Отставной солдат

               
 На сцену выходят двое ведущих.

Ведущий 1.  Уважаемые гости, дорогие зрители!
Ведущий 2.  Здравствуйте!
  Ведущий 1. Вашему вниманию предоставляется постановка по одноимённой сказке
  Ведущий 2  «Отставной солдат»

  Ведущий 1.  Вернулся отставной солдат после государевой службы домой. 25 годков верой и правдой отслужил царю-батюшке. За это время многое ему пережить пришлось. И жару, и войну, и стужу прошёл не по одному разу. Всё выдержал, приказа ни разу не нарушил и труса не праздновал.

   В это время на сцену походным шагом выходит Солдат, с вещмешком за плечами. Дойдя до средины сцены, он сам себе скомандовал «Нале-во!», «На месте, стой! Раз-два!» Солдат распростёр широко руки, как для объятий и замер.
                Вместо декораций на заднем плане демонстрируются слайды:
        1 слайд:Поле (лес, река, дорога), вдалеке видна деревня: дым из домов.
            Озвучка –Бодрая солдатская маршевая мелодия с подсвистыванием. 

Ведущий 1.  Но вот воротился он в родную сторонушку и прознал...
Ведущий 2. Что никого в родне  у него уже не осталось; дома и того нет – просел, прогнил, обвалился и бурьяном порос.

     Солдат опустил руки, повесил голову, горестно вздохнул. Вещмешок сполз с плеча на землю. 2 слайд: Просевший дом, заросли бурьяна. Озвучка –Гуляет ветер.

 Ведущий 2.  Хотел было солдат горевать, да вспомнил, что совсем недалеко от его бывшего родимого дома жил раньше барин в своей барской усадьбе. Вот к нему-то отставной солдат и направился….

               Солдат сам себе скомандовал «Напра-во!», «Шагом марш!»
          3-4-5-6-7 слайды: Поля. лес, река, дорога, забор усадьбы, усадьба
                Озвучка – Продолжение маршевой мелодии. 

Ведущий 2.  Пришёл Солдат. Спросил барина.

            На сцену выходит  Дворецкий с метлой. 8 слайд: Барский дом
                Озвучка –Лай собак, охраняющих дом.

  Солдат.  На месте, стой! Раз-два!...Мил человек, Вы, надо полагать, у нашего барина дворецким служите?
 Дворецкий.  Это, смотря кого, Вы в виду имеете, служивенький.
  Солдат.   Я имею в виду нашего барина, Пафнутия Селивановича.
Дворецкий.  Эко! Вспомнили…

          Дворецкий снял с головы шапку, повернулся на восток и перекрестился.

 Дворецкий. Пафнутий-то Селиванович, почитай уж годиков 8, как на постоянное место жительства перебралися.
  Солдат. Никак помер?
 Дворецкий. Точно так-с. Померли…

        Солдат тоже снял картуз и перекрестился широким жестом на восток

  Солдат. А кто же теперь вместо него?
 Дворецкий.  Так это…Сынок ихний, Селиван Пафнутьевич! Они,  как раз с городу приехали и пребывают в благочинном расположении духа. 
Солдат. Ну! До их духа мне дела нету. А повидаться с Ними надо бы.   

      Дворецкий поклонился Солдату и скрылся со сцены. На сцену вышел Барин.

