Шаг до беды

Работала у нас в коллективе одна женщина пенсионного возраста Зина Туманова. Была она вдова с двумя детьми.  На тот момент ее дочка уже была замужем, а сын учился в институте. В молодые годы она переехала в город, проработала много лет бригадиром дворников, сама убирала два участка, а когда вышла не пенсию взяла себе работу полегче, стала работать уборщицей, убирала подъезды и нашу контору. Тогда слова офис не было еще в обиходе. Дни рождения и праздники мы отмечали в складчину, дружно и весело, и всегда приглашали Зину. Она жила совсем рядом, в соседнем доме, и часто делала для нас какое-то особое блюдо, запекала мясо в духовке или пекла пироги с грибами. Мы очень ее любили и уважали. А однажды во время задушевной беседы она рассказала свою историю, как она жила до переезда в город.

- Жили мы тогда в деревне километрах в ста от города. Я работала на ферме дояркой, а муж был трактористом. Сначала все было хорошо, замуж я вышла по любви, муж был добрый и красивый, по хозяйству всегда помогал. А в деревне по-другому никак! Кто будет дрова заготавливать, пилить, колоть, воду с колодца носить? У женщин другой работы по дому полным-полно, а тут еще у нас родились двое детей, один за другим, мальчик и девочка. Дети немного подросли, а муж мой начал иногда попивать, вместе со своим другом и соседом Иваном. Мы с его женой Галиной тоже дружили. А чего не дружить? Вместе в школе учились, вместе работали, в одно время замуж вышли, детей родили…Наверно, стало нашим мужикам скучно, развлечений в деревне никаких, каждый день все одно и тоже. Я, конечно, ругалась на него, пыталась вразумить, да не смогла. Однажды летом, когда меня не было дома, мой муж Николай с соседом Иваном раздобыли где-то паленой водки и решили отдохнуть и расслабиться. Ну, и расслабились, до смерти. Когда я пришла домой оба мужика лежали мертвыми. Так в одночасье мы с Галиной стали молодыми вдовами. Было нам с ней по двадцать девять годов. Не передать словами, какое я чувствовала горе. Любимый муж, совсем молодой ушел из жизни! На руках двое детей, мал мала меньше. А как справиться с хозяйством, с дровами, на кого детей оставлять, уходя из дома? И такая же беда у Галины. Мы в это время с ней еще больше сблизились. И однажды купили мы бутылку водки и сели поминать своих мужей. Выпили, закусили, поплакали, а что делать, мужей не вернешь, но вроде полегчало. Через некоторое время решили повторить застолье. Вроде опять легче стало. И вот так потихоньку мы с Галиной стали устраивать застолья все чаще и чаще. Вроде бы уже надо остановиться, а не можем. Тоскливо, скучно, себя жалко, а выпьешь – вроде бы легчает, не надолго , конечно, но все же.

И вот однажды купили мы опять бутылочку, расположились среди бела дня на зеленой травке в своем огороде, порезали хлебца, сала, луку зеленого нарвали, а дети наши тут же во дворе играют. Для них, наверное, картина наших выпивок уже привычной стала. Только собрались по рюмашке опрокинуть, как к забору бригадир подошел, детей моих увидел и спрашивает:

- А мамка-то ваша где? Чего она на работу еще не вышла?

- А они с тетей Галей водку пьют! – отрапортовал мой Вовка.

Услышали мы этот разговор, и детский голос нас вдруг отрезвил. Что же мы делаем? Куда катимся? Мужья наши от водки умерли! Не уж то и мы туда же? Посмотрели мы с Галиной друг на друга, и решили, что пить больше не будем. Закрутили обратно крышечку на бутылке, и отправились по своим делам. С этого времени наши посиделки кончились, и водкой я больше никогда не увлекалась. А через некоторое время я переехала в город, устроилась работать дворником, получила служебное жилье. Работала на двух-трех работах, детей вырастила, дочь уже замужем, а сын вот инженером скоро будет.

Вот такая судьба оказалась у нашей Зины. Хочу добавить, что замуж второй раз она не вышла, хотя была женщиной красивой, энергичной. Мужчины на таких засматриваются. Но она поставила себе цель вырастить и вывести в люди своих детей, а когда начинаешь свою судьбу устраивать, по-всякому может получиться.


Рецензии