Мистика цифр в советском кино. Сердца четырех

Возможность по многу раз пересматривать любимые киноленты дает не только всё более детальное понимание и подмечание ранее пропускаемых деталей и всё большее понимание хитросплетений сюжета и мастерство сценаристов. композитора, режиссера, игры актеров не только первого, но и второго плана, но и ставит в тупик, порождая своеобразную конспирологию. Например, в этот период я несколько раз заново пересмотрела "Сердца четырех", скачав себе любимый ретро-фильм(из предвоенного, а из послевоенного любимый -"Весна на Заречной улице").

Итак, популярнейшая кинокомедия "Сердца четырех" реж.Юдина, 1941 года, выпущенная прямо перед войной и впервые увидевшая свет в широком кинопрокате уже после войны.
 Попытка киноведчески анализировать фильм, его достоинства, у меня уже есть публикация, см по ссылке:
http://proza.ru/2021/01/18/641
О фильме Сердца четырех, и о ностальгии

Однако снова вернуться к этой теме меня заставило пересматривание намедни с целью разобраться в причинах необыкновенной притягательности этого фильма, помимо того, что исполнители главных ролей молоды и талантливы, но этого недостаточно, ведь они же сыграли до и после и в других фильмах, из других их работ кое-что интересно посмотреть тоже, но бесконечно пересматривать хочется этот.

Тут без магии точно не обошлось:)) Магии, заложенной прежде всего в мастерстве сценария, умелого рассказа внешне незатейливой истории на очень приятном музыкальном фоне. Да тут и сюжета особого нет, просто все вместе летом собрались за городом, типичная летняя комедия с виду, но сколько таких кинокомедий кануло после одного-двух показов или прошло время актуальности и всё это давно устарело...Но не всё устаревает, как ни удивительно, остаются редкие образчики неувядаемости. Даже простые истории рассказать не так-то просто, как может показаться на первый взгляд, и "Сердца четырех" - пример такого рассказа — в котором, как в античной скульптуре, всё на своем месте, ни одной лишней детали, и в то же время ничего не упущено, всё соразмерно, ровно столько, чтобы не затягивать действие, ни убыстрять его, и снова и снова волновать зрителя, дарить отдохновение. Странно, что современники бывают столь несправедливы(фильм долго не разрешали к показу, как легкомысленный)к явным шедеврам, и лишь время воздаёт по заслугам.

Но есть есть кое-что...Что никогда прежде не замечалось, не фиксировалось внимания. Это знаки. Некие мелкие детали вне сюжета, вне какой-либо содержательной нагрузки. Это могут быть фигуры на заднем плане.

Или, например, цифры. Намедни пересматривая, впервые заострила внимание на цифрах в фильме. Их неожиданно много для 1,5 часового фильма-комедии. Но что еще интереснее:они повторяются. Зачем?!

Зрителю как-то ненавязчиво, на заднем фоне восприятия, демонстрируют цифры.
Сейчас прокрутила ускоренно фильм и выписала эти цифирьки, возможно, не все.

1) Показ: 4/9
минуты 7м31сек идут два матроса в бел. рубашках.
--------------
2)Показ: 4/9
7м41сек
выпрыгнула из автобуса Шурочка
--------------

3)Показ 4/9
7м.59сек. троллейбусная остановка. Галина
------------

4) Показ:крупно 133 на столбе
10м.08сек.
Шурочка и Колчин велосипед.
------------

5) 4 номер троллейбуса и надпись Ленинские горы(едет в МГУ)
10м.37сек.
-------------

6) опять показ: а столбе 133
10м.44сек.
опять Колчин на мотоцикле
--------------
7)
0/15
экзамен-Шурочка не сдала экзамен по литературе
MENS SANA на доске, в течение фильма не переводится и не объясняется надпись.
---------------
8)
32м.15сек.Показ сразу двух цифирь:
8094 на столбике ж/д, а на поезде С4
---------------
9)И наконец догадываемся, что цифирь и в названии:
"Сердца четырёх"
4
----------------
п.9) дает понимание того, зачем мелькали 4-рки.
Номер троллейбуса, на котором Шурочка едет на экзамен - 4
Номер поезда, который мчится из Москвы - С4 - Сердца четырёх!

Допустим, это очевидно, если призадуматься. Но что тогда означают другие цифры? И ведь по несколько предъявлений в кадрах, что много!

9 показывается вместе с 4 трижды:1),2),3) -4 и 9, а п.8) на столбике ж/д:8094 - то есть снова 94. Что уже 4-е предъявление цифры 94. Зачем?!

Почему дважды 133 крупно на столбе?

Причем цифры даются в кадрах, где главные герои - чтобы взгляд задержался, а подсознаии отложило прочно эти цифирьки.
Мчащийся поезд напоминает теперь первую фильму в истории "Приближение поезда" бр. Люмьер.

