Разрешите не согласиться

Отклик на статью «Форма народного протеста» историка Г. Москвина, опубликованная в газете «Ветеран», № 37 (1470) за ноябрь 2018 г.

   Сразу оговорюсь, что в целом статья мне понравилась, со многими высказываниями согласен: и насчет того, что «Бессмертный полк» – «новое русское оружие», что это неожиданный, но уникальный феномен, появившийся у нас недавно, успел  завоевать сердца миллионов людей во всем мире. И то, что это «мертвые встали вместе с живыми» - есть предупреждение подымающему голову национал-фашизму, особенно там, где и не думали, не гадали – в недавно братской республике Украине…
   Уважаемый Г. Москвин пишет: «После долгих размышлений я пришел к выводу, что у нашего многострадального и непокорного народа, болезненно пережившего катастрофу ужасающей гибели своего советского государства, произошло понимание  подлости и губительности содеянного в 1991 году. В душах и сердцах миллионов  граждан страны появилась неодолимая потребность искупления. Да, искупления!» –   О каком искуплении идет речь? Миллионы наших граждан подло обманули, они не виновны в предательстве и дележе распростертого и истерзанного тела СССР. Слишком свежа память у людей старшего и среднего поколения о том сговоре в Беловежской пуще между тремя никем не уполномоченными, так называемыми лидерами – Б. Ельциным, С. Шушкевичем и Л. Кравчуком.
   А историк Г. Москвитин вроде как обвиняет весь народ. Конечно, этот самый народ мог бы подняться и заявить протест. Тем самым заставить отменить «заповедный сговор», но привыкший доверять власти народ тогда еще не понимал, куда его ведут, словно неразумную овцу. Это теперь мы задним умом осуждаем этот сговор, отказ от прежних ценностей, хотя и тогда звучали робкие голоса: «Опомнитесь! На референдуме большинство проголосовало за Союз!»
   Необходимо было всего лишь реформировать систему, есть и пример – Китайская народная республика…
   Логичней было бы говорить об искупление Германии за порожденный ей гитлеровский режим, уничтоживший миллионы не только наших детей, сынов, матерей, отцов, дедов, но и миллионы людей других стран, втянутых так или иначе во Вторую мировую войну. Но фашизму нет искупления! Уважаемый историк поставил все с ног на голову.
   Вы, товарищ Москвин, спросите у миллионов, идущих с плакатами, портретами своих родственников, участников войны: чувствуют они вину за деяния тех, кого несут высоко над головой? Ведь это они добывали Победу, они строили социализм. Нужно ли за это какое-то искупление и перед кем?
   «Бессмертный полк» – это уникальное явление, родившееся в народном сознании и благодарно подхваченное теми самыми миллионами. К искуплению это не имеет никакого отношения! Наоборот, это выражение собственного достоинства, осознание правоты нашей Победы, солидарность с миллионами павших, замученных, пропавших без вести солдат и мирных людей. Это демонстрация единства народов России в ответ на происки сепаратистов Запада, потворствующего переписыванию подлинной истории на спешно состряпанный миф о нашей «агрессии». Кричат о наших несуществующих, никем не доказанных терактах типа Солсбери, не замечая под носом фашиствующих молодчиков на той же Украине и в Прибалтике.
   Спорно утверждение историка и о том, цитата: «Бессмертный полк» – это форма протеста против унижения нескольких поколений советских людей против превращения героической истории, которую творили на глазах у изумлённого мира наши отцы и деды, в «черную дыру».
   Зачем придумывать несуществующую форму протеста, присовокупляя к священной идее народа, родившего в своих недрах движение «Бессмертный полк»? И неужели старшее поколение, строя Днепрогэс и БАМ, поднимая Целину и осваивая Космос, тем самым наносили кому-то оскорбление? Мы гордились и гордимся многими достижениями той эпохи, которую теперь во многом не в состоянии превзойти, потому что  у нас были идеалы: взаимовыручка, бескорыстие, честность, чистота отношений, дружба – «сам погибай, а товарища выручай», и многое, чего и не снилось поборникам «западных ценностей». Наелись уже, извините, их изобилия, а душа-то щемит по старым добрым временам, хотя были и очереди за колбасой, и товары по распределению… Но, глядя на то, сколько мы потеряли, это оказывается несоизмеримо с тем, что якобы приобрели. Жизнь была не идеальна, но разве мы чувствовали себя униженными в основной массе, чтобы вот так – всем народом идти с портретами отцов и дедов, вымаливая прощения, покаяния? Нет и еще раз нет! Не надо такое великое дело, общий порыв и гордость народа принижать, смешивать котлеты с мухами, низводя до якобы "унижения" нескольких поколений советских людей против превращения героической истории… в «черную дыру».
   Все было в нашей истории, но мы не жили с ощущением ущербности. Зачем же наговаривать на себя, посыпать голову пеплом.
                2019 г.


Рецензии
В "черную дыру" советская история превращается стараниями, информационной политикой, существующей власти, а не из-за наличия како-то там вины советских поколений. Я так и понял процитированного вами историка.

Виктор Ушаков   19.02.2021 15:41     Заявить о нарушении
В этом Вы правы, но частично. Что ей выгодно, власть берет и восхваляет, а что не в ее пользу, то замалчивает или искажает. Из истории не выбросить такие фигуры, как Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев и др., повлиявшие на нашу и мировую истории. Но власть подвержена сменяемости. Главное, чтобы народ помнил.

Александр Головко   20.02.2021 17:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.