Кольцо Саладина. ч2. 17

В обратную сторону я лечу по лестницам и коридорам, не чуя ног. Мы такое раскопали с Олежкой, что спокойно идти просто невозможно. Только лететь сломя голову, стараясь, правда, уж не очень стучать каблуками – всё-таки лекции идут....
- Знаешь, что он сказал? – с порога кричу я Татке, заполошно влетая в кабинет. – Знаешь, что мы нашли? Сейчас упадёшь замертво!
Я присела к ней за стол и перевела дух.
- Невероятно! Совершенно потрясающее! Слушай! Оказывается, в Несвижском замке есть подземные ходы и ходят слухи, что один из них был очень-очень длинный!
- Да ты что? Ну-ка, ну-ка… - Татка бросила свой пулемёт и всем телом повернулась ко мне.
- Представь себе! То есть, всё могло быть на самом деле! Представляешь, всё, что ему привиделось, могло иметь какую-то основу!
- Очень интересно, очень… – пробормотала Татка, и потянулась за бумагой. – Надо нарисовать. Рассказывай. Куда вёл подземный ход?
- Вот слушай. Там есть реальные подземные тоннели, все они находятся в пределах территории замка. Они неплохо сохранились, выложены кирпичом - собственно, это типичные оборонные сооружения. Ну, ты знаешь: переходы, подвалы всякие, склады оружия, продовольствия, выходы к воде, ливневая канализация… В общем, как обычно во всех крепостях.
- Ага, ясно… - Татка быстро нарисовала на листке бумаги кружочек и поставила букву Н.
- Короче, в них ничего особенного, - продолжила я торопливо. - А вот тот, который считается легендой, самый длинный и невероятный, как раз и шёл на север от Несвижа! Ты понимаешь? Она ему так и сказала: «Выйдешь на север от Несвижа». Ой, у меня даже сердце застучало, когда мы это нашли… Неужели всё сходится?..
- Так куда выходил этот подземный ход? – нетерпеливо спросила Татка.
- По преданиям этот подземный ход соединял два замка, - торжественно провозгласила я. – Несвижский и Мирский.
- Мирский замок! – ахнула Татка. – Знаю я его! Но он, вроде, тоже Радзивиллов. Не помню. Ну, так мы всё сейчас выясним!
- Да мы всё выяснили! – тихо и торжествующе воскликнула я. - Мы с Олежеком всё нашли… Да, Мирский замок больше двухсот лет принадлежал Радзивиллам. И находится именно к северу от Несвижа!
Татка присвистнула и тут же воровато оглянулась на дверь шефа.
- А может, это… у Ильича спросим? – она кивнула на дверь.
- Зачем? Всё же ясно теперь…
Я очень старалась не повышать голос, но мне это плохо удавалась, я готова была кричать на весь кабинет и прыгать. Как жалко, что князя нельзя сейчас вызвать, ну, как же жалко, что прямо сейчас нельзя огорошить его этой сногсшибательной новостью!
- Дай! – я вырвала у Татки листок, нарисовала второй кружочек, повыше и подписала рядом с ним «Мир». - Смотри, если допустить, что всё это правда, то князь шёл именно по этому самому подземному коридору. Где-то там, за его спиной, оставался Несвиж, понимаешь? – Я схватила карандаш и соединила чертой оба кружочка. – Видишь? Видимо, дольмен его вот так вёл… от той беседки… Уж как он его вёл и какими путями, это непонятно и совершенно фантастично, - но! – я постучала карандашом по чертежу, - привёл он его именно в этот ход. Понимаешь? И он по нему идёт к северу от Несвижа, как ему было сказано! Потом садится на коня и скачет. Ну, и как ты думаешь теперь - куда?
- К Мирскому замку, - сказала Татка, делая страшные глаза.
- Именно! – я сделала такие же глаза. - А ему просто больше некуда. И был он, скорее всего, именно в нём. И кольцо он получил именно в нём!
- Сколько времени он скакал? – быстро спросила Татка.
- Вот это самое слабое звено, - сокрушённо признала я. - Он плохо помнит этот момент. Помнит, как скакал. А потом провал – и потом женщина передаёт ему кольцо.
- Ну так где она ему передала кольцо?
- Он сказал – в лесу. Ну, я так поняла.
- В лесу? – Татка вытаращила глаза. – Ну, очень хорошее место, чтобы драгоценные кольца передавать… Лучше может быть только на висячем мосту через бурную реку.
