развития негативных проявлений в социальном поведении, если не принять своевременно необходимые меры.
Вспомните проблемы города Тольятти в СССР, возникшего в чистом поле в связи со строительством АвтоВАЗа. Через несколько лет город захватила волна подростковой преступности, бытового пьянства и уличного вандализма. Люди по какой-то неведомой причине массово теряли человеческий облик, а с началом перестройки город получил печальную репутацию бандитского и мафиозного гнезда.

   Следующая проблема. В последние годы резко возросло число гидов и  экскурсоводов на  туристических маршрутах в Красную Поляну, причем многие из них длительное время работали за границей и мало знакомы с историей, традициями и культурными особенностями этих мест. Порою можно услышать, как Ачипсинскую крепость (Византия, VII–X вв.) называют «кавказским разбойничьим гнездом», как рассказывают страшилки о повышенной смертности «из-за того, что всё раз- рыли», или просто повторяют чьи-то враки, что Краснополянская ГЭС построена на трофейном оборудовании немецкими военнопленными. Местные жители начали коллекционировать экскурсоводческие перлы о том, как они «сражались с дикими кабанами и медведями в борьбе за урожай каштанов, по 150 кг   с каждого дерева».

   На  этом  фоне легко распространяются ядовитые вбросы «о затратах, которые никогда не окупятся», «о заповеднике, уничтоженном навсегда», «о катастрофическом изменении климата из-за тоннелей» и пр. Особенно оживились странноватые писаки, финансируемые иностранными агентами типа центра «Мемо- риал», существующими на деньги Сороса, Ходорковского и пр. «патриотов России». Сегодня в наших местах их излюбленная тема — репрессии 20–30-х годов против монахов-пустынников и горных приходов катакомбной церкви, причем,  лейтмотивом является придание иррационально-жестокого и бессмысленного характера всей истории СССР.

   Специальные люди ездят и бесплатно раздают в церковные библиотеки книги со списками жертв и их мучений в те богоборческие времена. Составляются списки кандидатов в новомученики и собираются подписи в их защиту. Делаются попытки организовать и возглавить паломнические поездки на объекты катакомбной церкви. Гонения на церковь — это, конечно, печаль- ная правда периода социализма, но далеко не вся. Сегодняшние жрецы культа мамоны на Западе готовы платить любые деньги, чтобы мы и весь мир забыли навсегда об обществе, существовавшем без ростовщиков, об экономике, показавшей невиданные   в мире темпы восстановления разрушенного войной хозяйства, об образовании и здравоохранении, как об общественном благе, а не рыночной услуге, и о многом другом. Но еще больше им хо- чется найти обиженных, разжечь противоречия и погреть руки на нашем горе, как это им удалось в 90-е годы.

   Все эти события пока носят характер тихой подковерной борьбы, однако мы не можем позволить нашим «заклятым партнерам» манипулятивными приемами выиграть битву за умы и души наших сограждан. Как показывает опыт секции краеведения Рус- ского географического общества (РГО), надо совсем немного — приложить усилия к изучению своих местных традиций, воздать должное и увековечить память о всех тех, кто своей плодотворной деятельностью или мученической смертью расставил памятные вешки в нашей истории. Мы должны отыскивать и сохранять, обновлять и демонстрировать, учить и передавать потомкам все, что составляет выстраданный опыт, указывает на пропасти и тупики или свидетельствует о достигнутых успехах.
Город, как и любой социальный организм, быстро развивается при благоприятных внешних условиях, но то, что заложено в его генетический код, будет постоянно воспроизводиться, множиться, и из репейника никогда не получится прекрасная роза. В этом плане Красной Поляне удивительно повезло: здесь не бурлила, а закончилась Кавказская война; на место солдатского поселения пришла греческая община, до этого пережившая притеснения в Османской империи; позже к ним присоединились эстонцы, также до этого несколько лет скитавшиеся в поисках лучшей доли.
Первый душевный импульс русских, пришедших на эту землю, мы видим в письмах офицеров, находившихся здесь воинских частей, восторженно писавших: «Это будет Русская Швейцария, это место достойно носить имя Романовск!» И вся дальнейшая история развития поселка до наших дней является цепочкой чудесных метаморфоз в полном соответствии с тем первоначальным возгласом, порожденным Божественным видом окружающей красоты. В эту цепочку логично укладывается и строительство первой дороги из Адлера при Николае II в 1898 году, и сооружение Краснополянской ГЭС в 1949 году, а также бурное развитие доступного профсоюзного туризма во времена СССР. Наконец, события новейшей истории России, когда были проложены скоростные магистрали и построены современные спортивные и развлекательные сооружения, позволяющие жителям всей планеты и, в первую очередь, жителям России набираться сил  и здоровья в этом Богом целованном месте.

