Человековедение

Ники училась хорошо. Учёба давалась ей легко. На занятия она ходила с удовольствием, каждый день открывая для себя что-то новое. Это новое несла она потом домой, где всегда находила родительскую поддержку, неподдельный интерес и помощь, если она была нужна. Всё было как-то очень гармонично и шло своим чередом.
Так к концу подходил очередной учебный год. Но в этот раз окончание учебного года было особенным: Ники с ребятами заканчивали начальную школу и переходили в гимназию. Это было волнительно и многообещающе.
Сегодня мама пошла в школу на родительское собрание. Там она должна узнать о том, как теперь всё будет происходить. Ники с папой ждали её дома. Уже было известно, что ученикам третьего класса придётся попрощаться с Галиной Алексеевной, так как в гимназии, начиная с четвёртого класса у ребят будет уже несколько учителей по разным предметам. Это было самое главное, что огорчало Ники. Она очень полюбила Галину Алексеевну. Хорошо, что основная часть ребят переходят в новый класс вместе.
Когда мама, наконец, пришла, дочь побежала ей навстречу:
- Мама, как долго тебя не было! Ну, что там вам сказали?
- Да, Ники, собрание было долгим. Много информации.
- Что сказала Галина Алексеевна? - Ники сгорала от нетерпения.
- Сказала, что ты - молодец!
Ники радостно улыбнулась, победно и гордо смотря на родителей.
- Мне было приятно, когда учительница тебя хвалила! - продолжала мама.
- А Юлю? Её тоже хвалили? - полюбопытствовала дочка.
- Да, у Юли тоже хорошие оценки.
- Мама, а кто у нас теперь будет учительницей?
- У вас теперь будет Елена Николаевна. Она тоже сегодня приходила.
- Да? - Ники широко распахнула глаза.
- Интересная женщина, она - языковед, - сказала мама.
- А что это такое? - поинтересовалась девочка.
- Языковед - это учитель языка, - пояснила мама. - Подумай, какие слова соединились в этом слове?
- Язык? - спросила Ники неуверенно.
- Правильно. А что такое „вед“? Знаешь?
- Нет, - Ники покачала головой.
- Ну, конечно, знаешь. Какие слова ты знаешь, где встречается „вед“?
Девочка задумалась. Родители ждали терпеливо. Мама улыбалась. Вдруг глаза дочери загорелись и она сказала:
- Природоведение! У нас же есть такой предмет в школе!
- Да, правильно. А ещё?
- Я не знаю больше, - Ники поникла.
- Ну, вспомни сказки. Кто там? Злая….
- Баба - Яга? - спросила Ники, но тут же поправила себя - Ведьма!
- Ну, конечно. А когда идёт концерт, кто всё объявляет? Ведёт?
- Ведущий! - Ники охотно включилась в эту игру, предложенную мамой.
- „Ведать“ - это старое  слово, которое сейчас уже почти не употребляется, оно означает „знать“. Вот и предмет „Природоведение“ - означает „Знание о природе“. Значит, языковед - человек, который знает всё о языке, понимаешь?
- О каком языке? - не поняла пока Ники.
- В данном случае о русском. Елена Николаевна будет у вас преподавать русский язык.
- Ники, а, знаешь, какое слово ещё подходит? - папа не остался равнодушным к этому разговору.
- Какое? - спросила дочка.
- „Медведь“, - сказал папа только это и замолчал, зная, что Ники непременно захочет узнать поподробнее.
- В этом слове спрятаны два слова - мёд и ведать. Понимаешь?
- А, да! - Ники почти кричала, - он знает, где найти мёд! Правильно?
- Молодец! - похвалил её папа.
- Ничего себе! Как интересно! - Ники ликовала.
- Ещё как! - поддержала мама. Думаю, Елена Николаевна вам ещё больше всего интересного расскажет!
- Вот здорово! - воскликнула Ники. - Но я всё-таки не понимаю, как связаны между собой природоведение и ведьма?
- Ну, как же, - возразила мама, - ведьма, это персонаж, который всё про всех знает, ведает. Кстати, ведьма в сказках ведь разная.
Девочка смотрела на маму, не понимая, что она имеет в виду.
- В одних сказках она добрая - помогает добрым героям, потому что ей под силу знание, то, что они сами знать не могут. А в других сказках она злая и мешает, вредит главным героям. Правда? Ты же много сказок знаешь.
- Да, точно! Помнишь, в сказке „Финист  - ясный сокол“, она помогает Марьюшке. - Ники помолчала, потом добавила:
- Но я всё-таки не понимаю, раз она ведьма - всё ведает и знает, почему она вредит тогда? Она же должна помогать!
- Да, к сожалению, знания не всегда используются во благо. Ну, или вообще не используются. - сказала мама, потом как-то погрустнела и замолчала. Она прошла на кухню, поставила чай. Папа с дочерью последовали за ней. Когда они сели за стол, мама разлила чай по чашкам, тоже села за стол и обратилась к Ники:
- Ники, а почему ты никогда мне про Иру Смолякову не рассказывала?
- Ну, не знаю, - Ники пожала плечами, - она не моя подружка. Я с ней почти не общаюсь.
- Да, это я знаю. Но, интересно, что никто из родителей о такой девочке вообще ничего не знает. Она что ни с кем не дружит в классе?
- Нет, она какая-то странная. Она всегда одна сидит и мало разговаривает.
- И учится не очень хорошо, правда?