Барин.  Служивый человек, говоришь? Где же он?.
Солдат. Здравия желаем, господин хороший! Осмелюсь доложить: отставной солдат Прокофий, прибыл в родную деревню с государевой военной службы. Имею здоровье, опыт разный, приобретённый, как в боях, так и в мирной жизни, как в пределах государства российского, так и за рубежами своего Отечества.
Барин.  Это хорошо, что имеешь. Стало быть, всё у тебя есть. Так ли я понял тебя, служивый человек?
Солдат. С одной стороны – вроде так, а с другой – не совсем.
Барин.(с тревогой в голосе) Что ж не достаёт тебе? 
Солдат. – Службы, Ваше Высокое Высочество.
Барин. .(удивлённо)  Службы?
Солдат. Точно так, Ваше Превосходительство! Не привыкшие мы, без приказу ни наступать, ни отступать; ни горевать, ни радоваться. Уж не взыщи, барин, определи меня на службу, только чтобы она полезной была Отечеству нашему.
Барин.  Ну, уж это само собой. (Барин задумался, потом сказал) Вот что, Порфирий, а построй-ка ты для начала себе дом. Жить-то, однако, тебе где-то надо…
Солдат.  Не осерчай, барин, только Прокофием меня уж 45 годов кличут. Не гоже мне своё имя менять. Да и службу во славу Отечества не след мне служивому начинать с обустройства своего гнёздышка. Я попервой в землянке поживу, кою за два-три рассвета слажу. А чтоб мне веселее работалось, ты меня, барин, за два часа до заката отпущай домой землянку строить, вот я и поспею. Так какая, значит, у меня служба будет?
Барин.  В таком случае, вот что... (Барин почесал в затылке), Спаши-ка ты мне, Прокофий делянку, да засади её: половину рожью, половину – пшеничным хлебом, ещё половину овсом, а последнюю половину, можешь оставить под выпас.
Солдат. .(радостно)   Как скажешь, барин, А велика ли делянка-то?
Барин.  Да аккурат, Прокофий по твоему широкому плечу будет: от леса до леса…

      Солдат и Барин уходят со сцены в разные стороны. Ведущие выхолят.

Ведущий 1.  На том они и порешили. День Прокофий делянку пашет, неделю, вторую, а конца и края её не видать. Кони притомились, плуг притупился, землянка не докопана… Пашет Прокофий, пашет, а результатом труда порадоваться не может.

      Слайд 9-10-11: Вспаханная земля на фоне леса. Озвучка: Пение птиц, кукушка.
 
Ведущий 2. Решил уже опять к барину податься. Хвать, а тот сам, как по заказу: в кибитке своей расписной пожаловал. Да не с пустыми руками прикатил, а с булками горячими, да квасом холодненьким.

          Ведущие ухолят.  Солдат и Барин выходят. У Солдата засучены рукава.
    Слайд 12 - Расписная кибитка на фоне природы. Озвучка: далёкая грустная песня. 

Барин.  Хорошо, ты брат, Прокофий работаешь! Отчего такой невесёлый?
Солдат.   Как же мне весёлому быть, когда работа не спорится, а между тем по лесам да болотам Чудище разгуливает, зверьё пугает, того и гляди на людей начнёт кидаться. Обидно мне, барин, что этакая сила супротив Отечества меха раздувает.
Барин.  Речь твоя мне понятна. Вот только, что ты предлагаешь, я в толк не возьму.         
Солдат. .(взмахнув руками) Да, рази ж моё дело что-то барину предлагать? Моё дело получать приказания, да и выполнять их со всем усердием, а  не квасы с барином распивать. А  то этак русскому мужику и разлениться недолго. 
Барин. .(сильно удивившись)  Это где же ты, служивый,  таких речей наслушался про мужика русского?
Солдат. От заморских учёных мужей, вот где. В землях бельгийских да голландских. Так-то, барин.
Барин.  А скажи-ка мне солдат,  А умны ли были те мужи учёные, как ты думаешь?
Солдат. Как же не умны, барин? Ещё как умны!!!
Барин.  И почём же ты это знаешь?
Солдат. Как не знать, барин? Я же сам их речи слушал: ни одного слова на русском языке. Всё – по-иностранному! 
Барин.  Вон оно как! А ты братец, разве иностранному слову обучение проходил?
 Солдат. Нет, барин! Куды нам? Только  у нас в трюме, где мы от ночи, да от дождя укрывалися, племянник купеческий жил незнамо какой нации. Тот все языки понимал, которые в том портовом городе хаживали.

Барин почесал затылок. Прошёлся туда-сюда и пристально посмотрел на Солдата.

