1905 май Цусимское сражение

18 мая 1905 г.н.с. русско-японская война: русская  2-я эскадра встала на погрузку угля в Сайгоне

А.Новиков-Прибой «Цусима», М., Правда, 1985:

На рассвете 5 мая (18 мая 1905 г.н.с.) все суда застопорили машины и приступили к погрузке угля, беря его с транспортов. Корабли окутались облаком черной пыли. После обеда отпустили в Сайгон транспорты "Меркурий" и "Тамбов".

19 мая 1905 г.н.с. русско-японская война: крейсер «Олег» захватил английский пароход «Олдгамия»

А.Новиков-Прибой «Цусима», М., Правда, 1985:
«В ночь на 6(19) мая 1905 года, когда 2-я эскадра проходила между островом Формоза и Филиппинами, на горизонте обозначились контуры неизвестного корабля. Он шел без огней. Посланный к нему крейсер "Олег" выяснил, что это направляется в Японию с контрабандным грузом английский пароход "Олдгамия". На второй день русская команда, набранная с разных кораблей 2-й эскадры, заменила англичан, которые были перевезены на наши транспорты.»

Отойдем от волновых дат и, ввиду важности события, приведем цитату из Советской исторической энциклопедии, посвященную Цусимскому сражению.

ЦУСИМСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1905 – морск. сражение 14–15(27–28) мая в Корейском прол., у о-вов Цусима между рус. 2-й Тихоокеанской эскадрой (команд. вице-адм. З. П. Рожественский) и япон. флотом (команд. адм. X. Того) во время рус.-япон. войны 1904–05. В ночь на 14 мая рус. эскадра (см. Тихоокеанские эскадры) вошла в Корейский прол., имея целью прорыв во Владивосток, и была обнаружена япон. дозорным крейсером. Япон. флот (4 эскадренных броненосца, 8 броненосных крейсеров, 16 крейсеров, 6 канонерских лодок и кораблей береговой обороны, 24 вспомогат. крейсера, 21 эсминец и 42 миноносца) начал развертывание, чтобы навязать бой рус. эскадре (8 эскадренных броненосцев, в т. ч. 3 старых, 3 броненосца береговой обороны, 1 броненосный крейсер, 8 крейсеров, 1 вспомогат. крейсер, 9 эсминцев, 6 транспортов и 2 госпитальных судна) и уничтожить ее. Япон. крейсеры вели наблюдение за рус. силами, следуя неподалеку в тумане, и были случайно обнаружены с рус. кораблей ок. 7 час. утра. Рожественский перестроил эскадру в боевой порядок, оставив в хвосте транспорты и прикрывавшие их крейсеры. Рус. броненосные корабли (8 броненосцев, 1 броненосный крейсер, 3 броненосца береговой обороны) шли в строю двух кильватерных колонн, когда в 13 ч. 15 мин. появorсь гл. силы япон. флота (4 броненосца и 8 броненосных крейсеров), стремившиеся пересечь курс рус. эскадры. Рожественский начал перестраивать корабли в одну кильватерную колонну, чем задержал openие арт. огня, к-рый был начат в 13 ч. 49 мин. с дистанции 38 кабельтовых (св. 7 км). Япон. корабли открыли огонь в 13 ч. 52 мин., сосредоточив его на головных рус. кораблях. Пользуясь превосходством в скорости (18–20 узлов против 15–18 у русских), япон. флот держался впереди рус. колонны, пересекая ее курс и производя маневр с целью охватить головную часть строя рус. эскадры. К 14 ч. дистанция боя уменьшилась до 28 кабельтовых (5,2 км) и Рожественский приказал отвернуть вправо, держась на курсе, параллельном япон. флоту. Силы сторон были неравны: япон. артиллерия имела большую скорострельность (япон. эскадра производила 360 выстрелов в минуту против 134 у русской); япон. снаряды по фугасному действию превосходили русские в 10–15 раз; бронирование рус. кораблей было слабее (40% площади против 61% у японцев). В 14 ч. 25 мин. флагманский броненосец "Князь Суворов" вышел из строя, Рожественский был ранен. Рус. корабли продолжали идти в колонне без руководства, дважды меняя курс, чтобы увеличить дистанцию боя. Лишь после 18 ч. командование было передано контр-адм. Н. И. Небогатову. В ходе боя погибло 4 броненосца, все остальные корабли получают повреждения; япон. корабли имели повреждения, но ни один не был потоплен. Рус. крейсеры шли отдельной колонной и отражали атаки япон. крейсеров; в бою погибли 1 вспомогательный крейсер и 1 транспорт.
Ночью япон. миноносцы предприняли атаки против рус. кораблей, в результате чего были потоплены 1 броненосец и 1 броненосный крейсер, японцы потеряли 3 миноносца. В темноте рус. корабли потеряли связь между собой, и часть их следовала на С. самостоятельно. Под команд. Небогатова шли 2 эскадренных броненосца, 2 броненосца береговой обороны и 1 крейсер. 3 крейсера повернули на Ю. и ушли в Манилу, где были интернированы. К утру 15 мая эскадра как боевая сила перестала существовать. В 10 ч. 40 мин. отряд Небогатова был окружен япон. кораблями, и Небогатов, не вступая в бой, сдался противнику. Только крейсер "Изумруд" прорвался и ушел во Владивосток, но в зал. Владимира сел на мель и был взорван командой. Японцам сдался также эсминец "Бедовый", на к-ром находился раненый Рожественский. 15 мая в бою с япон. кораблями геройски погибли 1 броненосец, 1 броненосец береговой обороны, 3 крейсера и 1 эсминец, 3 эсминца были потоплены своими командами, а 1 эсминец интернировался в Шанхае. Во Владивосток прорвались крейсер "Алмаз" и 2 эсминца. Т.о., рус. эскадра потерпела полный разгром, несмотря на мужество и героизм рус. моряков.

