Макариос Третий, Архиепископ

"Ближневосточные конфликты. История в лицах": http://proza.ru/2021/10/12/892



МАКАРИОС (МАКАРИЙ) ТРЕТИЙ, Архиепископ, 1913-1977.

Религиозный, политический и государственный деятель Кипра. В миру: Мускос Михалис Христодулу.

Родился в небольшой деревне недалеко от г. Пафос, в греческой крестьянской семье. Населенный преимущественно греками, остров Кипр в то время был колонией Великобритании, а еще ранее почти три столетия был в составе Османской империи.

С 13-ти лет Михалис подвизался послушником в монастыре Божьей Матери Киккской, одновременно обучаясь в монастырской школе. Следует отметить, что Киккос был и остается центром духовной и монашеской жизни Кипра. В 20 лет он был отправлен в г. Никосию для обучения во Всекипрской гимназии, по окончании которой, в 1938 г., вернулся в Киккос, возглавил монастырскую школу и принял монашеский постриг с именем Макариос (Макарий). Вскоре был рукоположен в диаконский сан и отправлен в Грецию для обучения на богословском факультете Афинского университета.

В 1940 г., пытаясь покинуть захваченную фашистами Грецию и вернуться на Кипр, опоздал на корабль, который затем попал под огонь авиации и затонул. В христианском мире чудесное спасение будущего архипастыря и подвижника квалифицируется не иначе, как Божий Промысел. Пришлось иеродиакону Макариосу остаться в Афинах до окончания оккупации, при этом продолжая обучение.

Окончив богословский факультет, в 1942 г. он поступил на юридический. Одновременно служил диаконским чином в афинском храме Св. Ирины. В 1946 г. был рукоположен в священнический сан, после чего как стипендиат Всемирного совета церквей был направлен в Бостонский университет (США) для продолжения богословского образования. В 1948 г. заочно был избран предстоятелем Китийской епархии, после чего вернулся на Кипр и был хиротонисан в архиерейский сан.

На Кипре священнослужители пользовались большим авторитетом среди большинства православного населения при решении многих вопросов, т.к. гражданские общественные институты в колониальных условиях еще не были в полной мере сформированы. С позиций христианского мировоззрения может показаться непонятной (а для кого-то и неприемлемой) кипрская практика церковного служения, которая побуждала священнослужителей к активной общественной и политической деятельности. Еще в период османского владычества греки-киприоты во главе со своими пастырями, в т.ч. и монашествующими, с оружием в руках время от времени поднимались на борьбу за независимость и самоопределение. В те времена многие священники погибли либо в бою, либо в османском заключении.

Поэтому неудивительно, что Макариоса как церковного иерарха положение обязывало выполнять не только духовную, но и общественно-организационную миссию, тем более в период очередного обострения национальных проблем. В 1949 г. в Афинах он встретился с представителями официального руководства Греции и заручился их поддержкой в решении кипрского вопроса. А спустя некоторое время Священный Синод Кипрской Православной Церкви организовал всенародный плебисцит по самоопределению, в результате которого стала ясно, что подавляющее большинство населения острова выступает за объединение с материковой Грецией.

В конце 1950 г. Макариос был избран Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра. Это был самый молодой предстоятель в истории автокефальной Кипрской православной церкви, одновременно - этнарх, лидер греческой общины. За короткое время он создал несколько общественных организаций, кассу взаимопомощи, а также регулярно выступал перед широкой аудиторией и встречался с политиками разных стран. При его активном содействии на основе небольших молодежных организаций была создана Национальная организация кипрских борцов (ЭОКА). В 1952 г. Архиепископ Макариос Третий выступил на 7-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Впервые на таком высоком уровне было привлечено внимание мировой общественности к проблемам Кипра. Но и это не способствовало налаживанию позитивного диалога с митрополией. Кипр для Великобритании представлял большой интерес прежде всего в стратегическом отношении, и расставаться с военными базами в Средиземноморье метрополия не торопилась.

