Нишский дневник. Начало

 В Нише (одном из старейших городов Европы, центральном городе Юго-восточного региона Сербии) я оказалась в середине февраля, на Сретенье Господне.  Снег не просто шёл, он падал крупными хлопьями медленно и торжественно, словно подарок к христианскому празднику. Такого снега здесь давно не было!  Жизнь в городе на время замерла. Улицы давно никто не чистил, машины стояли под шапками снега.
 «Кризисна ситуация» - объяснил мне студент философского факультета Момчило Савич, который любезно вызвался показать "профессорке" город.
Мы шли, утопая в снегу по колено, к площади Калча, и Момчило пояснял, почему площадь и памятник так называются. (фото)
-Жаль, под снегом не видно, дорожка этой улочки выложена турками 300 лет назад.
Когда мы подошли к Южным(Стамбул)воротам Твржавы*, Момчило, как заправский гид, выдавал исторические справки,  объясняя, как турецкая культура наложила отпечаток на  архитектуру, быт и даже язык сербов.
«Хорошую память о себе оставили турки» - легкомысленно прокомментировала я. Момчило нахмурился. Помолчал. Потом добавил:
- Страшную память.   И  пообещал, что в хорошую погоду мы обязательно увидим  Теле Кулу*.
-Мы находимся на перекрёстке всех европейских дорог. Поэтому город был приманкой для захватчиков.  Момчило вкратце  рассказал о Косовской битве и князе Лазаре. Свой рассказ завершил словами: «Косово поле и Куликово поле – братья!».
(Тогда я и предположить не могла, что спустя 3 года буду преподавать русский язык в Косовской Митровице, и воочию увижу это историческое место).

Когда мы возвращались, Момчило указал на храм вблизи места моего проживания "црква Константина и матери его Елены"
-  Знаете ли Вы, что Ниш – место рождения Константина?»
- Какого Константина?
- Ну как же! Константина, подписавшего Миланский эдикт! Тогда наш город назывался Наисус. На следующий год будет 1700 лет со дня подписания. В Нише уже готовятся к этому событию. (фото)
Мне стало стыдно, что я не сразу вспомнила о равноапостольном  Константине Великом, издавшем указ о свободе христианской веры.

Думаю, что сербы ближе к православию, чем мы.
Когда я уже преподавала на факультете, мы ходили со студентами в Дом нишской культуры на показ  фильма Павла Лунгина «Остров»   Обсуждая фильм, я была поражена, насколько глубоко их восприятие увиденного… Это было для меня откровением.
У нас одна, православная вера, но у сербов понимание греха перед Богом и человеком глубже, острее что ли…

Следует добавить, что Момчило, студент 4 курса «Катедры за русски jезик и книжевност»  поразил меня знанием русской классики. Мы встречались с ним ещё много раз, беседовали об уникальности и народности Гоголя, о  простоте  и глубине произведений Чехова , о «бедных людях» Достоевского,  о поэзии Сергея Есенина - «одушевлен сам» -восторженно отзывался  он о творчестве поэта…) Восторгаясь Пастернаком, Момчило,  нисколько не стесняясь, пропел «свеча горела на столе….».  Голос у него, к слову сказать великолепный. Когда через несколько месяцев я завершала своё преподавание на факультете, мы со студентами и преподавателями организовали  "РУСКО ВЕЧЕ". Момчило Савич любезно согласился спеть романс на стихи Пастернака.
Русский язык и литературу  сербские студенты изучают достаточно серьёзно – не каждый русский студент так глубоко разбирается в жанрово-тематических особенностях великой русской литературы.  Многие сербы любят и знают русскую культуру, традиции и обычаи. И хорошо относятся к русским. «Рускинья?  И после моего утвердительного кивка -доброжелательная улыбка и традиционная фраза «Руси и Србы и руски браhа заувек».  От профессора Деяна Марковича я впервые услышала сербскую поговорку «Нас с русскими 160 миллионов!». Граффити «Сербы и русские – братья навеки» можно увидеть в разных городах Сербии.

Каждый день проживания в Нише приносил мне новые впечатления, новые знакомства. Потом я побывала и в других городах  Сербии, узнала много нового и интересного, ближе познакомилась с историей страны, с жизнью народа, с поэзией и поэтами, с музыкой и киноискусством. 
Но первые впечатления о новой стране самые запоминающиеся, поэтому мне так повезло с этой импровизированной экскурсией! Благодаря замечательному рассказчику я с первого дня полюбила Ниш, полюбила Сербию и дальше эта любовь только росла и крепла.   
Эта экскурсия по заснеженному Нишу осталась прекраснейшим  воспоминанием.
«Как же Момчило любит он свой город, как гордится его славной историей, как много знает о нём, с какой любовью делится всем этим!» - думала я. 
Вот если бы все мои русские студенты были такими же, как он, я была бы спокойна за свою страну и её будущее.

 
Примечание. Теле Кула* - башня из черепов сербских воинов, погибших в битве на холме Чегар. Это было первое восстание сербов и Хуршид-Паша приказал построить башню для устрашения тех, кто попытается восстать против Османской империи.
            Твржава*- Крепость на берегу реки Нишавы, культурно-исторический памятник,включающий улочки и постройки ранневизантийской архитектуры: Арсенал, Мечеть, тюрьму.
 
(продолжение следует...)


Рецензии
С удовольствием прочитала на Вашей страничке зарисовки, размышления, миниатюры. Вы пишете увлекательно, подробно, с запоминающимися деталями, так что читатель становится участником описанных событий, путешествий, задумывается о том, что не может не волновать каждого. Мне жаль, что Вас,вероятно, ещё недостаточно знают, но уверена, что будут читать.

Татьяна Алейникова   14.02.2022 17:34     Заявить о нарушении
Рада Вашему отзыву, Татьяна!К прозе я обратилась совсем недавно. Хочется вспомнить и запечатлеть что-то из пережитого. Этот сайт даёт такую возможность.
Я всегда была поЧИТАТЕЛЕМ русской словесности.А вот как писателю, пусть даже начинающему, мне надо ещё учиться и учиться... Буду признательна за критику, если увидите огрехи.
С благодарностью

Татьяна Рашова   15.02.2022 10:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.