Старик Нок

Старика Нока, собирающегося в море, подвела его рассеянность - из-за нее он пропустил прогноз погоды. Вспомнив об этом, он не опечалился, надеясь встретить на причале местных рыбаков: их доброжелательные улыбки подскажут - стоит ли сегодня плыть в сторону горизонта.
Но берег, куда он прибыл ранним утром, оказался безлюдным и, удрученный этим обстоятельством, Нок невольно задумался: видимо, в друзья ему сегодня придется выбирать попутный ветер.
Не спеша сбросил он на воду семнадцатифутовую лодку и завел подвесной мотор; осталось лишь поладить с томительным чувством путника, отправляющегося в далекий путь.
Наконец, берег стал удаляться по мере того, как мотор набирал обороты. Некоторое время он прислушивался к его работе, но отплыв от суши несколько миль, убедился, что для беспокойства нет причин: его "Карвер"мчался вперед смело, и сам океан словно летел ему навстречу!

Когда очертания земли стали еле заметны, Нок заглушил мотор; лодка остановилась.
Достав несколько серебряных монет из кармана, он бросил их в воду - это было его давней традицией. Он верил,что в лунную ночь они будут сиять на дне океана и подскажут дорогу морякам, сбившихся с пути.
- Пусть они узнают, - думал он про себя, - что берег рядом; это им поможет.
Солнце горящим факелом уже освещало небо и вместе с криками чаек приветствовало начавшийся день. Он сулил радость и уводил Нока от тревожных мыслей. Но даже, если они и притаились в его душе, добрый океан их поглотит, или утянет на дно, а встречный ветер заставит слезиться глаза, но уже без привычной печали.
Скоро он развернул лодку строго на Запад: теперь ветер славил волны с правой стороны.

Нок жил в своем доме недалеко от пристани совершенно один и его некому было упрекнуть за легкомысленное счастье,которым он был полон.
Когда-то его мастеровые руки не знали покоя; но то ,без чего не могла жить повседневность, его душа не принимала. Теперь он никому не нужный старик, научившийся жить уединенно и обитал временами то ли на земле, то ли на небе.
Соседи, встречая на улице его обветренное лицо, не видели в его существовании созидательного смысла, а для кого бьется его сердце, они не ведали.
Сами они понимали идеал жизни смутно, но точно знали, что в прочной стене  мироздания не должно быть зазора для бесцельной жизни и напрасных человеческих усилий. А этот старик жил сам по себе, вдали от ежедневных забот и возвращался по вечерам домой в протертых штанах, сшитых, словно, из рваного паруса.
Нок знал о таких разговорах и не обращал на них внимание: терпение свое он хранил для лучших надежд и океана.А он всегда для него был слишком близок.

Мотор привычно тарахтел и лодка летела вперед, не меняя курс. Отплыв достаточно далеко от берега, Нок остановился; ему захотелось оглядеться. Видимая полоска земли уже давно исчезла - он был в открытом океане.
Ветер часто ссорит здешние просторы - от этого они хмурятся и ведут себя грозно, пока небеса не помирят их. Тогда наступают светлые и спокойные дни, которыми любуется небо.Здесь, над океаном, оно кажется особенно высоким, но наступит ночь и звезды, вместе с лунным сиянием, его приблизят и обманут путника ложными, но счастливыми видениями. Но могут позвать в далекий путь и облака, чтоб кто-то забылся в мечтах и не грустил о береге, который оставил.
Время вдумчивого созерцания медленно текло. Нок посмотрел на часы; возвращаться не хотелось; снова заработал его надежный мотор.

Днем он немного вздремнул.Его разбудил сильный ветер, дующий с востока - это было плохим знаком. Вскоре, он принес с собою мрачные тучи. Океан окрасился в желто - серый цвет, как это бывает перед грозой. Становилось тревожно.
Неожиданно в небе появился небольшой частный самолет.Покружив над его головой и помахав крыльями, он развернулся и улетел в сторону земли серебряным змеем.
Нок решил, что это был дружеский привет, и проводил пилота благодарным взглядом.
Что ж, можно было собираться  домой - ветер крепчал и, похоже, не собирался утихать. В следующий раз он задержится здесь подольше.
В океане все чувства прекрасны, особенно, когда речь заходит о возвращении в родную гавань. Придется соленым ветрам извинить его и на этот раз - ведь они старые приятели, а значит, обязательно встретятся, когда придет время.

                MAYDAY - MAYDAY - MAYDAY

Сорвав лодку с якоря, ветер уносил Нока в открытый океан. Мотор давно заглох, а стрелка компаса указывала направление неминуемой гибели.
Чуткий, добрый пилот самолета, знавший о приближающемся шторме, пытался предупредить об этом беспечного капитана. Теперь Нок об этом знал.Так же он был уверен, что его координаты уже переданы им спасательной станции. Но кто найдет его в океане в такую погоду?
Веслами он помогал лодке сохранять равновесие и не напрасно - в борьбе за жизнь чувствовался его смелый азарт.Волны безжалостно бились о борт, страшно звучал и его голос.
На отчаянный его призыв откликнулось солнце, на миг выглянувшее из-за туч. Но оно не хотело тратить свое золото на освещение пути безумца; оно лишь осветило лучом бесполезные для спасения предметы, хранившиеся в лодке: они, старые его друзья, с тревогой смотрели на своего капитана - выйдет ли он из беды на этот раз?
Но старик не глядел в их сторону, мысли его были слишком далеко.
Глубины океана, усилием рук своих, поднимали суденышко к небу, но тут же опускали, словно играя в опасную игру, с заранее известным концом.
В желтых кругах водяной пены Ноку мерещились то образы кораблекрушений,ставшие давно легендой, то лица отважных моряков, так и не нашедших дорогу к берегу.
Возникали перед его взором и мрачные скалы, еле заметные во мгле, которые, казалось, сами двигались ему навстречу.
Как вдруг все исчезло: и солнце, казавшееся злой луной на фоне черного неба, и взорвавшийся океан, и его собственный крик, взывающий о помощи.
Пред ним открылся мир ранее не ведомый, голубой и прозрачный, простирающийся куда-то вдаль. Здесь же, на дне океана, он увидел разбросанные им серебряные монеты: они светились сиянием Млечного пути неба. По нему он и пошел в сторону нового счастья, но уже не земного.
Пусть простят его люди за его нескладную жизнь на этой земле.
Это было его последним пожеланием прекрасному миру и морям, в которые он был безумно влюблен.

Австралия. 2021.


Рецензии