Календарик

Всякий раз, вспоминая начальную школу, я чувствую запах булочек, которые пекли в столовой, полусырой подвал, который служил нам раздевалкой. У каждого класса был свой отсек для одежды, и я все время забывала, где мое пальто. Часто мне казалось, что его украли, и я, спускаясь вниз, думала только о том, а будет ли мне в чем идти домой.
…Урок природоведения. Учительница задает задание, чтоб все на следующий урок принесли календарь. Жанна аккуратно записала задание в дневник и подумала, где же взять календарь, ведь мама не разрешит унести толстый отрывной, да и не такой нужен.
Придя, домой, Жанна долго не могла попросить у матери календарь, думая, что та сочтет ее просьбу легкомысленной и не станет тратить на это денег. Но на следующий день первоклашка решилась:
- Мам, а нам сказали принести календарь на урок природоведения, - неуверенно произнесла Жанна.
- И где я тебе возьму? Вон возьми отрывной несколько нервно ответила мама, даже не глядя в сторону дочери.
- Хорошо.
Потом немного подумав, Жанна вдруг поняла, что в отрывном календаре не хватает листиков, и неуверенно добавила:
- Мам, а он же не целый и сказали просто календарь, такой как открытка,- не зная как сказать правильно, чуть не плача проговорила она.
- Зачем? – раздраженно спросила мама. Ей явно не хотелось тратить денег, даже на пустяк-это сквозило в ее взгляде, и тут Жанна поняла, что ничего она не принесет на урок.
- Мам, ну пожалуйста, купи, а то мне поставят двойку, - со слезами на глазах умолял ребенок.
- Не говори глупостей, никто за это двойку тебе не поставит, ответила мама и занялась своми делами, давая понять, что разговор окончен.
Жанна не знала, что делать, почему мама не поверила ей, ведь она же сказала правду. Совершенно подавленный ребенок на следующий день направился в школу. По дороге Жанна думала только о том, чтоб ее не спросили, тогда может быть никто и не заметит, что она не принесла этот злосчастный календарь. Но все случилось вовсе не так, как она предполагала. Учительница поступила совсем не так, как надеялась Жанна. Она просто попросила:
- Так, дети, достали свои календари, я проверю, кто не принес.
У Жанны перехватило дыхание, сразу стало как-то жарко, а потом в ушах застучало так быстро, что чуть не закружилась голова. Она сидела, уткнувшись глазами в парту, стиснув зубы, чтоб не заплакать и думала о матери. Почему та не поверила ей, почему она терпит такое унижение, она думала, придет домой заплачет и все расскажет, как ей было плохо и стыдно. Но тут ее мысли прервал учительский голос:
- Жанна, а ты что не достаешь календарик?
- У меня нет,…я не принесла…..мне мама не купила,…а дома у нас нет,- не своим голосом произнесла девочка.
- Не понимаю, - строго продолжала учительница,- почему не купила, ведь всем купили, он же дешевый, быть не может, чтоб Алла Николаевна не купила тебе календарь, ты просто забыла, а теперь сваливаешь на маму, разве так можно,- расстроено договорила учительница.
Жанна уже не могла это вынести, щеки ее пылали, в глазах стояли слезы от такой безысходности и взрослого недоверия. Это было так, будто она кричала, а ее никто не слышал, и тут произошло то, чему она будет обязана впоследствии, что дало ей понимания поведения матери, и в тоже время она замкнулась в себе еще больше. Эта замкнутость позже сильно раздражала ее мать.
Если вначале ей хотелось плакать, то тут слезы высохли, и проснулось другое чувство, оно было незнакомое, но Жанна не испугалась, она спокойно сказала:
- Я вас не обманываю.
- Давай дневник, - холодно произнесла учительница.
Откуда взялось это спокойствие, Жанна понять не могла, но она с равнодушным видом достала свой дневник, где были одни пятерки, все еще надеясь на то, что не посмеет учительница поставить ей двойку.
Но красный силуэт этой позорной оценки отпечатался в клеточке «природоведение». И была она такой большой, чуть ли не в два раза больше тех пятерок, которыми очень гордилась Жанна. И только когда девочка шла домой, все вернулось в прежнее состояние. То чувство, которое посетило ее на уроке, куда - то улетучилось, и на душе стало так скверно, что показываться на глаза матери не хотелось равно так же, как и не хотелось видеть ее, после всего случившегося. С этого момента Жанна начала еще больше сомневаться в том, что мама ее любит.
Но делать нечего, рано или поздно встреча должна была состояться, хотя девочка решила, что лучше пусть будет поздно, так как вечером у мамы всегда нет времени, она быстренько глянет дневник и потом ужин, а потом спать. Было неплохо, если б перед самым сном она попросила дневник, тогда все произошло бы быстро, а ночью Жанна бы успокоилась так, что на следующий день никто об этом и не вспоминал.
Жанна просидела два часа в подъезде, совершенно не думая о том, как объяснит причину такого долгого отсутствия. Ее сейчас заботило совсем другое: как можно позже придти, чтоб осталось как можно меньше времени для позора.
Уже стемнело, время шло к ужину, и Жанна неуверенно толкнула дверь. Дверь, которая обычно была всегда открыта, на этот раз оказалась на замке. Это обстоятельство совершенно доконало Жанну, она позвонила.  Подошла мать и спросила, кто это. Девочка, теряя сознание, ответила еле слышно:
-  Это я.
- Так, ну и где ты ходишь, я уже не знаю к кому бежать, - сердито спросила мама.
- Мам, ты только не ругайся сильно, - чуть не плача произнес ребенок,- я двойку получила.
И тут рыдания словно прорвались, она плакала и не могла остановиться, в сердце была обида и досада на мать, и то, что сейчас она Жанна, вынуждена еще и расплачиваться за мамину невнимательность, а та ее за это еще и ругает. Такая несправедливость давала волю слезам. Мать же увидела другую причину и сухо спросила:
- И поэтому ты шляешься до ночи? По какому предмету два?
- По природоведению, - всхлипывая, ответила Жанна.
- Я тебе говорила, чтоб ты учила лучше, вместо того, чтоб выпрашивать у меня календарь.
- Так мне за него два и поставили,- немного дерзко ответила девочка, - учительница не поверила, что ты отказалась купить мне его.
- И правильно сделала. Надо было лучше объяснять, для чего тебе он нужен, я вообще думала, что просто хочешь такой календарик.
- Я же сказала, что на урок.
- Откуда я знаю куда тебе надо, может вы с ребятами договорились так,- кричала мать, понимая, что не находит достойного ответа.
- Ладно, я завтра схожу в школу и поговорю с учительницей, - уже спокойно сказала мама,- не реви. И домой возвращайся вовремя, понятно?
- Да,- с облегчением, что конфликт исчерпан, произнесла Жанна, и добавила,- не надо ходить в школу.
Она думала, что ее сочтут ябедой, и что некрасиво, если мама станет указывать учительнице за что и как той ставить оценки, ведь это не мамино дело.
В школу так мать и не пошла, сейчас меня это не удивляет, потому что мама практически никогда ничего для меня не делала. Да и для себя редко. Пишу «практически» на всякий случай, вдруг просто я что-то не помню, хотя запомнила бы наверняка


Рецензии