Мельпомена Геродота миф или правда?

Честно говоря, до определенного момента в своей жизни, мне не приходилось сталкиваться с произведениями  Геродота. Просто не было такой возможности и необходимости. И вот, в разговоре с одним человеком, историком по образованию, мы коснулись темы написания истории разными людьми, о правдивости изложения событий авторами, занимающихся написанием исторической литературы.
     Спора между нами не было. Просто каждый из нас выдвигал свою точку зрения, мнения, суждения по данному вопросу, приводя свои доводы. И вот мой собеседник затрагивает, в качестве аргумента, «Историю» Геродота. К своему стыду, мне нечего было сказать об этом произведении. Пришлось впоследствии обращаться к первоисточнику, благо, что в наше время есть такое чудо, как интернет.
     Кратко ознакомившись (уж больно длинное и путанное произведение), у меня было смешанное чувство от прочитанного, где автор смешивает в кучу всё – легенды, мифы, сказания, ссылки на исторические документы и людей, подтверждающих или опровергающих то или иное историческое событие. Причем, событийность исторических дат не имеет никакой особой  последовательности  происходящего. В этом произведении Геродот, по моему особому мнению, просто, как филолог, записывает всё, о чем услышал и узнал, в той последовательности, в которой эти сведения до него дошли. Что-то в аналогии с дневником исследователя.
     Будучи человеком пытливого ума, Геродот записывает все свои сведения в главы, которые называет именами девяти олимпийских муз. И каждая из этих глав связана с судьбой, характером, развитием, становлением и распространением какого-либо народа. Например, в главе 4 «Мельпомена», Геродот излагает всю информацию, что он собирал о скифах. Но как излагает! Да, путанно, порой непонятно, но тем не менее, есть места в его описании, где приводятся данные о географическом ареале распространения народов и об их родоначальниках.
     Как ни странно это покажется, но я знаю лишь один похожий литературный источник, рассказывающий о происхождении народов, их расселении, распространении на Земле, с некоторыми элементами географических координат. Это Библия. Ну четко прослеживается нить. Правда, в Библии речь больше  идет о еврейском народе. Единственно, что их отличает, так это хронология произошедших событий и временной отрезок, за который они произошли.
     Если в Библии описывается история происхождения рода человеческого от Первочеловека до возведения на Крест Иисуса Христа (с воскрешением), то в «Мельпомене» Геродота идет речь только о скифах, преимущественно. Оба эти великих исторических произведения создавались людьми. И если Геродот был реальным историческим лицом, путешественником, борцом с тиранией, а главное – философом и филологом, то Библию, наверняка тоже писали люди. И, скорее всего, это был не один человек, а несколько, собравшие из разных источников максимум информации, которую кропотливо расставили по своим местам в хронологическом порядке.
     И та, и другая книги содержат в себе мифы, сказания, легенды, которые невозможно подтвердить. Делаются ссылки на исторических людей и реальные города, которые придают этим произведениям намек на достоверность происходящего. Вот, например (не сочтите за богохульство), история самого Иисуса, которого судил Понтий Пилат. Да, Понтий Пилат был исторической личностью, но когда знакомишься с его биографией, нигде не упоминается то, что он действительно совершил суд над Иисусом. Идет только ссылка на Библию. Был ли на самом деле такой человек - Иисус? Кто знает?
     И в «Мельпомене» Геродота тоже идет ссылка на человека - Аристее, который сначала умер, а потом его видели живым в других местах и который впоследствии издал эпосное сказание, ссылку на которое делает Геродот.
     Что это? Подражание или повторение чудесных событий? Чему можно верить в исторических трудах всех времен и народов, если правда искажается домыслами и мифами?  У меня сейчас нет уверенности в том, что и современная история не содержит в себе вымышленные факты, которые потом будут выглядеть как «а это могло быть правдой».


Рецензии
Интересные мысли. Что касается Геродота, то увы, не имел возможности читать его труды. Что касается Библии, разок "пробежался". Чем то похожа ещё на "Сказание о полку Игоре". По моему мнению это просто история Еврейского народа, приписавшего себе право быть избранным. Что же касается любой религии в целом, то для меня это плод коллективного мышления. Плюс собственный уровень интеллектуального развития.
Взять то же христианство. Оно ведь не осталось таким как было в давние времена.
Да даже за период последних десятилетий, отношение к нему у людей менялось, в разные стороны, от фанатизма до атеитизма. Тут каждый волен выбирать что ему по душе, по духу или уровню интелекта.
Один из показателей оного для меня, оперирование с числом бесконечности, или так называемой вечности. Это почти то же самое что и "ноль" это число или нет?

Виктор Кнейб   30.03.2021 23:12     Заявить о нарушении