Москва прощается с Андреем Мягковым

Сегодня Москва прощается с Андреем Мягковым...

Его смерть совпала с моей борьбой за жизнь против "модной болезни", которую я всё же намерен выиграть... Потому, как и во время прошлогодней самоизоляции, только уже по другой причине, пейзаж за моим окном не меняется. Меняются только цвета...

Устал быть "могильщиком" эпохи, которая меня воспитала, устал писать некрологи. Жванецкий. Джигарханян. Лановой. Мягков. К великому сожалению, жизнь человеческая конечна, и потому конечна жизнь того или иного культурного слоя, потому что его носителями являются конкретные вполне себе смертные люди. И дело не в том, чтобы та или иная эпоха не заканчивалась - это невозможно... а в том, что она оставит после себя, какой мостик от неё будет перекинут в будущее...

Поэтому сочиняя эти печальные строки на смерть замечательного русского актёра Андрея Васильевича Мягкова хочется выделить то, что я лично оставлю для себя из его творчества.

У Мягкова не такая уж обширная фильмография, но зато какие роли! И всё же из "Жестокого романса", "Служебного романа", "Дней Турбиных" и "Иронии судьбы" я точно оставлю себе образ Жени Лукашина из бессмертной рязановской комедии.

О, это великий фильм... Потому что по мере того, как взрослел я, "менялся" и сам фильм, то есть моё восприятие происходящего на экране.

Фильм появился в 1975-м году. Пора моей школьной юности. Романтика... Женя и Надя, устроившие бунт против повседневности. Любовь на мгновение и на века... Чарующие звуки песен на музыку Таривердиева. Запах хвои и мандаринов. Мы жили очарованием "Иронии судьбы", не очень зная и понимая, что за смысл скрывается за стихами Пастернака и Цветаевой, потому что в моём поколении далеко не все представляли их трагическую судьбу.

Это уже много лет спустя за текстами станут слышны подтексты. Но тогда... Тогда "Поживём-увидим", брошенное Любовью Добржанской, игравшей мать Лукашина, осталось без внимания.

Ах, какая это была красивая история! И как она была нужна нам! И как был прекрасен и прост мир, в котором были прекрасны и чисты Женя и Надя и так себе Ипполит...

"Сломать-то просто, а вот построить..." Но разве об этом кто думает в юном-то возрасте? Наверное, как это ни печально, нет... Но на этой разрушительной силе юношеской романтики (хотя герои фильма отнюдь не юны)рождаются дети, пишутся стихи, создаются картины...

В то время "Ирония судьбы" воспринималась исключительно, как фильм для юных, а возраст при этом не играл большой роли...

Шли годы... "Каждый год 31-го декабря мы смотрим "Иронию судьбы"..." И выясняется, что за нашими прекраснодушными героями ничего нет... Что подозрительное "Поживём-увидим" оказалось пророческим... Что в очередной раз выяснилось, что "ломать - не строить", что почему-то надежды на чудо в зените жизни не оправдываются, а не оправдываются они потому, что не создал ты фундамент ранее... Что герои, наши замечательные сказочные герои Надя и Женя просто... не успели повзрослеть.

Всё это гениально увидел Тимур Бекмамбетов, сняв, к сожалению, отнюдь не гениальный сиквел "Ирония судьбы 2"...

Но когда тебе за 50, ты можешь хлопнуть себя по лбу и сказать, да ведь это всё уже было заложено в первом фильме! Как же я не догадался!

Моя покойная учительница истории сказала как-то на уроке: "Знаете, чем отличается камин от телевизора? В камине можно увидеть то, что хочешь, а в телевизоре - только то, что показывают". И, как ни странно, "запиленный до дыр" телевизионный блокбастер "Ирония судьбы" оказался камином...

Дорогой, незабвенный Андрей Васильевич Мягков! Царствие Вам Небесное! Я хочу, чтобы Вы в памяти русского зрителя остались тем актёром, чья игра по прошествии времени играла бы разными гранями... Этот образ мы возьмём с собой в будущее. Как догорающие угольки в камине...

#андреймягков


Рецензии