Вредные советы писателям

Доброго дня, граждане! Сегодня я хочу обсудить с вами тему мотивационных «советов» писателям. По моему скромному мнению, большинство из них представляют совершенно вредные и абсолютно контрпродуктивные вещи. Без долгого вступления начну.

1) «Писательский дар дан вам с рождения»

Вариант трактовки: если вы хорошо писали детские сочинения или маленькие сказки, это значит, что вы – писатель. Продолжайте просто писать – вы уже поцелованы богом в лоб!

На самом деле: дар, ровно как и талант – это всего лишь то, что экономит время на постижение навыка. Сам по себе он ничего не значит. Человек, обладающий способностями к чему-то, просто чуть быстрее преодолеет начальный уровень – чем тот, у которого таланта нет. Но у обоих впереди – серьёзная и долгая работа над огранкой своего навыка к письму. Работа по постижению самых разных форм и методов – и ваши лёгкие труды не гарантируют того, что вы сможете писать серьёзные вещи. Вспомните, например, Ершова, который так и остался для всех автором «Конька-Горбунка». И всё.

Вердикт: дар принципиально ничего не значит, даже если и дан вам свыше. Талант – всего лишь экономия времени, нужного на постижение начального уровня навыков.

2) «Писать надо по вдохновению»

Вариант трактовки: дождитесь вдохновения – и начинайте писать! Пишите, пока вдохновение вас не отпустит. Текст, который вы получите, будет пронизан этим чувством и оттого привлекателен.

На самом деле: писать по вдохновению – это, конечно, хорошо. Но если вы хотите стать писателем на самом деле, а не почёсывателем своего эго в моменты возникновения такого, кхм, аффекта, вам необходимо научиться письму как работе, как ремеслу. Никакой крупной вещи вы без распорядка писательской деятельности не сделаете никогда. Вдохновение может уйти – а у вас останется неготовый текст, потому что писали вы его без плана и вдумчивого подхода. Более того, после написания сырого текста, даже, предположим, целиком вдохновенного, вам предстоит совершенно невдохновенная работа – его корректура и редактура. Причем на первом уровне – самостоятельная, чтобы нанятый вами редактор (если вы его наймёте) не вынужден был становиться вам соавтором, исправляя множество ошибок, тянущихся одна за другой.

Вердикт: вдохновение – всего лишь приятный ускоритель некоторой части писательского труда. Но за ним ещё стоит необходимость качественной вдумчивой работы. И без продуманного подхода вдохновенный текст вы, скорее всего, попросту бросите, не дописав до конца.

3) «Писать надо как можно больше»

Вариант трактовки: просто много пишите – и станете писателем. Обязательно создайте роман или крупную повесть – так вы точно раскроете свой талант!

На самом деле: количество, конечно, перерастает в качество, НО – только при вдумчивой работе по оттачиванию навыка, при обращении к публике за конструктивной критикой, а к редакторам за конкретными примерами ваших ошибок. Также при вдумчивом прочтении хорошей литературы с её хотя бы поверхностным анализом: почему автор решил написать так, а не иначе, что ему дала вот эта вот сцена и какие чувства вызвала, почему его герои говорят, как говорят, как это сочетается с их характерами, и так далее… Ну и совсем уж для порядка упомяну: постижение грамотного русского языка тоже необходимо само по себе. Если же вы будете просто писать, как пишется, не обращаясь к справочным нормам, откуда же взяться качеству вашего языка?

Отдельно сделаю оговорку про крупные жанры. Это очень опасная уловка. В таких плавающих рамках легко растечься мыслью по древу и наплодить словоблудие с отсутствующим «весом слова в тексте». Малые формы сами будут вас провоцировать высказываться короче и точнее, ярче, образнее.

Вердикт: писать надо не больше, а лучше.

4) «Писать надо в своё удовольствие»

Вариант трактовки: найдите приятное вам место – например, кофейню. Закажите мятный капучино… и просто пишите!