Барин.  А что ещё антиресного энти учёные мужи говорили про мужика русского?
Солдат. Говорили, барин, говорили. Как не говорить? Много чего говаривали…
Барин.  Много чего говаривали, только ты ничего вспомнить не можешь? Так что ли?
Солдат. Почто не можешь-то? Очень даже могу. Только день-деньской, барин дорогой, не для разговоров мужику русскому с неба спустился, а для службы ратной, Отечеству нашему полезной. Так что, не осерчай, барин, ставь задачу передо мной любой сложности, лишь бы для Отечества моего польза была.
Барин.  Да задача-то, брат, тебя давно дожидается. Да токмо опередил ты меня: сам разговоры про Чуду лесную, да болотную вести начал. А ведь, твоя правда, парень: вызрела эта Чуда, набралась силушки. Надобно её упредить  пока человеченки не попробовала, усмирить, да на пользу пристроить к делу ратному. Всё ли тебе понятно, служивый в задаче поставленной, или вопросы имеются?
Солдат. Никак нет, барин, никаких вопросов! Всё понятно. Задача яснее ясного: Чуду изловить, обезвредить, дурной дух из неё вышибить, а добрый вшибить, чтоб с радостью несла службу новую, для Земли нашей полезную.

        Солдат и Барин остаются посреди сцены. Ведущие выходят на край сцены.   
                Солдат выполняет все движения, про которые говорят Ведущие.
               
Ведущий 1.  Скатал отставной солдат шинельку свою в скатку, перебросил её на одно плечо, попил на дорожку кваску холодного, поклонился Земле Русской на все четыре стороны, взял в руки железяку вострую да тяжёлую от старого плуга, да и зашагал в сторону леса тёмного, болотной жижей пропахшего.

                Слайд 13. – Тёмный пугающий лес. Озвучка: тревожная музыка.

Ведущий 2.   Но сделав 5-7 шагов, Солдат остановился, обернулся, весело подмигнул барину и сказал своим чистым, задушевным голосом:

Солдат. Вот эта работёнка по мне! Благодарствуйте, барин, за доверие. А то ведь русского мужика нельзя один на один с простой работой оставлять: заскучает он. А от скуки, чего дурного, думать начнёт. Вот, чтобы этого опасного занятия в голове его не было, надобно мужика всегда при таком деле держать, которое ни на какие думы времени ему не оставляет.
Барин. .(громко, почти крича вслед уходящему)  Это тебе тоже заморские учёные мужья сказывали?
Солдат. .(тоже громко, тоже почти крича) Не мне, барин! Это они про меж собой такие умные беседы вели. Образованные люди! А нам купеческий племяшка всё, хоть по-тихому, но подробно докладывал, да при этом голоса, позы и походки этих мужей передразнивал. Прелюбопытно это у него получалось!

        Солдат и Барин уходят со сцены в разные стороны. Ведущие идут в центр.   

Ведущий 1.  На том барин со своим работником и распрощались.. Работник был справный. К труду и терпению привычен. Глаз точный и рука твёрдая. Выследил он Чуду лесную и болотную, пригвоздил железякой от плуга к дубу столетнему и хотел было с ней по душам поговорить…Но
Слайд 14-15-16: Чудище, Глаза, Сражение. Озвучка: Отдалённая богатырская песня.

Ведущий 2.  Но никаких слов человеческих эта Чуда не разумела. Пришлось Солдату из неё дурной дух выколачивать. Сколь дней Прокофий выслеживал эту Чуду, столь и пытался её перевоспитать. Не со злом он с Чуди этой дурной дух выколачивал, а с приговорками.

     Ведущие ухолят на край  сцены.  Солдат выводит на сцену связанное Чудище.
     Солдат колотит Чудище и приговаривает. Чудище ворчит и сопротивляется.

Солдат.                Ах ты, силушка моя, ты могучая.
Да, башка ты моя, невезучая.
 
Заплутало я дорогой дремучею,
И давлюсь вот слезою горючею.

Ох, зачем же я жило без радости,
Сотворяя  утехи  из гадостей.

Отпусти ж меня, дух мерзопакостный,
Да войди в меня чистый и благостный.