Игнорирование Великобританией кипрской проблемы привело в 1955 г. к вооруженному восстанию киприотов, т.к. мирные средства считались исчерпанными. Руководство восстанием взяла на себя ЭОКА, во главе с полковником Георгиосом Гривасом. Формально Архиепископ Макариос не был связан с вооруженными подразделениями, более того, пытался прийти к соглашению с губернатором острова фельдмаршалом Хардингом, отказываясь при этом от незначительных уступок в решении кипрского вопроса. Тем не менее, в 1956 г. колониальная администрация обвинила его и еще нескольких церковных иерархов в связях с ЭОКА, подвергла аресту с последующей депортацией на Сейшельские острова. Но уже через год Архиепископ Макариос был освобожден при условии не возвращаться на Кипр и продолжил политическую деятельность в Афинах.

Вооруженная борьба греков-киприотов продолжалась, и Великобритания под давлением обстоятельств вынуждена была принять кардинальное решение. В 1959 г. Архиепископ Макариос и лидер значительно меньшей по численности турецкой общины Кипра Фазыл Кючюк были приглашены в Лондон для переговоров по предоставлению Кипру независимости. Согласно Лондонско-Цюрихским соглашениям, Великобритания оставила за собой под военные базы эксклавы (т.е. несуверенные регионы) Акротири и Декелия, взяв обязательство оказывать Кипру финансовую поддержку. Было также регламентировано присутствие военных контингентов Греции и Турции. В этом же году была провозглашена Республика Кипр и состоялись президентские выборы, на которых Архиепископ Макариос одержал убедительную победу. Лондонско-Цюрихские соглашения также легли в основу конституции Республики Кипр.

В первые годы независимости в островном государстве обострились противоречия в интересах греческой и турецкой общин. Если ранее под британским протекторатом все были вроде как равны, то теперь турецкое меньшинство стало ощущать себя ущемленным и подавляемым со сторону греческого большинства. В 1963-64 гг. вспыхнули этнические вооруженные столкновения, и на остров были введены миротворческие силы ООН. Великобритания, в свою очередь, воспользовалась нестабильностью как поводом прекратить оказание финансовой помощи за использование эксклавов (как оказалось, навсегда). Ситуация еще усугублялась тем, что и Греция, и Турция выступали в роли подстрекателей противоборствующих сторон, снабжая их оружием.

В этих условиях первый президент Республики Кипр выступил уже не как лидер, отстаивающий интересы самой большой по численности этнической и религиозной общины, а как защитник интересов всех подданных островного государства. Он отверг подготовленный в США так называемый «план Ачесона» по разделению Кипра на греческое и турецкое государства, добился сокращения превысившего квоту контингента греческой армии и подготовил поправки к конституции, предоставляющие больше прав этно-религиозным меньшинствам. Его принцип, поддерживаемый большинством населения, заключался в неприсоединении к военным блокам и недопущении вмешательства в дела молодого государства со стороны других стран. Это привело к разрыву отношений с радикальными как про-греческими (ЭОКА, Гривас и др.), так про-турецкими организациями. Неоднократно имели место попытки покушения на его жизнь. Но политика первого президента позволила сохранить целостность государства, и в 1968 г. он с еще большим успехом был переизбран на второй срок.

Политика президента Макариоса была направлена также на тесное сотрудничество с СССР как по линии межгосударственных отношений, так и в вопросах развития церквей. В 1971 г. он посетил нашу страну по случаю интронизации предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Пимена (Извекова), был принят на высшем государственном уровне и посетил ряд городов. По вопросу всесторонней поддержки главы Республики Кипр политическое руководство СССР и иерархия РПЦ были полностью едины. РПЦ в полный голос заявила о поддержке Архиепископа Макариоса, когда Священный Синод Кипрской Православной Церкви встал на сторону про-греческой оппозиции и потребовал от него оставить пост президента.

В конце 1960-х гг. в Греции к власти приходит военная хунта («черные полковники»), и военно-политическая активность националистических сил на Кипре заметно увеличилась. Полковником Гривасом было организовано несколько провокаций, которые могли привести к большому кровопролитию. Однако, его миссия провалилась, и он был вынужден вернуться в Грецию. В 1973 г. Архиепископ Макариос в третий раз был избран президентом Республики Кипр. Но уже в 1974 г. ЭОКА, опираясь на активное греческое вмешательство, совершило на Кипре государственный переворот. Президент Макариос был низложен. Путчисты объявили о гибели президента, но ему удалось спастись, покинуть страну, обратиться в ООН с просьбой о поддержке и, таким образом, привлечь на свою сторону прогрессивную мировую общественность.

