de omnibus dubitandum 143. 310
Глава 143.310. ФИГУРА КОММУНИКАТОРА…
Прошло несколько лет (1986). И как только в России заговорили о гласности, на арене общественной жизни вновь появился Валерий Николаевич Емельянов.
По чьему-то таинственному приказу его признали выздоровевшим и, выписали из ленинградской психиатрической клиники. Акция была проведена без ведома Министерства здравоохранения и, даже зловещего института судебной психиатрии им. Сербского.
Емельянов немедленно примкнул к обществу "Память" и стал одним из его руководителей.
Однако, несмотря на прошлые заслуги Валерия Николаевича, ему не пожелали уступить верховенство.
Тем более, что обнаружились и принципиальные разногласия. Дмитрий Дмитриевич Васильев, ораторствуя на митингах, утверждал, что основная вина "сионистов" перед Россией состоит в том, что они разрушали православные храмы и искореняли христианскую религию, тогда как Емельянов твердо придерживался теории, согласно которой именно сионисты 1000 лет назад навязали России христианство, в чем и состояла их самая коварная диверсия {В. Емельянов. Десионизация, 1979}.
Примирить эти разногласия оказалось невозможно, и Емельянов с группой своих сторонников основал свою "Память".
18 марта 1990 года в одном московском парке, расположенном вблизи станции метро Войковская, состоялось богослужение Московской языческой общины. Обряды совершали жрецы в старинных славяно-русских одеяниях. Двадцать человек, пожелавших принять новую веру, получали от них по куску струганного дерева, которые они тут же торжественно сжигали на костре.
После этого проводились занятия по славяно-горицкой борьбе. Среди новообращенных было несколько детей, а так же пятидесятилетний мужчина, в котором кто-то из присутствующих узнал человека, возложившего двумя неделями раньше цветы на могилу Сталина у Кремлевской стены {"Атола", №13, 1990, 2 апреля. Подробнее о современном русском язычестве см. Ю. Вишневская, Православные, гевалт! "Синтаксис", №21, стр 87-101}
Валерия Емельянова на богослужении не было, но общину язычников возглавляет именно он. Присутствовавшим, раздавали две листовки за его подписью. Одна из них была направлена против евреев, коммунистов и "обрезанного товарища Христа", хотя, как мы помним, до "лечения" любое негативное высказывание в адрес коммунистов Емельянов считал сионистским заговором.
Зато содержание второй листовки, посвященной его другу Евгению Евсееву*, оказалось неожиданным.
*) ЕВСЕЕВ Евгений Семёнович (?) (16 октября 1932, Ленинград — 16 февраля 1990, близ Москвы)(см. фото) — советский историк и общественный деятель, антисионист.
Отец Семён Филиппович — кадровый военный, погиб в 1941 году. Мать Пелагея Андреевна — из простой крестьянской семьи.
Учился в Институте востоковедения (до его закрытия), затем в МГИМО, который закончил.
С 1973 года до самой гибели работал старшим научным сотрудником Института философии АН СССР. Был заместителем председателя Российского палестинского общества при АН СССР. Имел учёную степень кандидата исторических наук.
Более 20 лет своей жизни посвятил изучению идеологии сионизма. Опубликовал более 120 научных и публицистических работ, 3 авторские монографии, активно публиковался за рубежом.
Являлся лектором МГК КПСС и Всесоюзного общества «Знание», был членом Президиума Советского комитета дружбы и солидарности с арабским народом Палестины, руководителем секции «Новая и новейшая история» Российского палестинского общества при АН СССР, работал личным переводчиком с арабского языка у советских лидеров Н.С. Хрущёва и Л.И. Брежнева. Свободно владел также английским, французским, чешским языками.
В 1982 году успешно защитил в Учёном Совете Военно-политической академии докторскую диссертацию, однако Высшая аттестационная комиссия отказалась утвердить решение о присвоении ему учёной степени доктора философских наук под предлогом наличия в диссертации антисемитских идей.