Ведущий 1.  Не сильно колотил солдат Нечисть лесную, да болотную. Не сильно, но нудно и надоедливо. Устала Нечисть от монотонщины, понимать стала речь человеческую. А через голос незлобный, уверенный и даже заботливый доходить до неё стала суть сказанного.
Ведущий 2 А как только в глазах Нечисти стала жизнь проблёскивать и разум отражаться, тут и солдат преобразился: веселее стал, жизнерадостнее . Теперь уж он не токмо дух дурной из Нечисти выколачивал, но и щёлку искал, куда чистый дух закачивать.

Солдат. Как же до тебя не доходит-то, Чудища ты огромная? Вон  у тебя башка какая здоровая, там, поди, одного мозга пуд будет, али два. Ну рассуди ты сама, что за счастье жить, когда тебя все бояться? Другое дело, когда тебе и большой и малый звери  рады  и  завсегда готовы тебе службу сослужить! Не за награду, Чудилушко, ты болотное, не за награду.

Ведущий 1.  Много умных и полезных вещей говорил Солдат Чуде лесной да болотной. Говорил и в глаза заглядывал, наблюдая, как вращаются в огромных глазницах, такие же огромные глаза Чудища.
Ведущий 2  Вращаются и понять пытаются, чему так рад этот маленький, но очень смелый человек. А солдат садился рядом с Чудищем, разводил костерок и подробно рассказывал ему о своей счастливой жизни, что прошла в благом деле служения Отечеству, за которое ничего отдать не страшно, даже саму жизнь.

     Слайды 17-18-19 - Ратные богатырские подвиги. Озвучка: Богатырская песня.

Солдат. Я это, Чудилушко, и сам не враз понял, что нету другого счастья в жизни, как умереть за правое дело. Всё смысл жизни в жизни искал. А он за её чертой оказался. Так-то.

Солдат садится на пенёк и шевелит палкой костёр. Молчит.
Чудище внимательно наблюдает и слушает.
Слайд 20: Костёр с искрами, в лесу. Озвучка: треск костра.

Солдат. Пойми ты, голова болотная: все мы, смертные, под небом, да под солнцем ходим. Всем срок очерчен. Всяк помрёт в своё время – это не хитро. Вот, как ты помрёшь – в этом и вся соль. Как тебя потом вспоминать станут товарищи твои боевые и даже самый последний супостат неприятельский, думаешь – это уже не важно, после смерти-то? Нет, брат, врёшь! Многие на моих глазах с жизнью прощалися.

Ведущий 1.  Откровенно говорил солдат с Чудищем. Откровенно и проникновенно. Потрескивали в костре дрова. Искры  летели в разные стороны. А после таких слов они, видимо, так и норовили сесть на ресницы Солдата. Иначе не начинал бы он вдруг часто-часто моргать глазами и тереть их тыльной частью своей ладони.
Ведущий 2  Молчало в такие моменты и Чудище. О чём оно думало неизвестно. Только однажды  оно вдруг первым молчание нарушило: вздохнуло так тяжело, что в болоте все лягушки как квакать позабыли чуть не до самого рассвета.

Солдат.  Никто перед лицом смерти не вспоминал о своей жизни и подвигами своими не восхищался, но все, как один просили рассказать родным о том, какой смертью помер их сын, брат или папка… Вот и скажи, зачем им это? В жизни ли смысл искать надо или в смерти? Пока смерти боишься, этого, однако, понять нельзя... Только ты не думай, что в самой жизни счастья нету. Вон его сколько!
Чудище. (покрутив головой вокруг себя)  Где?
Солдат.  Правильно, ты по сторонам смотришь. Только быстро очень. Так счастье не увидишь. Его разглядеть надо… Присмотреться.
 
Ведущий 1.  Очень удивился Солдат тому, что Чудище заговорило человеческим голосом. Удивился, но виду не подал, чтобы не спугнуть.
Ведущий 2.  Затухал костерок, затихали и беседы возле него. Через несколько недель Солдат уже ни к чему Нечесть болотную не привязывал, да и спал с ней бок о бок. А ещё через некоторое время сильно поменилась Нечисть болотная да лесная. Она даже стыдиться начала своих лет непутёвых, что провела ради утехи, потехи, да чревоугодия. А за стыдом и совесть замаячила.

