15. 8 Четвёртый путь

                Из книги «В поисках чудесного» П.Д. Успенского, слова Г.И. Гурджиева:
 
(стр.392) «Четвёртый путь невозможен без какой-то работы определённого значения, без какого-то начинания, вокруг которого и в связи с которым он только и существует. Когда эта работа окончена, то есть поставленная цель достигнута, четвёртый путь исчезает, то есть  исчезает в данном месте, исчезает в данной форме, продолжаясь, может быть, в другом месте и в другой форме. Школы четвёртого пути существуют для нужд работы, которая проводиться в связи с такого рода начинаниями, и никогда не существуют сами по себе, как школы для целей воспитания и обучения.

В любой работе четвёртого пути невозможно требовать механической помощи. Во всех начинаниях четвёртого пути полезной оказывается только сознательная работа. Механический человек не может  выполнять сознательную работу, так что первая задача людей, начинающих такую работу, - создание сознательных помощников.

Сама работа школ четвертого пути может иметь очень много форм и значений. В обычных условиях единственным шансом найти «путь» оказывается возможность встречи с началом такого рода работы.

Но возможность встречи с работой, равно как и использование этой возможности, зависит от многих обстоятельств и условий.

Чем скорее человек уловит смысл выполняемой работы, тем скорее он станет полезным для неё и тем больше получит от неё сам.

Но какой бы ни была главная цель работы, школы продолжают существовать лишь до тех пор, пока эта работа продолжается, когда она закончена, школы закрываются. Люди, которые начали работу, покидают сцену; а те, кто научились от них всему, чему можно научиться, и способны теперь самостоятельно продолжать путь, начинают в той или иной форме личную работу.

Но иногда случается так, что, когда закрывается школа, остаётся много людей, находившихся около работы, наблюдавших внешний её аспект и воспринявших всю работу в этом внешнем аспекте.

Не сомневаясь ни в самих себе, ни в правильности своих выводов и своего понимания, они решают продолжать работу. Для этого они создают новые школы, учат людей тому, чему научились сами и дают им те обещания, которые когда-то получили. Естественно, всё это остаётся только внешним подражанием. Однако, оглядываясь на историю, мы почти не способны распознать, где кончается подлинная работа и где начинается подражание. Собственно говоря, почти всё, что мы знаем о разнообразных оккультных, масонских и алхимических школах, относится к такому подражанию. Мы практически ничего не знаем о подлинных школах, за исключением результатов их работы; да и это возможно лишь тогда, когда мы способны отличить результаты настоящей работы от подражания и видимости.

Но и подобные псевдооккультные системы играют свою роль в работе и деятельности эзотерических кругов. А именно: они служат посредниками между человечеством, погружённым в материалистическую жизнь, и школами, заинтересованными в обучении определённого числа людей как для целей собственного существования, таки для работы космического характера, которую они могут выполнять».

                Можно ли рассматривать это число людей как учащихся определённой профессии?

«Сама идея эзотеризма, идея посвящения, в большинстве случаев доходит до людей через псевдоэзотерические системы и школы; и если бы таких псевдоэзотерических школ не существовало, огромное большинство человечества не имело бы возможности услышать или узнать о существовании чего-то большего, чем жизнь, ибо истина в её чистой форме для них не доступна. В силу многих характерных свойств человеческого бытия, особенно современного бытия, истина может прийти к людям только в форме лжи – они способны переварить и усвоить её только в этой форме».

                Почему? Легче поверить?

«Кроме того, в псевдоэзотерических движениях, в церковных религиях, в оккультных и теософских школах иногда можно найти зёрна истины в неизменной форме. Они могут быть сохранены в писаниях, ритуалах, традициях, понятиях об иерархии, в их догмах и правилах.

Эзотерические (а не псевдоэзотерические) школы, которые существуют в некоторых странах Востока, найти трудно, ибо они пребывают  там под покровом обычных монастырей и храмов. Тибетские монастыри нередко построены в форме четырёх концентрических кругов, или дворов, отделённых друг от друга высокими стенами».

                Так были устроены школы Пифагора и  Платона.

«По такому же плану построены индийские храмы, в особенности храмы Южной Индии, - но только в форме квадратов – один внутри другого. Верующие обычно имеют доступ в первый, внешний двор, иногда, как исключение, туда допускают лица другой религии и европейцы; доступ во второй двор открыт лишь для лиц определённой касты или для тех, кто имеет особое разрешение; в третий двор допускаются только служители храма, а в четвёртый – лишь брахманы и священнослужители».

                Есть ли такое разделение в современных церквях, монастырях? С чем связано разделение на разные религии?

 «Организации подобного рода, существующие почти повсюду, позволяют эзотерическим школам существовать без того, чтобы их узнали. Из дюжины монастырей один представляет собой школу. Но как распознать её? Даже проникнув в внутрь, вы окажетесь лишь в первом дворе; во второй имеет доступ только ученики. Но об этом вы и не ахаете; вам говорят, что они принадлежат к особой касте.  О том, что касается третьего и четвёртого двора, вы ничего узнать не в состоянии. Такой же порядок можно наблюдать практически во всех храмах; самостоятельно вы не сумеете отличить эзотерический храм или монастырь от обыкновенного».

                С чем связано разделение на касты? Уровнем сознания воплотившейся души?

                Если туда не пускают всех желающих, то получается, что они живут в  собственном государстве.   Общаются сами с собой? Нет, у них же есть ученики. С чем это связано? Каждый человек обладает определёнными энергиями (аура), которые могут быть разрушительными для других?

                Получается всё человечество не возможно «разбудить» и «спасти», а только определённую его часть ту, которая предрасположена к этому и желает этого.

«Идея посвящения, которая доходит до нас через псевдоэзотерические системы, также передана в совершенно неверной форме. Легенды, касающиеся внешних обрядов посвящения, составлены из обрывков сведений о древних мистериях, которыми мы располагаем. Мистерии представляли собой особого рода путь, где наряду с трудным и продолжительным обучением давались специальные театральные представления, изображавшие в аллегорической форме весь путь эволюции человека и мира».

                Театральные представления Орфея, Платона. Значит, раньше пытались спасти всё человечество? Почему это было возможно? Углубление в материальный мир было небольшим.

«Переходы с одного уровня бытия на другой отмечались особого рода церемониями признания, то есть посвящениями.  Но само изменение бытия не может быть вызвано каким-то обрядом, обряды лишь отмечают совершившийся переход. И только в псевдоэзотерических системах, которые не имеют ничего, кроме этих обрядов, им приписывают самостоятельное значение. Предполагается, что обряд, преображённый в таинство, передаёт или сообщает посвящённому некоторые силы. Это опять-таки указывает на психологию подражательного пути. Нет и не может быть никакого внешнего посвящения».

                Человек должен это сделать внутри себя?

«В действительности существует только самопосвящение, самопризвание. Системы и школы могут указывать методы и пути; но никакая система и никакая школа не в состоянии выполнить за человека ту работу, которую он должен сделать сам. Внутренний рост, изменение бытия целиком зависит от работы, которую человек должен произвести над самим собой».


Рецензии