- Я не знаю, - я с сожалением пожала плечами. - Конечно, нужно нам ещё встретиться и выяснить подробности. Но да, странно, что в лесу. Почему не внутри замка?
- Слушай… - Татка прищурила глаза, глядя сквозь меня, - А очень возможно, что в этом был резон, - она подняла палец, совсем, как князь, и у меня сразу дрогнуло сердце от знакомого жеста. – Как я поняла, это кольцо было ценностью, и его надо было спасать?
- Ну да…
- Вот. И если это был ценный артефакт, то нужно было действовать со всей предосторожностью. Представь, что кругом враги, слуги подкупленные. Стражники. Он, как человек посторонний, мог быть схвачен и обыскан. А она, если она была хозяйкой замка, могла беспрепятственно вынести на себе что угодно. Он прискакал, она его вывела из замка, увела подальше, удостоверилась, что вокруг никого – и передала кольцо.
- Ты гений! - воскликнула я. – Тебе романы надо писать.
- Я на пенсии займусь, - пообещала Татка. – Кстати, о пенсии. Давай уже завернём эти чёртовы подарки и отделаемся. А то Ильич выйдет – а у нас конь не валялся, - она понизила голос. – А он лично распоряжение давал нас освободить сегодня.
- Давай!
Мы живо расчистили стол, поставили посредине короб с подарками и углубились в праздничный дизайн, не переставая строить версии.
- Самый туманный момент у нас – после подземного хода. Вот эта конная поездка. Надо его получше расспросить, - решительно планировала Татка, ловко завязывая розовые и красные банты. – Когда он освободится?
- Не знаю, - я покачала головой. - И сам он не знает. Скорее всего, он останется со всеми праздновать. Он вчера от всех убежал, сегодня уже неудобно, всё-таки там коллектив, девочек много, надо поздравлять…
- Ясно, ну ладно, тогда завтра или на праздники. А какое расстояние между замками? Посмотрела?
- Посмотрела в путеводителе – около тридцати пяти километров.
- Много… - Татка задумалась. – Маловероятно, что этот подземный ход существовал.
- А то, что твой знакомый человек провалился в восемнадцатый век, это, конечно, очень вероятно, - иронически заметила я.
- Абсолютно разные вещи, - авторитетно заявила Татка. – Одно дело, когда что-то странное произошло в наше время и с твоим знакомым человеком, и совсем другое дело – сомнительная легенда двухсотлетней давности.
- Почему сомнительная?
- Сама подумай, тридцать пять километров. Земляные тяжёлые работы. Потом кирпичом выкладывать, мостить. Освещение обеспечивать. Доступ воздуха.
- А пирамиды как строили? А метро как строили?
- Ну, ты ещё вспомни, как Останкинскую башню строили... Нет, маловероятно, - Татка покачала головой. – И самое главное – зачем?
- Ну, вроде бы туда в гости ездили, в Мирский замок. Здесь у них фортификация, а там была летняя резиденция.
- А по земле почему нельзя в гости съездить?
- Ну, мало ли… распутица, дожди, снега…
- В дожди приличные люди дома сидят, - непреклонно сказала Татка. – Ради этого возиться?
- Ну, возможно, ради каких-то тайных визитов, – предположила я. – Любовные интриги. Дворцовые перевороты.
- Отравить кого-нибудь, - подхватила Татка.
- Привезти подвески королеве Франции, - закончила я, и мы засмеялись.
- Слушай, мне кажется, что подарков больше, чем наших женщин, - заметила я, заглядывая в ополовиненную коробку.
- Не кажется, - отозвалась Татка. – Точно больше. Мирослава приходила и просила помочь несчастному профсоюзу. Они доставали всю эту фигню – красивые коробочки, бантики-шмантики, пакетики, а это наша доля работы… Нет, не сходится, - вдруг сказала она, бросая ленты на стол.
- Лента не сходится? – удивилась я.
- Версия не сходится.
Татка вернулась к столу, взяла наш простенький чертёж и написала вдоль черты, соединяющей два кружка: «35 км». – Вот, смотри, - она подняла на меня глаза. - Если между двумя замками был ход, зачем ему конь? Зачем выходить и скакать на коне под открытым небом? Подземный ход должен идти до самого замка, иначе, какой в нём толк.
- Я тоже так подумала, - сказала я. – Но Олежка привёл кучу примеров. Например, земляные работы стали дальше невозможны. Болота, озёра, пески… Вот и сделали выход раньше, в нескольких километрах от замка. Или могла быть такая ситуация, что нельзя было попасть в замок через ход. Например, ход обвалили или затопили. Или его там ждала засада.
