Грачи

Весной 1994  года в окрестностях нашего поселка появились грачи. Те самые грачи при появлении которых люди говорят, " весна пришла.! " Но, почему то не стали гнездится. Походили молча, ввразвалочку, " морячки " на суше, по дороге возле " Жиряковских озёр ", деловито присматриваясь к каждому придорожному камню, будто говорили: " Все на месте, то что нужно.. и улетели в неизвестном направлении..
  А весной следующего года грай примерно двух - трех десятков птиц ласкал слух проезжающих и проходящих мимо запруд людей!  Прилет грачей меня чрезвычайно обрадовал, ведь я,  с тех мест, где они обычные перелетные птицы - предвестники весны!  А в Забайкалье я их доселе не встречал. " Долетели таки, милые мои.. ",- размышлял я обрадованно, смотря в сторону березового колка, где они " открыли " совещание.. Рассказываю коренным жителям этих мест ,что грачи и сюда ,к нам долетели ..А они ,не видевшие доселе этих птиц вступали со мной в перебранку, мол ,это ж вороны! ..Пока не растолковал толком им о повадках ворон и грачей.. Это было той весной.
  " Жиряковские озера " - так нарекли, назвали колкие местные шутники, очистные сооружения - запруды, по фамилии директора строящегося предприятия, рудника.
  Позже, каждым годом, количество птиц увеличивалось, и они занимали все новые и новые участки близлежащих лесов.
  Вот, в один из февральских погожих дней сего года, решил походить по знакомым и любимым местам в пади Бырохча, размять ноги, да и поинтересоваться за одно количеством старых прошлогодних гнезд моих " земляков ".. И, к великому моему удивлению, радостному, насчитал их там более двухсот!  Если гнезда после прилета друзей моих окажутся занятыми, хотя бы через одно, - это ж будет большая сила для окружающей  нас среды!
  Хотя грач может быть очень неприятен оглушительным гамом и порчей дорожек в саду, но все же это в высшей степени полезная птица, потребляющая майских жуков, их личинок, слизней и даже мышей. Неудобства эти им же восполняются.
  " По образу жизни эта птица, - писал А.Э. Брэм в своих трудах, изучая повадки грача, - имеет много общего с ее родичами, но гораздо боязливее и безвреднее их: походка грача так же хороша, полет легче, понятливость и душевные способности не менее развиты ".
  Для меня прилет грачей, это воспоминания о детстве, теплые, согревающий душу первые Солнечные лучи и мысли, манящие вдаль. домой, на Родину малую..
            З.ИСХАКИ.
           г.п.Золотореченск.


Рецензии