- Ну, да, - подтвердила дочь. - Она молчит всегда, после уроков сразу уходит, не играет с нами, и в лагере она не была прошлым летом.
- А вы знаете, что она с вами в гимназию не может перейти?
- Нет, почему? - спросила Ники.
- Её оценки не позволяют, - ответила мама и стала как-то ещё печальнее и серьёзнее.  - Галина Алексеевна сказала, что в прошлом году у неё мама заболела. Папы у них нет. Ещё у неё есть младший братик. Ира помогает маме по дому, занимается с братиком и, наверняка, у неё не хватает времени на уроки.
- Ой, а я не знала, - тихо сказала Ники.
- Никто в вашем классе не знал об этом, - сказала мама. - Вот и сегодня на собрании от Иры никого не было. Она одна из вас с вами дальше не пойдёт.
- Жалко, - ещё тише сказала дочь.
- Да, очень.
- Но ребёнок не винноват, получается - в разговор вступил папа.
- Да, как-то все упустили это из виду. Меня удивляет, что и мама Иры только один раз за всё это время была в школе. Ира отстаёт по математике и природоведению, но оказывается очень хорошо читает и пишет, - сказала мама.
- Да, ещё она рисовать совсем не может. Я как-то видела на уроке рисоввания, у неё ничего не получается.
- Жалко девочку, - продолжала мама. - Дома не всё в порядке, да ещё в новый класс идти одной. Было бы хорошо, если бы все вместе, со всеми ребятами.
- А что говорит Галина Алексеевна? - поинтересовался папа.
- Я спросила после собрания можно ли как-то помочь? Сказала, что это очень плохо, что никто никому ничего не сказал. Она сказала, что есть возможность на летних каникулах позаниматься и потом сдать вступительные экзамены в гимназию. Вот если бы у Иры получилось, она бы могла учиться дальше вместе со всеми.
- Ну, так надо позаниматься с девочкой, - тут же отреагировал папа. - А, Ники займёмся с Ирой рисованием?
- Да-да, все предложили свою помощь, Галина Алексеевна тоже планирует этим заняться, но там надо деликатно, - мама задумалась. - Понимаете, мама её очень больна, маленький мальчик ещё дома. Нужно как-то взять на себя всё другое, чтобы освободить Иру, понимаете?
- Да, надо подумать… - сказал папа.
Ники смотрела на родителей и не понимала, как реагировать. Она была отчего-то подавлена. В её душе происходило что-то непонятное. Ей было грустно. Она не знала, что нужно сделать? Ей очень хотелось как-то помочь, поучаствовать, но она не знала, что нужно делать в такой ситуации. Да, и Иру ей было необыкновенно жаль. Надо же, она никогда не обращала на неё внимания?!
- Я думаю, начать надо со взрослых, - предложил папа после недолгих раздумий, - нужно Галине Алексеевне с родителями сходить, посмотреть, что мы, взрослые, сможем сделать, а девочку постепенно подтянуть по предметам.
- Да, наверное, ты прав, - согласилась мама. - Я тогда завтра этим займусь, поговорю с учительницей. А ты, Ники, попробуй наладить с Ирой контакт, хорошо?
- Хорошо, - Ники кивнула.
- Только не говори сразу, что ты всё знаешь про её ситуацию. Если она захочет, она сама тебе расскажет. Главное, чтобы вы нашли с ней общий язык. Если она будет тебе доверять, тогда мы сможем пригласить её к нам, вы с папой позанимаетесь с ней. Ты бы могла и природоведение с Ирой подтянуть, правда?
- Ой, мам, а я ещё расскажу Ире про медведя и ведьму, про языковедение.
- Подожди ещё, дорогая, - мама улыбнулась. - Ира любит читать, думаю, тебе общение с ней тоже будет на пользу. Ира тебе много нового расскажет. Вот и будете с ней книгами обмениваться.
- Здорово! - одобрила эту идею Ники.
- Главное, чтобы за лето Ира нагнала программу и сдала экзамены в гимназию, - забеспокоилась мама.
- Всё будет хорошо! - уверил её папа и подмигнул дочери, - правда, Ники?
- Мы все ей поможем! - заверила Ники.
- Это правильно! Люди должны помогать друг другу! И не оставаться равнодушными к чужой беде! - сказала мама.
- Давайте будем как добрые ведьмы! - предложила Ники, - поделимся своими знаниями и поможем хорошему человеку!
- Обязательно! - папа с мамой заулыбались. - Завтра займёмся. А сейчас, ведьмочка наша добрая, пора собираться спать.
 В этот вечер Ники пошла спать с каким-то необыкновенным волнительным чувством. С одной стороны, она твёрдо решила завтра заговорить с Ирой. С другой, она была огорчена тем, что ничего про это не знала и никогда не задавалась вопросом, почему Ира такая нелюдимая и никогда не привлекала к себе внимания. И как она, Ники, за все эти три года, ни разу на это не обратила внимания! Ей было обидно за свою нечуткость и она, засыпая, вовсе не подозревала, что в таком знании, как „человековедение“, специалистов нет. Всем всю свою жизнь приходится учится постигать эту нелёгкую, невероятно интересную и ответственную науку. И каждый новый день в ней, в этой науке, происходят совершенно неожиданные вещи. И, главное, узнавая и постигая людей вокруг себя, человеку постоянно приходится узнавать и постигать самого себя! А тут уж не конца ни разочарованиям, ни победам!


                19-20.02.2021



 


Рецензии