   Недавно в Представительстве Краснодарского регионального отделения РГО мы просматривали кадры кинохроники конца 90- х годов прошлого века, снятые тогдашним настоятелем местного храма во имя священномученика Харлампия — отцом Симоном (Харченко). На пленке — майская цветущая Поляна в пасхальные дни: весь в строительных лесах, но уже просматривается новый  храм в греческом стиле, толпа встречающих вертолет на местном вертодроме. На ступеньках трапа появляется патриарх Алексий Второй, обводит взглядом окрестность, и у него вырывается: «Рай- ский уголок!» Эти же слова Его Святейшество повторит и уезжая, после нескольких часов пребывания в Поляне.

   За прошедшие сто пятьдесят лет Красная Поляна, к счастью, усилиями многих поколений не утратила своей первозданной красоты, а риски такие реально были. В новейшие времена выдающуюся роль в сохранении исторической территории сыграли жители поселка, которые перед началом олимпийского строительства на встрече с ответственными чиновниками просто попросили: «Не трогайте Поляну! Не сносите наши дома!» И Бог отвел на несколько километров в пустынные ущелья все эти гигантские перекраивания ландшафта, изменения русел рек и много чего еще, необходимого для спортивных сооружений. Иногда мне кажется, Господь промыслительно привел сюда сто пятьдесят лет назад маленькую общину греческих переселенцев, поставивших в Поляне первый православный храм и открывших первую школу.

   Затем, в 70-е годы прошлого века, в Поляну пришла удивительная, творческая, образованная волна переселенцев из разных регионов России. Это была молодежь первого послевоенного поколения, проведшая свои студенческие годы в занятиях альпинизмом и горным туризмом. Они уже не смогли расстаться с горами и, поселившись в этом прекрасном месте, сыграли решающую роль в превращении поселка в туристический горнолыжный центр. Все эти переселенческие волны образовали костяк корен- ного населения Красной Поляны, который, напитавшись этой красотой, в очень напряженный короткий момент истории нашел нужные слова, отвел беду и сохранил это райское место.

   Помнить это надо, поскольку мы с вами здесь не на кратковременном отдыхе, а живем и работаем, а поэтому несем полную ответственность за то, что происходит и будет происходить с этим прекрасным уголком нашей Родины. В Красной Поляне, кстати, до сих пор сохраняют традицию ежегодного похода мужчин по горным перевалам, через которые 150 лет назад горстка греков пришла в эти места.
Переходя к конкретике, начну с наглядного примера. Лет десять назад в поселке открылся один из первых мини-отелей, который быстро был заселен прибывающими строителями олимпийских объектов. Сразу начались проблемы, о которых мы, живущие в Поляне, мало что слышали, — двери в дом не запирали, воровства не было и в помине, а про участкового только слышали, что он где-то есть, но в глаза не видели. А тут столкнулись с пьяными ночными разборками, с мусорными пакетами, брошенными в коридоре, с курением в жилых помещениях, с внешней неопрятностью и сквернословием. Приходилось ругаться, жаловаться начальству, а иногда и вызывать полицию, однако то, что называют «репрессивным менеджментом», в России малоэффективно.