Оценивая поражение при Цусиме, В. И. Ленин писал: "Этого ожидали все, но никто не думал, чтобы поражение русского флота оказалось таким беспощадным разгромом... Русский военный флот окончательно уничтожен... Перед нами не только военное поражение, а полный военный крах самодержавия" [Полн. собр. соч., 5 изд., т. 10, с. 252 (т. 8, с. 449)].

Лит.: Ленин В. И., Разгром, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 10 (т. 8); Боевая летопись рус. флота, М., 1948; History рус. армии и флота, [т. 15], М., 1913; History военно-морского иск-ва, т. 3, М., 1953; Русско-японская война. 1904–1905 гг. Работа историч. комиссии по описанию действий флота в войну 1904–1905 гг. при Морском Ген. штабе, кн. 1–7, СПБ, 1912–18.

На иллюстрации карта из Морского атласа 1954 года.


17 - 18 – 19 мая 1905 г.с.с. Революция 1905 г.: всеобщая забастовка в Иваново-Вознесенске, забастовка в Нижнем Тагиле

Газета «Русское слово»:

«ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСК, 17, V. Город продолжает переживать всеобщую забастовку в полном смысле слова. Оставили работу не только все фабричные, - более 30-ти тысяч, - но также сапожники, портные, кузнецы, модистки, огородники. По требованию рабочих закрыты винные лавки. Забастовка пока протекает при замечательном соблюдении порядка.»

«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ЗАВ., 19, V. Сегодня третий день забастовки рабочих медного рудника и второй день прекращения работ в медеплавильном заводе. Забастовали также вчера рабочие всех цехов Нижнетагильского завода, кроме мартеновского цеха.»

17 - 19  мая 1905 г.с.с. русско-японская война: последствия Цусимы - миноносец «Бравый» пришел во Владивосток, благодаря искровому телеграфу; крейсер «Изумруд» прорвался к берегу, налетел на камни в бухте Святого  Владимира и взорван

По «Военная энциклопедия», СПб, тов. И.Сытина, 1911-1916:

17 мая 1905 г.с.с. миноносец «Бравый» без угля оказался в нескольких десятках миль от Владивостока. Положение казалось безвыходным, миноносцу помог искровой телеграф, радиус телеграфа удалось увеличить при помощи поднятого над миноносцем воздушного змея. Сигналы «Бравого» приняла радиостанция Владивостока, оттуда был выслан миноносец, который снабдил «Бравый»  углем и провел его вечером этого же дня через минные заграждения  в бухту Золотой Рог. Командир «Бравого» лейтенант Дурново за самостоятельный прорыв из Цусимского боя был награжден.

Этот же эпизод в литературном изложении.

А.Новиков-Прибой «Цусима», М., Правда, 1985:
"Грозный" нанес повреждения неприятельскому миноносцу и, отбившись от него, продолжал в одиночестве удаляться на север. Ему тоже пришлось пострадать. Один снаряд попал в борт около ватерлинии, сделал пробоину во втором командном помещении, разбил паровую трубу и убил строевого квартирмейстера Федорова. Пробоину немедленно заделали. Другим снарядом снесло прожектор. Два человека при этом поплатились жизнью: мичман Дофельт и подшкипер Рядов. Командиру Андржиевскому ранило обе руки, ноги и голову. Ночью "Грозный" шел с закрытыми огнями. Больше никто уже не преследовал его. На второй день, 16 мая, далеко за полдень, вышел весь уголь. Стали бросать в топки деревянные вещи, разные поделки, паруса, собранную в ямах угольную пыль и лили смазочное масло, - жгли все, что только могло гореть.Таким образом, хотя с трудом, но к вечеру добрались до острова Аскольд и, сделав по беспроволочному телеграфу позывные в свой порт, бросили якорь. Утром 17-мая, когда из Владивостока доставили уголь, миноносец перешел в Золотой Рог.

А.Широкорад «Япония. Незавершенное соперничество»:

«17 мая "Изумруд" подошел к бухте Святого Владимира, но командир вдруг решил пойти южнее - в бухту Святой Ольги. По пути Ферзен вспомнил о японских кораблях, до войны частенько наведывавшихся в эту бухту, и, сжигая последние запасы угля, развернулся и пошел опять в бухту Святого Владимира. В бухту решено было входить в полночь, ориентируясь по контуру чуть проступавшего слева по курсу мыса Орехова. В итоге "Изумруд" налетел на камни и застрял, накренившись на 40 на правый борт. Тем не менее течи в корпусе не было,  и крейсер можно было легко снять с камней. Но Ферзен впал в истерику: "Японцы находятся где-нибудь поблизости! Каждую минуту они могут накрыть нас! Я не хочу, чтобы "Изумруд" достался им! Немедленно привести все его части в негодность и приготовить судно к взрыву!" 19 мая крейсер был взорван. Экипаж пешком двинулся во Владивосток.»


Рецензии