Принимал участие в репортаже телепрограммы «Взгляд» (выпуск от 19 мая 1989 года) об «антисемитском» митинге в Лужниках 14 мая 1989 года, организованном им.
В 1988 году создал Комитет советской общественности против установления дипломатических отношений с Израилем, после чего подвергся изощрённой травле. Так, был обвинён журналистом А. Черкизовым (евреем-полукровкой и гомосексуалистом) в ненависти ко всем евреям. Во время судебного разбирательства по этому поводу стало ясно, что суд склоняется к удовлетворению иска Евсеева по защите его чести и достоинства. Однако накануне решающего судебного заседания он, по официальной версии, был 11 (по другим данным 10-го) февраля 1990 года сбит на Московской кольцевой автодороге машиной, которая переехала его дважды (!), и скончался через пять дней.
После смерти Евсеева выяснилось, что исчезла подготовленная к изданию рукопись его фундаментального двухтомного труда «Сионизм в России: от Великой реформы до перестройки».
Некоторые сочинения
«Фашизм под голубой звездой» (1971)
«Сионизм: идеология и политика» (1971)
«Борьба идей в современном мире» (1973)
«Палестинцы — непокорённый народ» (1984)
«Сатрап» (1989)
Американские и европейские советологи долгие годы пытались разобраться в движении "русских националистов" (кавычки мои - Л.С.), понять, кто эти люди - союзники Запада по борьбе с советским режимом или носители новой, еще более страшной угрозы.
При этом "объект исследования" назывался то "русской новой правой", то "черной сотней", то "национал-большевизмом". Иногда употреблялось и словосочетание "русская партия", использовавшееся, впрочем, скорее как метафора, нежели как строгий термин.
Но интерес западных историков и политологов к русским национал-радикалам, естественным образом, поугас, после ослабления и распада "империи Зла", то есть именно тогда, когда открылись некоторые архивы, во множестве начали появляться все новые и новые печатные источники, а главное, стал возможен свободный контакт с непосредственными участниками движения - как бывшими высокопоставленными номенклатурщиками, так и выходцами из диссидентской среды.
Николай Митрохин в своей работе «Русская партия: движение русских националистов в СССР. 1953-1985 годы». М., Новое литературное обозрение, 2003, в полной мере воспользовался открывшимися возможностями, и прежде всего - последней, проинтервьюировав несколько десятков членов "Русской партии" или лиц, способных и готовых сообщить ту или иную информацию, имеющую отношение к движению русских националистов.
На материале этих бесед во многом и построена его монография - не случайно в самом ее начале автор благодарит таких видных активистов националистического движения как С. Семанов, А. Иванов (Скуратов), Г. Гусев и Ю. Луньков, "которые посвятили немало своего времени назойливому интервьюеру и предоставили ценнейшую информацию, без которой данное исследование вряд ли было бы возможно".
Основной вывод, к которому приходит автор: "Русская партия" не советологический миф и, более того, не просто удобная и эффектная метафора. Н. Митрохин доказывает, что в после сталинской России боролись между собой не идеологии, а относительно организованные структуры, конечно, без фиксированного членства и партбилетов, но выстроенные именно по квазипартийному принципу.
В этих структурах были свои лидеры и свои идеологи, но поскольку "Русская партия" объединяла людей, находившихся на самых разных "этажах" советского общества - партчиновников, официальных писателей, самиздатчиков и т.д., - то особую значимость приобретала фигура коммуникатора - человека, способного связывать все эти группы между собой, информировать их друг о друге, снабжать членов ЦК ВЛКСМ националистическим самиздатом, а издателям неофициального журнала сообщать о настроениях в верхах.
Отсюда ключевая роль таких активистов, как С. Семанов - шолоховед, сотрудник издательства "Молодая гвардия", отвечавший там за ЖЗЛ, впоследствии - главный редактор журнала "Человек и закон".
Свидетельство о публикации №221022001287