На самом деле: можно, конечно, и ради процесса писать, ради удовольствия, но писателем это вас ещё не делает. Тексты, полученные «на расслабоне», вряд ли предполагают потом работу над их качеством. Знаете, какую? Это когда вы как автор передаёте свой текст редактору – и потом совершенно без удовольствия разбираете его правки, узревая в комментариях, где и в чём вы не правы и каких познаний с точки зрения обладания русским литературным языком у вас недостаёт. Это совершенно без удовольствия видеть также комментарии читателей в открытых источниках, указывающие на ваши ошибки, и преодолевать соблазн их всех поперебанить-попертереть (кума, и ты, как я, грешна. Сама всё это когда-то испытывала, знаю, о чём говорю). Короче говоря, всю ту, которая отличает писателя от графомана.

Вердикт: писать надо продуктивно, и, если повезёт, это будет приносить удовольствие. Но если удовольствия нет – это не повод бросать текст и переключаться на новый.

5) «У каждого текста найдётся свой читатель»

Вариант трактовки: пишите – главное, пишите! Потом вы всегда найдёте того, кому вы понравитесь! Не важно, насколько у вас отточен язык или насколько вы опытны. Смело выкладывайте работу в сеть! И не обращайте внимание на хейтеров!

На самом деле: есть такой шутливый принцип – «миллионы мух не могут ошибаться». Писать так, чтобы не важно, кому нравиться, – заведомо провальный принцип, не ведущий ни к какому авторскому росту. Это сулит вам только стагнацию и высмеивание хоть сколько-нибудь минимально искушённой публикой.

Вердикт: пользы от читателя плохих текстов вашему авторскому развитию не будет. И вы рискуете превратить свою аудиторию в болото подхалимов. Или остаться только с неловкой похвалой от друзей и родственников.

6) «Писатель может описать что угодно – главное иметь фантазию»

Вариант трактовки: вы можете творить – это самое главное! Вообразите яркие красочные миры – и просто записывайте то, что вам приходит в голову!

На самом деле: тексты, руководствующиеся таким принципом, видно издалека. Им не хватает работы с материалом, который они описывают. Даже в вымышленном мире герой стреляет из лука – стрелами, а из арбалета – болтами, а не наоборот. Даже в фантастической вселенной просто из ниоткуда взявшийся медведь не будет бесконечно бегать на задних лапах, если это – медведь. Он опустится на все четыре конечности, потому что так «работают» медведи. Хотите описать принципиально другое животное – ну так и опишите его, и придумайте ему название, но потрудитесь погуглить, как работает вес животного, его суставы в зависимости от веса – ну, и так далее. Ведь описывать фантазии без отслеживания логических ошибок – равно порождать наполненный ляпами текст. Туда же относятся случаи внезапной смены географии, случаи, когда герои не живут обычной жизнью, не ходят на работу – и неизвестно откуда берут деньги (привет Полярному и Э. Эл. Джеймс, авторше «50 оттенков») и прочие подобные.

Вердикт: вы действительно можете написать что угодно – только продуманным и логичным текст сам по себе от этого не станет, и читать его без логической редактуры будет больно.

7) Пишите в отпуске, на выходных и на пенсии

Вариант трактовки: для писательства нужно свободное время. Занимайтесь им как хобби – это ничем вам не повредит!

На самом деле: повредит. Писательский навык – это не навык прогулок на велосипеде. Это примерно такое же ремесло, как, например, и операции. Без постоянной отработки навыка и «тренировки» рук вы, конечно же, не разучитесь полностью их делать. Но каждый раз после долгой паузы вам будет нужно заново постигать то, что вы забыли. Ликвидировать тот уровень сноровки, на который откатились. Работать дольше и сложнее, и ошибаться чаще.

Вердикт: писательство – это планомерная работа, и ею нужно заниматься тоже планомерно и регулярно. Никто не говорит, что каждый день – выберите свой темп сами.


Вот такой вышел список. Можете предложить свои варианты в комментариях. Не ведитесь на пустые «мотивашки», включайте голову, граждане. Следовать простым советам – очень соблазнительно, но вовсе не продуктивно. И, как водится, любите искусство в себе, а не себя в искусстве.


Рецензии