- Если обвалили или затопили, это может означать только смуту, заговор.
- Ну так оно было! Она же так и говорила, та женщина: околицы горят, магнаты присягают Карлу… Ты говорила сама: Северная война с Россией.
Татка, подумав, изобразила с правой стороны листа облако, написала в нём «Россия, 1700-1721г.» Я тоже бросила ленты и нависла над листочком. Вверху Татка набросала облако поменьше и написала «Швеция, Карл 12.»
- Так? – она посмотрела на меня.
- Нет!
Я кинулась к своему блокноту, лихорадочно залистала и опять приникла к Таткиной голове.
- У нас получился Карл Десятый Густав. Олежка так вывел.
Мы посмотрели друг на друга.
- Ну, хорошо, - Татка перевернула карандаш, стёрла «12» и подписала «10». – Хм-хм-хм… - задумалась она. – Так, а когда был построен Мирский замок? И вообще, какова его история? Нашли чего-нибудь?
- Когда построен – непонятно, история путается в датах, - сказала я. – Но вот абсолютно точно, что им владели Радзивиллы с 1568 по 1838 год.
Татка аккуратно записала цифры в строчку и опять задумалась.
- Чёрт, опять мы упираемся в эти слуцкие пояса, - сказала она. – Если бы мы только знали точно, завозные они ещё были или уже местные… Давай попробуем по-другому. Когда из дома выносится самое ценное?
- Когда дому грозит опасность.
- Вот именно. Нашли что-то по истории Мирского замка?
- Ну, вот есть… - я перелистнула страницу, - в 1655 году был взят казаками под предводительством гетмана Ивана Золотаренко. То есть, это период восстания Богдана Хмельницкого.
- Богдана Хмельницкого… - эхом повторила Татка. – А этот Иван Золотаренко, этот Иван Золотаренко…
- Был шурином Богдана Хмельницкого, - услышали мы за своими спинами спокойный мужской голос, до боли знакомый.
В один миг разогнувшись, мы отскочили от стола и ошеломлённо повернулись – Ильич стоял перед нами и мирно улыбался.
- Ой… Андрей Ильич… - залепетали мы разом, стараясь не переглядываться друг другом, что было бы уже совсем глупым. – Мы… это…
Я покосилась на коробку с барахлом, из которой торчали во все стороны пакеты и ленты, но Татка решительно взяла инициативу в свои руки.
- Андрей Ильич, мы на минуточку отвлеклись, у нас тут один срочный исторический вопрос, а подарки мы сейчас быстренько все доделаем, у нас тут всё уже готово, чуть-чуть осталось… мы уже всё…
- Да, боже мой, Наташенька, о чём вы… - прервал её горячую тираду завкафедрой. – Напротив, отрадно видеть людей, так увлечённых историей. Отрадно… А это всё пустяки, – он махнул рукой на наше хозяйства. – Для истории это всё несущественно. Что касается Ивана Никифоровича Золотаренко, то если вы собрались искать дату его рождения, то бесполезно – неизвестен сей факт. А вот скончался этот суровый и жестокий гетман 17 октября 1655 года. Застрелен серебряной пулей во время триумфального въезда в завоёванный им город Старый Быхов.
- Серебряной пулей?.. – переспросила я растерянно.
- Представьте себе, – профессор уютно потёр руки. - А что, девочки, как там у нас с самоварчиком? Чайку горяченького не получится ли?
- Ой, Андрей Ильич, один момент! – уверила Татка. - Сейчас всё будет в лучшем виде. И лимончик есть – как вы любите!
К самоварчику бросились мы обе – я, в основном, чтобы скрыть растерянность.
- Вот что значит, настоящий учёный, – быстро прошептала Татка, натирая до блеска стеклянный стакан и ставя его в металлический подстаканник. – Вышел из кабинета, с полуслова понял, о чём речь, и включился в дискуссию.
- Да уж, - кивнула я. – Картина маслом. Вышел из кабинета настоящий учёный и видит: по всем столам ленты, банты, шманты, а посредине две женские попы. Что же это такое? А это сотрудники кафедры решают один важный исторический вопрос…
- Восстание Богдана Хмельницкого, - с пафосом продекламировала Татка, и мы тихо захохотали.
----------------
на фото: Мирский замок


Рецензии