Колобок по-уральски

    В деревне на заулке изба стояла. Сама никудышна избенка была.  Там жили-были дед да баба, ели кашу с молоком… Ну, это ясно. С ними другая притча случилась.

   Как-то говорит старик своей жене:
- Ак чо, может колобок седни испекешь? Больно колобка аржаного поисть охота.

Бабка заворчала:
-Я вон алябушки испекла мяконьки, сама таковска еда нам беззубым, да горошницу щас приставлю.

  Однако старик заартачился, талдычит одно:
-Испеки мне колобок.

  Бабка его закликает:
- Ну, чо ты городишь? Чо это враз взбрендило тебе?  Троица прошла уж, твой день андела ишшо не скоро, а мучица-та у нас с месяц, как закончилась. В анбаре-то шаром покати! И купить не на чо. Ты все деньги на книжки издержал. Лучше бы ситцу мне на новый запон купил. Вишь как старый  обрямкался! Где я тебе муку возьму?
- А ты по сусекам поскреби, по анбарам помети, вот и наскребешь на колобок.
- Больно грамотный стал, начитался всяких сказок.
  Но старик такой поперешный, чо втемяшится ему в башку, то вынь – да положь.

  Пристал он  к бабке, как банный лист:
- Всамделе, так  колобка поисть охота.

  Плюнула бабка, взяла сельницу, да в анбар  направилась, а деду своему  говорит:
- Пойду, муку поишшу, а ты нето дружок воды в кадочку принеси.

  Вот пошел старик на ключик по воду, а старуха в анбар. По ларям да сусекам поскребла, по анбару помела, с однова и тенету со стен смахнула. Наскребла бабка с пличку муки аржаной и пошла в избу квашню приставлять.

  А дед воды натаскал, задохся весь.  На голбчик залез почитать  маленько, да там и прикорнул. А бабка недовольна, посудой на середе брякат, только деду все одно.

  А тут  и тесто подошло. Выкатала бабка колобок и поставила расстаиваться. Потом сгребла угли к загнедке и колобок в печь посадила. Угли в печи шают, а колобок пекется, румянится. Испекся колобок, бабка его достала из печи, помазала постным маслом, да на окошко остужаться поставила на блюде. Зовет деда:
- Айда горошницы похлебам, а после колобок наверхосытку съедим.

   Услыхал это Колобок, сдыгал, знамо дело. Заелозился он на блюде, скатился с него, а после  с окна на завалинку спрыгнул. С завалины – на земь, потом по ограде в подворотню,  на улку и задами в лес укатился. 

 Катится Колобок, дорога гладкая, без колдобин. На улице вёдро, птички поют.
 Докатился так до лесу, а на опушке заяц стоит, лапы растопырил, Колобка поймать хочет.  Колобок не испужался, а песенку громко запел:
- Я – Колобок, Колобок,
По анбарам метен,
По сусекам скребен,
Маслом мазан.
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел
И от тебя  сбегу сразу.

   Заяц сконфузился, давай оправдываться, дескать, он вклепался, думал, что вилок капусты по дорожке катится:
- А песенка-та у тебя шибко баская. Опнись немного. Вдругорядь спой ишшо!

  Спел Колобок и дальше покатился. Забрался в самую трещобу . А там  волк из-за сосны выкатыват. Увидал Колобка, обрадовался:
- Вот и ужна ко мне пришла!
- Окстись, волк, и не вздумай меня нахратить!  Я ведь не мясной пирог, я постный, таких волки не едят.
  Волк взъерепенился:
- Лико чо! Знать-то ты  зубоскалить сдумал? Будет тут кажный указывать, чо мне исть!
- Я тебе лучше песенку спою:
Я – Колобок, Колобок,
По анбарам метен,
По сусекам скребен,
Маслом мазан.
Я из дома ушел,
И от зайца ушел,
И от тебя  сбегу сразу.