В свою очередь, под предлогом защиты турецкого населения, Турция предприняла «мирную операцию», высадив на Кипре подразделения своих вооруженных сил. Диктатура «черных полковников» в Греции вскоре пала, ее ставленники на Кипре были низложены, но Турция уже не собиралась выводить с острова свой вооруженный контингент. Более того, ими было захвачено большое количество греческих территорий, а всего - почти треть территории острова. События развивались по наихудшему сценарию: с оккупированных Турцией территорий бежало греческое население, а турецкое население изгонялось из греческих поселений.

В самом конце 1974 г. Архиепископ Макариос вернулся на Кипр, был восстановлен в своем статусе и сразу вступил в переговоры с лидерами турецкой общины. Вооруженное противостояние было остановлено, но процесс образования Турецкой республики Северного Кипра на контролируемых Турцией территориях ему предотвратить не удалось. Так и по сей день в северной части Кипра существует никем, кроме Турции, непризнанное обособленное государство, с турецкой валютой. Столица Республики Кипр Никосия была разделена так же, как раньше западный и восточный Берлин. Турецкая часть Никосии называется Лефкоша и является столицей непризнанного государства. Часть турецкого населения, имевшее кипрское гражданство до событий 1974 г., признается в качестве полноценных граждан Республики Кипр, другая часть населения непризнанной республики, переехавшая на остров из Турции после 1974 г., гражданами Республики Кипр не является и реализует свои права непосредственно через Турцию.

В 1976 г. выборы в парламент Республики Кипр продемонстрировали абсолютную поддержку политики президента Макариоса, направленной на восстановление единства и государственной целостности на острове. В 1977 г. по просьбе турецкой стороны состоялась встреча президента Макариоса и руководителя турецкой республики Рауфа Денкташа, в ходе которой были достигнуты соглашения о восстановлении единого государства на двухобщинной основе. Это намерение так и не было реализовано из-за внезапной смерти президента Макариоса, вызванной сердечным приступом. Большей частью киприотов, с обеих сторон, это было воспринято как личная трагедия.

Как следствие мудрой и взвешенной политики Архиепископа Макариоса на Кипре после 1974 г. больше не было ни вооруженных конфликтов, ни этно-религиозных распрей. (Имели место разве что разовые акции протеста около британских военных баз). Более того, его политическим наследникам удалось сделать страну привлекательной для морского отдыха и туризма, принимающей гостей со всего мира. Тем не менее, проблемы в отношениях с турецкой частью острова, а также с Великобританией, не выполняющей договоренности по военным базам в части финансовых обязательств, остаются пока нерешенными. На Кипре до сих пор присутствуют военные подразделения и полиция ООН на основании постоянно продляемого на короткие сроки мандата, но их численность постоянно сокращается.



При подготовке материала была использована информация из открытых источников: Большая Советская Энциклопедия (3-е изд.), Большая Российская Энциклопедия, Википедия, порталы: «Православие.ру», «Правмир.ру», «ПроКипр.ру», «НГ-религии» и др.


Рецензии
Андрей, спасибо, хорошо пишите.
Доступно, лаконично, сжато и даже как то интересно повествуете.
Однозначно, зелёная и в избранные.

С уважением, Николай С.

Николай Скороход   13.01.2023 18:01     Заявить о нарушении
Ещё раз большое спасибо. Посмотрел поверхностно Ваше творчество. Будет время, обязательно почитаю. Тематика волнующая и актуальная.

Андрей Астапович 2   13.01.2023 18:56   Заявить о нарушении
Андрей, спасибо за внимание!
Рад буду видеть вас на своей страничке.
Тематика у меня самая разнообразная (окромя стихов, там вообще ноль), но как писатель на романы не гожусь. Явно хромает в этом плане моё писательское образование, да и собственно писатель, это большой интеллект и мыслитель, сочинитель и выдумщик, а я и тут слаб.
Самое плохое, за что я взялся это писать сказки, самое лучшее, как по мне это моёй реферат, ну и вот маленькие миниатюрки, удались рассказы, а так всё проба пера, а точнее общение с единомышленниками в прозе и убой хоть с какой то пользой для неработающего пенсионера времени.
С уважением, Николай С.


Николай Скороход   13.01.2023 19:50   Заявить о нарушении