Между прочим, 133 - если 33, то это из разряда нумерологически "священных" цифр. Вспомните хоть у Пушкина в "Лукоморье". А если сложить, то 1+3+3 = 7
Что если оба смысла здесь заложены:две священные цифры:и 7, и 33. Ведь 7 можно получить любыми слагаемыми, бесконечным перебором вариантов.
Здесь мне вспомнился рассказ Александра Грина(вероятно, самого мистичного из русских писателей) "Серый автомобиль". В рассказе постоянно фигурирует 7 и 777 в номерах авто и это связано с мистикой сюжета. По рассказу снят в конце 80-хизвестный фильм "Господин оформитель", такой перестроечный киноэксперимент, весьма интересный, кто не смотрел, рекомендую.
А как же тройка, семерка, туз?! Опять же Пушкин. Пиковая дама.
Таким образом, в фильме, отчетливо:3, 7

А 4 и 9? Впрочем, они даются слитно:49,49 и 8049
4+9 = 13
а вот те раз!
Трижды 13.
Точно фильм закодировали на успех:)) Столько цифр пифагорейских мудрецов!
Но я не люблю 13...
Но 13 это снова 1+3=4
Опять 4.

80+0+4+9=21
21
НО в кадре две цифири:одна на поезде С4, другая на столбике. При приближении поезда.
8+0+4+9+4=25=7
Опять 7!

Даа. Не случайно, математика играет в этом фильме главную роль, а не В.Серова и прочие. Знатный мистицизм в советском кино, да еще в незатейливой мелодраме.
Но зачем это нужно? Вопрос...Может быть, у вас есть возможные ответы?

И точно уверена:совсем неслучайно название работы доцента Мурашовой, которой зачитывается лейтенант Колчин, готовясь в военную академию:"Кривая ошибок и понятие случайностей", что также гротескно обыгрывается. Но какая загадка заложена в этом "месседже" - пока неясно.

А пока насладитесь фильмом и фоткой еще такой многообещающей Валентины Серовой, как раз в ту пору познакомившейся с Анатолием Серовым, своим будущим мужем, героем Испании. И опять мистика:в комедии она тоже влюбляется в армейского командира Колчина. Но это уже мистическое совпадение, не вычисленное...
"И случай, Бог изобретатель..."

Из попыток осмысления удивительного взлёта и трагического крушения судьбы Валентины Серовой — отличилась неповторением шаблонов многочисленных повторяющих друг друга публикаций на эту тему, и оригинальностью — статья писателя Дмитрия Быкова "Советские принц и принцесса" в журнале "Современник". Д.Быков пытается понять странный союз В.Серовой и К.Симонова на фоне двух эпох, сталинской и послевоенной.

В статье автор останавливается также и на своем отношении к стихам Константина Симонова, на мой взгляд, предвзято-критично, полагая его малоталантливым поэтом, если не считать 2-3 более-менее удачных. Приводимый им образчик сатирического стихотворения К.Симонова, "с милосердными сокращениями", как он снисходительно характеризует этим свое отношение, стихи о британском парламенте, по моему мнению, и ныне актуально для характеристик западной "демократии". И даже актуальность возросла. Надеюсь, еще вернуться к этой теме.

Да, и считаю совершенно ненужным колоризировать этот фильм, раскраска всё испортит. Игра света и тени столь волшебно выстроена оператором, что это самостоятельная визуальная роскошь праздничного фильма.

19/02/2021


P.S. Уже после публикации статьи прочла в википедии о сценаристе:

Сценарист фильма Алексей Файко. Жил в писательском доме на одной лестничной площадке с М.А. Булгаковым. тут повторю междометие психиатра из МиМ, когда опрашивали поэта Бездомного:"ага-га", удовлетворенно...
Сценарист очень любопытный...

В 1912 окончил Петропавловское мужское училище при евангелическо-лютеранском кафедральном соборе свв. Петра и Павла в Москве. Преподавание велось в основном на немецком языке, а преподаватели были большей частью выпускниками Дерптского университета. В 1917 году окончил романо-германское отделение Историко-филологического факультета Московского университета. В 1921—1924 годах был педагогом, актёром и ассистентом руководителя Студии импровизации «Летучая мышь».
Успех ему принесла сценически эффектная пьеса с детективным сюжетом «Озеро Люль» (1923), действие которой происходит в абстрактной стране, — со множеством иронических намёков на капиталистов и революционеров. В его пьесах «Учитель Бубус» (1925), поставленной Вс. Мейерхольдом в своём театре с 46-ю музыкальными вставками из Листа и Шопена, или «Евграф, искатель приключений» (1926) приключенческий сюжет соединяется с актуальной сатирой. Большой сценический успех имела пьеса «Человек с портфелем», сатира на советского карьериста от науки.

Автор либретто опер Т. Н. Хренникова «В бурю» и «Мать» (по М. Горькому).

Занимался переводами пьес драматургов СССР.
----------------

и т.д. Да, только столь образованный человек мог написать очень незатейливую пьеску, насыщенную аллюзиями и загадками...

Тут тебе и Мейерхольд, и Булгаков в круге общение, и опять же из семинаристов, только лютеранских...
Значит, правильно, что "Сердца четырех" сложнее, чем может показаться и те же цифирьки в нем не случайные дорожные указатели.
Театр Мейерхольда, кстати, это театр таких намеков и полутонов, шифровок и аллюзий. Школа...
Ну а по Булгакову до сих пор непочатый край расшифровок - упражняются не меньше, чем над Нострадамусом...

Фильм запретили наверное не потому что "легкомысленный", это все же комедия. А вот сценарист потому что немец. Прямо перед войной советских немцев кажется ссылали.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.