Клара Цеткин и др

             Почему маленькие  дети так плохо засыпают? Марина Родионовна Сухова – Млинская  озаботилась этим вопросом, когда ее внуку исполнилось 1,5 года. До этих пор он перед сном прикладывался к маминой уже малопроизводительной, но
такой снотворной груди и очень скоро сосредоточенное на приеме пищи выражение лица отражало погружение в безмятежный сон. Но теперь обязанность укладывать любимого внука спать без этого   снотворящего источника легла на ее пенсионные плечи. В день старта этой повинности внучонок чуть было не нарвался на оплеуху, так он капризничал, крутился, извивался у нее на руках, попытался даже оттянуть ворот ее футболки, но увидел там совершенно непохожие на мамины принадлежности, лицо его выразило последовательно удивление, разочарование и презрение. В отместку он практически сорвал дневной сон, разговаривал, вскакивал с кровати, мял бабушкино лицо, раздирал веки, когда она делала вид, что спит.
          
              Марина Родионовна пошла сначала стандартным путем. На прикроватной тумбочке появилось несколько детских «снотворных» книжек. Ассортимент был достаточно скуден – все   знают, как маленькие дети привязываются к одному  и тому же тексту, требуя по несколько раз в день рассказывать одну и ту же сказку. Начали с непотопляемого «Колобка», первые пару дней прием срабатывал, Ванечка на этапе ухода Колобка от лисы, уставал бороться с отяжелевшими веками и начинал
обнадеживающе посапывать. Бабушка же опережала внука и уже с трудом уходила от дедушки, борясь с наплывающим старческим храпом чашкой крепкого кофе перед первой страницей.
    Но через несколько дней магическая сила «Колобка», «Варежки» и даже дяди Степы иссякли, более того, уже запомнились младенческим умом до каждой буквы, и как только Родионовне казалось, что можно незаметно соскользнуть с дивана, открывался бдительный «третий» глаз малыша и звучало роковое «цитай!».
«Мы пойдем другим путем» - эту фразу  Владимира Ленина так утрамбовали в головах советских людей, что именно она всплыла в создавшейся тупиковой педагогической ситуации. Родионовна рассуждала так: если читать ребенку книжку с
интересным и полюбившимся ему сюжетом, он не только не заснет, но будет бороться со сном, лишь бы дослушать сказку до конца. А нужно подобрать набор слов и выражений, которые будут  для слушателя малопонятными, а читать нужно монотонным
тихим голосом, имитируя шум легкого морского прибоя или осеннего дождя.
Процесс начали с самого простого. Перебирая нежно пальчики внука, от первого до мизинца и обратно, вкрадчивым голосом бабушка повторяла: первый пальчик засыпает, второй пальчик засыпает и далее  по числу пальчиков  своего
обожаемого. На лице Ванечки появилось выражение ожидания Колобка между пальчиками или сами пальчики, отправляющиеся в варежку, но так как это не произошло, а повторение – не так мать учения, как зачастую бабушка сладкого сна, то 
подопытному внуку ничего не оставалось, как заснуть. Родионовна торжествовала, представляла, как будет делиться своим изобретением  на детской площадке с такими же страдалицами. Но оказалось не все так просто, через неделю количество
пальчиков стало приближаться к стадам овец и других парнокопытных, загоняемых в хлев бессонными ночами ее ровесницами.
          Репертуар пришлось сменить, сохранив идею «сверхзадачи» Станиславского, в данном случае – добиться быстрого и долгого сна. Пригодились школьные знания. А чем были заполнены мозги советских школьников, кроме клятвы пионера?  На ум
пришло перечислять все пятнадцать  советских республик – монотонно, много шипящих и для себя польза – возможность отодвинуть встречу с Альцгеймером на более позднее время.
           Ванечка улегся на эшафот дневного сна и приготовился к усыплению пальчиков. Но вместо этого услышал совершенно непонятные для него слова: азербайджанская советская социалистическая республика, армянская советская
социалистическая республика и т.д. Лицо его отразило отчаянный поиск знакомых слов, что привело к быстрому торможению активности и на пятой республике внук уже спал безмятежным сном. Бабушке бы уже остановиться и самой  погрузиться в сон,
но внезапно появившееся желание проверить свои школьные знания золотой медалистки заставило ее все-таки вспомнить когда-то набивших оскомину сводных по революции сестер. Она уже для себя стала перечислять все республики, и, о ужас!, память выявила недостачу республик! Она уже и свои пальцы перебирала, загибала их, пыталась для удобства расположить республики по алфавиту, но каждый раз в итоге пятнадцать никак не получалось, то одной республики не хватит, а то и двух.
Родионовна почувствовала холодок страха в теле и представила, что ей не удастся уйти от Альцгеймера, как Колобку от дедушки. С этого дня Родионовна с нетерпением ждала Ваниного дневного сна.
              Он по – прежнему  засыпал быстро, особенно эффективным оказалось слово «социалистическая», такое оно   было шипящее и убаюкивающее.
Родионовна даже пошутила про себя, как социалистическая идея способна усыпить несколько поколений! И возобновляла переучет республик, пока не засыпала сама. Один раз даже, дойдя до Киргизской республики, она на миг запнулась и вдруг
услышала сонный голос внука: «Кикиская сетская сосисическая ресбублика!» Оказывается, Илона Давыдова*, как и Ленин, живее всех живых!
Но с этого времени репертуар пришлось сменить. Все пятнадцать советских республик, без единой заминки в алфавитном порядке и обратно перечисляемые бабушкой, не только не  успокаивали внука, но начали его раздражать. Но не дожил бы человек до семидесяти, не будь он вынослив, весел и находчив.
Неунывающая Родионовна, порывшись в файлах своей памяти, решила проэкспериментировать с историческими личностями, компактно утрамбованными в ее черепной коробке последовательно курсами истории школы, института, аспирантуры и политинформациями.
       Задачу сохранила прежнюю – набор непонятных монотонных слов. Теперь сказка дневного сна начиналась так: жил – был дедушка Ленин, он написал много – много сказок. Один призрак, бродивший все время по Европе, никак не мог найти гостеприимную варежку, где всем найдется стол и кров. Папа Карлсон и его друг Энгельсон предложили Ленину посадить Идею сказки в одной стране. Дедушка и посадил. Выросла Идея большая – пребольшая, пора было ее попробовать.
           Помогали дедушке Ленину вытягивать Идею его друзья. С этого места начиналось перечисление фамилий, призванных оказывать снотворный эффект, который был проверен тремя предыдущими поколениями. Героями бабушкиной сказки стали Яков Свердлов, Феликс Эдмундович Дзержинский, Надежда Константиновка Крупская в паре с
Инессой Арманд,  Рыков, Троцкий, Зиновьев, Каменев, Джугашвили, Роза Люксембург, Клара Цеткин и др., перечисляемые тихим монотонным голосом. Ванечка засыпал очень быстро, Родионовне даже не нужно было особенно напрягать свою память.
Но в один прекрасный день, когда Ванечка увидел, как бабушка готовит его кроватку ко сну, он  устроил настоящую истерику: «Не хацю Клалу Цеткин!».        Политические сказки дедушки Ленина потерпели фиаско.

* Илона Давыдова - популярный автор методики изучения английского языка.


Рецензии