  Так баско пел Колобок, что волк не выдержал, стал подвывать, и глаза зажмурил даже. А Колобок тем часом дальше покатился. Имай его теперь  по лесу-то. Вдругорядь наука волку – не будь полоротым!

  Катится Колобок по лесу, а навстречу ему Лиса  идет. Колобок враз ей песенку запел. А Лиса засокрушалась,  что слышит неважно:
- Колобочек-дружочек, скокни на пенечек, чтобы я расслышала песенку ладом.
  Не поддался Колобок на уговоры:
-Ты, Лиса, рехнулась, чо ли? Я к тебе подойду, а ты меня и съешь.

  Лиса заотнекивалась:
- Я ведь стряпаного не ем. Да ты ишшо весь в пыле, а может и закалый даже. Твердящий весь.
  Обиделся Колобок:
- Ничо я не закалый, а самый свежий. Нече меня хаять.
  А Лиса опять ведет:
 - Чо за неминя тебе по лесу блуждать? Пошли ко мне в избу, ты поди уханькался в дороге-то? Отдохнешь тамока. А я тебе курочку покажу, которую я даве в деревне стибрила. Много я повидала кур всяких  неоднаких, но такой не видывала. Утре она снесла яичко не простое, а золотое.  А на что оно мне?
- Нет, ты меня с панталыку не собьешь! Иди к своей курочке-рябе, а мне в деревню вертаться пора. Пыльного-то меня исть не будут. Буду с бабушкой и дедушкой жить-поживать, да добра наживать.
  И покатился Колобок взадь, в деревню.

Словарь уральских слов
алЯбушки – лепешки, печеные на плите, не из муки
 артАчиться – упрямиться 
баскОй - красивый
вдругОрядь – снова, опять, повторно
вЁдро - хорошая солнечная погода
взАдь – назад взбрендило
вилОк - кочан
вклепАться – обознаться
втемЯшить – вбить в голову, зациклиться на чем-то
гОлбчик – доски в продолжении печки, на которых спали
городИть –  говорить чепуху
ерепЕниться - сопротивляться, не соглашаться
загнЕда (загнЁдка) - ямка в русской печке, куда перемещают недогоревшие в печи угли перед началом выпечки хлеба,
закАлый хлеб – непропеченный, неподнявшийся хлеб
запОн – фартук
заУлок –  проулок, переулок
ладОм – по-хорошему, как следует
лико чО  - смотри-ка что
наверхосЫтку – на сладкое
нахрАтить (изнахрАтить) – портить, причинить вред здоровью неминя
некудЫшный – никуда не годный
обряЯмкать - оборвать, превратить в ремки по краю
однАкий - одинаковый
окстИсь – образумься, одумайся
опнУться – задержаться
отнЕкиваться – отрицать какое-то действие, отказываться
полорОтый – рассеянный, невнимательный
поперЁшный - упрямый, несговорчивый
прикорнУть - прилечь
сбить с пантАлыку – запутать, дать неправильный  совет
сдЫгать - испугаться до отказа от выполнения работы
середА – кухня в избе
сконфУзиться - смутиться
сокрушАться - сожалеть, печалиться
талдЫчить – говорить одно и то же, доказывать Тенету
трещОба – чаща леса
ухАнькаться – очень устать
хАять - нелестно отзываться
шАять - тлеть


Рецензии
Ой, спасибо! Родную речь из детства вспомнить... Я родом со Свердловска.

Ярослав Зорин   17.05.2021 08:35     Заявить о нарушении
Как приятно земляка на страницах сайта встретить. Я живу здесь, в Свердловске, т.е. Екатеринбурге. Увы, теряется наша речь уральская, уходит со старшими поколениями. Но мне очень хочется сохранить ее хоть частичку, частичку детства своего. И я очень рада, что Вам понравилась сказка, вернее речь уральская.

Галина Аблова   17.05.2021 15:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.