Чудище. Солдатик! Дорогой мой, ну не называй ты меня больше Нечистью Болотной. Обидно мне это слышать!
Солдат.  Обидно, говоришь? А зверью лесному не обидно было, когда ты их жизнь нарушило да поганило?
Чудище. Ой, стыдно мне! Куда ж мне от стыда этого податься?
Солдат.  Стыдно, говоришь? Это уже звучит обнадёживающе. Коли стыдно тебе, дел своих собственных, то избавится, стало быть,  от стыда этого ты тоже можешь.
Чудище. Как избавиться? Скажи мне, учитель мой здравомыслящий.
Солдат.  Нет, Чудишко! Этого я тебе не скажу. Ты моего приказу ждёшь? Знать, и вину свою на меня вешаешь. Так не пойдёт, ученик ты мой, разлюбезный.
Чудище. Нет, учитель! Вина моя на мне останется.
Солдат.  Я тебе не про ту вину толкую, не про прошлую.
Чудище. А про какую же тогда?
Солдат.  А про ту вину, которую среди людей ответственностью называют.
 Чудище. А что же за важность такую, это слово среди людей означает?
Солдат.  Означает то, что всяк за все свои поступки должен ответ держать, За те, что совершил, и за те, что только собирается. Понятно ли объясняю?
Чудище. Не знаю, так ли я понял тебя, солдат, но только мне пуще жизни захотелось вдруг дела делать добрые, для людей полезные!

Ведущий 1.  Обрадовался словам таким Прокофий. Всем сердцем своим возрадовался тому, что Сила могучая искупить захотела  вину свою перед Русской сторонушкой.
Ведущий 2. Вышел Прокофий из леса и вдруг заметил, что лес этот как-то светлее стал, чем раньше, да и пахнуть стал не жижею болотною, а росами обильными.

Слайд 21: Утренний солнечный лес. Озвучка: Птицы на рассвете.

Ведущий 1.  Вышел из этого места Прокофий не с врагом поверженным, не с рабом, отмщения ожидающим, а с новым другом и помощником. 

Слайд 22: Яркое солнце. Озвучка: «Прощание славянки».

Ведущий 2.  Очень удивились увиденному местные жители. А барин, так просто места себе не находил от радости. Пока он думал, чем отставного солдата отблагодарить, тот с новым напарником всю делянку от леса до леса перепахали, да засеяли половину рожью, половину пшеничным хлебом, ещё половину овсом, а последнюю половину оставили под выпас.

Слайд 23: Деревенское гулянье. Праздник. Озвучка: Русская задорная мелодия.

Ведущий 1.  Когда, наконец, барин с отставным солдатом встретился, то прямо ему так и сказал:

Барин.  Вот что, солдат, за твою службу ратную, да сердце доброе я обещаю сам тебе дом выстроить на самом высоком и красивом месте.
Солдат.(поклонившись барину) Вот за это спасибочки, барин. Вот это  уважил!

 Ведущий 1.  Опешил барин  от такого поворота дела. Да и было от чего: то мужик от дома отказывался, а теперь благодарить начал. Непонятно. Решил переспросить.

Барин.  За что же ты мне спасибо сказываешь: за сам дом или за дом на самом красивом месте? Что тебя больше радует?
Солдат.  Меня больше обещание твоё  радует, барин. Русский мужик и за простое-то обещание готов горы ворочать и супостату пятки смазывать, а ты меня не простым обещанием жалуешь, а эвон каким!  Ты бы мне ещё два дома пообещал, как матушка моя хотела, чтоб из окон одного горница другого видна была…
Барин.  Обещаю! Обещаю тебе два дома, хлев с живностью, амбар с мукой разной и мельницу.
Солдат.(Сдвинув свой картуз на самый загривок и подбоченившись)  Эх, ма, барин! А нет ли в твоих владениях ещё какой-нибудь Чуды-юды морской, али ползучей?
Барин.  Нет, служивый, нету такой более!
Солдат.  Жалко! А то я бы тебе её тоже на службу поставил.