   Ситуация изменилась коренным образом, когда управляющий одного из отелей обратился к нам, в Представительство Русского Географического общества в поселке, а мы решили поговорить c приезжими «по совести». Для этого отыскали старинные и старые фотографии поселка, увеличили их до формата А2 и развесили по стенам в коридорах здания. Отдельные серии посвятили специальным темам, таким как «Жизнь и творчество Юрия Константиновича Ефремова — ученого-географа, певца Красной Поляны» и «История создания первого горнолыжного комплекса «Альпика-сервис». Затем мы встретились с руководством компаний, где работали проблемные жильцы, провели для них экскурсии по памятным местам, подарили книги, рассказывающие о Красной Поляне. После этого ситуация нормализовалась, хотя, конечно, некоторых сотрудников быстро перевели из благоустроенных номеров в вагончики-бытовки.
Люди общаются между собой не только вербально. Эстетика архитектуры, чистота и порядок, овеществленная в пространстве память о предках, о прошлых ревнителях общего дела, которые не забыты, — всё это без слов рассказывает о ценностях живу- щих здесь людей, о предметах их неустанной заботы, о том, чего они не потерпят, а чему будут рады и за что благодарны. Все эти известные законы и простые правила, естественно, вытекают из универсальной Истины, данной нам Господом в Моисеевых скрижалях: «Почитай отца и мать своих, и продлятся дни твои на земле». В этой заповеди — ключ к решению огромного количества проблем каждого и всех, поскольку семья — это благословенное место, где правит любовь, где рождается совесть и где формируется культурный человек. Все более общие коллективы и социумы, в которых существует человек, должны являться подобием семей- ных отношений с ежедневным и повсеместным напоминанием о сути бытия, о нашей вере, о наших ценностях, которые служат нравственным компасом в море текущих проблем.

   Коротко опишу наши последующие действия. В 2013 году мы собрали инициативную группу местных жителей и в майские пас- хальные дни установили гранитный памятный знак к 100-летию  со дня рождения уже упоминавшегося Юрия Константиновича Ефремова. Это ему мы обязаны прекращением хозяйственной вырубки окружающих лесов в 1950-е годы и сохранением Кавказского заповедника. Фигура эта — культовая и для полянцев, и для всех, занимавшихся горным туризмом в 60–70-е годы в СССР. Его книга «Тропами горного Черноморья» была издана в 1963 году 65-тысячным тиражом и быстро стала популярной. В 2014 году она была переиздана в третий раз. Не могу не сказать также о том, что полтора десятка гастарбайтеров-таджиков, привлеченных  для ручного подъема гранитной глыбы на горку Монашку, увидев цель работы, дружно отказались от оплаты.

   В этом же году была издана книга «Альпика-сервис» — имя розы», рассказывающая об истории создания и кратком жизненном цикле первого горнолыжного комплекса в Красной Поляне, с которого началась ее всероссийская известность. Все упомянутые мероприятия были выдвинуты и стали финалистами национальной премии «Хрустальный компас» Русского Географического общества в 2014 году.

   Эти работы, как оказалось, были небольшим прологом к более масштабным краеведческим находкам в истории Красной Поляны. Несколько лет назад сотрудники Государственного дома-музея М. М. Пришвина привезли в нашу библиотеку при храме книгу мемуаров Валерии Дмитриевны Пришвиной, супруги писателя, «Невидимый Град». Центральное место в книге посвящено событиям 20-х годов прошлого века, происходивших в окрестностях Красной Поляны, а именно — аскетическому подвигу монахов-пустынников Кавказских гор. Это потрясающая история о выдающемся молодом философе, покинувшем Москву и поселившемся здесь у нас, в скиту Святителя Николая, чтобы написать философский труд, призванный навсегда избавить человечество от бед. Этого молодого человека звали Олег Поль, а писал он «Остров Достоверности», от которого сохранилась только черновая рукопись первой части, опубликованная нами в этом году, пока только в Интернете.

   Дальнейшее тесное сотрудничество Представительства РГО с активом православного прихода в поселке и  его пастырем о. Николаем Сноповым, а также с Пришвинским музеем начало давать удивительные плоды. Прихожане начали рассказывать и показывать места захоронений монахов-пустынников — оказывается, они по завету своих родителей уже много лет ухаживали за этими могилами. Этим летом о. Николай организовал крестный ход к одной из таких восстановленных могил, где был установлен православный крест, сделана ограда и прибита памятная доска.
Не могу не отметить всяческое содействие, которое нам оказывают сотрудники Кавказского государственного природ- ного биосферного заповедника во главе с Сергеем Георгиевичем Шевелевым, поскольку многие из этих мемориальных объектов расположены на его территории.

   Дальнейшие краеведческие исследования дали новые интереснейшие результаты. Через тексты Олега Поля мы вышли на фигуру В. Ф. Эрна — надежду русской религиозно-философской мысли начала ХХ века. Оказывается, лето 1916 года Владимир Эрн, глава русских поэтов-символистов Вячеслав Иванов и Николай Недоброво провели со своими семьями в Красной Поляне. Что они искали в этой тогдашней глуши, где не было ни гостиниц, ни ресторанов, где няни постоянно отгоняли медвежат от поля- нок с детьми? Об этом мы узнали из писем Вяч. Иванова, из его стихов и воспоминаний его дочери.

   Оказывается, после известных событий церковной истории, таких как восстановление монастырей и храмов в Новом Афоне и расселения монахов-пустынников, в том числе, имяславцев, вывезенных с Афона греческого, в эти места началось настоящее паломничество многих известных деятелей русской культуры начала ХХ века. Этому в немалой степени способствовала книга В. П. Свенцицкого, ныне классика отечественной патристики, «Граждане Неба. Мое путешествие к пустынникам Кавказских гор» (1915). Лучшие российские умы и признанные таланты приезжали в Красную Поляну, проводили многочасовые молит- венные стояния совместно с местными монахами-пустынниками в надежде увидеть Истину накануне трагических социальных потрясений. Однако хлынувшие волны революции, гражданской войны и идеологического террора на 100 лет наглухо погребли под собою даже само ви;дение этой духовной развилки, у которой тогда стояла Россия.

   Удивительное дело, но уже в 30-е годы начитают слагаться новые стихи и появляться тексты о той же самой непостижимой мистической сущности природного ландшафта Красной Поляны. В стихах Ю. К. Ефремова мы находим слова: «...я болен ощущением пространства», как крик о бессилии человеческого языка, не способного так же мощно и прекрасно выразить свои чувства, как говорит с нами Бог языком сотворенной природы.

  Кстати, несколько лет назад внучка Юрия Константиновича, Ольга Тимошенко, сделала доклад на заседании Московского филиала РГО, который назывался «Психологические портреты территории в произведениях Ефремова».
Сегодня ясно, что мы находимся в самом начале краеведческих исследований сравнительно недавних, но основательно забытых страниц краснополянской истории. Но и того, что уже открылось сегодня, достаточно, чтобы не относиться к этому поселку, как к рабочей слободе или как к развлекательно-увеселительной территории. Настала пора обсудить вопрос о стратегическом развитии исторической территории Красной Поляны как центра историко-познавательного туризма, новой точки притяжения паломнического движения и как нового очага духовно- нравственной культуры.

   Многие детали, которые прозвучали в моем докладе, вы можете посмотреть на стендах фотоэкспозиции, выставленных в соседнем зале. Не могу не рассказать историю создания этой экспозиции, которая после нашего форума перекочует на постоянную дислокацию в этнокультурный комплекс «Моя Россия», расположенный в горнолыжном центре Роза Хутор. Этим летом Представительство РГО в Красной Поляне посетил игумен Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Киприан (Ященко) и подробно ознакомился с результатами наших краеведческих исследований. Уже на следующий день по его инициативе была достигнута договоренность с новым директором комплекса «Моя Россия» Александром Петровичем Бибой о подготовке и размещении этой экспозиции на его территории. До этого мы за год сумели познакомить с нашими краеведческими находками от силы 150–200 человек, включая группы экскурсоводов Сочинского региона, а в этнокультурном центре ее смогут увидеть 3 тысячи человек ежедневно.

   Удивительное дело, когда любое начинание рассматривается в духовно-нравственном аспекте, достаточно простой просьбы или предложения такой фигуры, как Его Высокопреподобие отец Киприан, чтобы всё закрутилось. У него столько духовных чад, его авторитет так высок, что легко согласовываются многие вопросы, требующие участия различных инстанций. Сегодня мы разобщены ведомственными частоколами как никогда раньше, порою даже начинать новое дело не хочется, когда представишь себе цепочку бесконечных переговоров. Однако там, где бессильно рацио, где не напасешься правил и инструкций, выручает Дух. Святый Дух, который связывает воедино всех нас, живущих в России, который всегда выручал нас в  прошлые испытания и о котором мы каждый раз вспоминаем, зайдя в очередной атеистический тупик.

   Благодарю вас за внимание, и Спаси вас Бог!


Рецензии