Ведущий 2.  Очень ярко повёл себя солдат в пылу своей благодарности. Только длилось это недолго. Он вдруг резко переменился в лице, перестал улыбаться и голос его тоже стал не строгим даже, а суровым.

Солдат.  Шибко развеселился я, барин, за посулы твои. Не гоже так! Не осерчай: не по мне такое обещание царское. Куды мне столько? Я ж один-одинёшенек на всём белом свете: ни детей у меня, ни  сестры, ни жены… А одному с таким хозяйством мне в свободное от службы время, боюсь, не управиться.
Барин.  А ты женись, служивый. Женись, Прокофий! Женись, да и весь сказ...
Солдат.  Жениться говоришь, барин? Это – не плохая идея. Пожалуй, даже  хорошая! И кого же ты мне в жёны отдать обещаешь, ежели бы я, скажем, согласился?
Барин.  Кого обещаю, кого обещаю? Ты мужик справный, не пьющий, работящий; и красив и смел… Есть у меня для тебя на примете одна красавица, коли она тебе по сердцу придётся – бери и сватайся.
Солдат.  Не пойму я барин, это какую ты мне красавицу обещаешь в жёны отдать?

Барин.  А обещаю  я тебе в жёны, солдат Прокофий, Русь-красавицу!..

Ведущий 1.  Тут не выдержали у солдата бывалого его колени, согнулись они одновременно, насилу он устоял: берёзка ему своё плечо белое подставила.

Слайд 24: Берёзка или берёзовая роща. Озвучка: «А-а-а-а»

Солдат.  Ну, барин! Да за такое обещание, барин… Я тебе готов всю жизнь свою служить верой и правдою, и жалования не спрашивать!
 Барин.  Так что, стало быть, по рукам, служивый?
Солдат.  По рукам, барин, по рукам!
Барин.  Ты мне, стало быть, по гроб жизни служишь и платы не спрашиваешь, а я тебе за это обещаю два дома построить с хозяйством и Русь-красавицу обещаю в жёны отдать. Так ли всё, брат Прокофий?
Солдат.  Истинно так, барин, истинно так!

Ведущий 2.  С большой радостью произнёс эти слова солдат, искренне веря, что поступает правильно. Сказал – и пошёл нести службу ратную, да ждать обещанного.
Ведущий 1.  А барин постоял ещё немного, а потом сказал вполголоса

Барин.  И впрямь умны мужья учёные из земель заморских…

Ведущий 1.  Сказал, да и ушёл себе восвояси.

Слайд 25: Русь в образе грустной русской девушки. Озвучка: Грустная песня.

Ведущий 2.  Одного обстоятельства не учёл барин. Русь-красавица была дева самобытная, и уж никак не глупее заморских учёных мужей, вряд ли поймут которые, как такая краса-девица может без всякой манипуляции воодушевлять сердца людей на духовные подвиги.
Ведущий 1.  Да и отставного солдата барин тоже недооценил. Уж ежели тот своим терпением, да добродушием сумел даже Нечисти болотной привить уважение к стороне Русской, то уж сама Русь на любовь искреннюю своим открытым сердцем ничем другим, кроме взаимности и подавно не могла ответить.
Ведущий 2.  А то, что она лишь обещана, а не отдана солдату в жёны, так то для любящих сердец и не помеха вовсе, а ожидание праздника...
Ведущий 1.  Много ли, мало ли лун прошло по небосклону, но сыграли-таки свадьбу отставной солдат и Русь-красавица, после которой бывшее Чудище лесное да болотное, так высказало солдату свои наблюдения.

Чудище.  Солдатик, друг мой разлюбезный, мне теперь только ясно и понятно стало, каким быть нужно, чтобы такую красавицу в жёны заполучить.
Солдат.  Ну и каким же?
Бывшее Чудище.  А таким, у которого все помыслы только о её счастье! Всегда, в любой момент времени и при любых обстоятельствах.

Слайд 26: Русь в образе весёлой русской девушки. Озвучка: Торжественная песня


Рецензии