Гомеопатическая история

  Временная пломба с мышьяком была такая вкусная, кисленькая. А в детстве я очень любила кислое и вылизала ее, сколько язык смог достать. И мышьяк взял свое у семилетней дурочки. Не так, конечно, как у несчастной мадам Бовари, но в унитаз нашей коммунальной квартира я отдала много... В общем, денек выдался нескучный.
А теперь мышьяк, в виде гомеопатического лекарства "Арсеникум альбум" - мой надежный спаситель от нервной одышки, тошноты при головных спазмах, беспокойства в животе от сильной тревоги. Так работает принцип, открытый Самюэлем Ганеманом, основоположником гомеопатии - "лечить подобное подобным". Но это сейчас я вполне продвинутая и за нападки на гомеопатию могу зашибить. А история началась в 1996 году, когда подруга, насмотревшись на мою маету с астмой (тогда еще не было действенных ингаляторов ), свела меня с едва знакомым гомеопатом, этаким  "ускоренного выпуска". Народ тогда  вынужденно пустился во все тяжкие. Инженеры из закрытых НИИ челночили в Турцию, уволенные офицеры подались в священники, воспитательницы торговали на рыночном развале. А тот врач-педиатр по-быстрому переучился на гомеопата, "и это не смешно" - как говорил известный герой Ролана Быкова.

Гомеопатия - дело чрезвычайно тонкое, ювелирно-вдумчивое. На стыке медицины, психологии и чуть ли не мистики. Вот скажите, что для правильного диагноза может дать упоминание пациента о снах со змеями? Или непереносимость тесной одежды, или боязнь высоты? А тем не менее, это подсказки для понимающего врача. Подчеркиваю - понимающего! А сколько надо учесть разновидностей пульса, запахов тела, манеры говорить. Расспросить о нынешней семье и проблемах на работе, о родителях, о детских болезнях и страхах, вплоть до родовых травм. Смотреть и слушать, слушать и анализировать информацию.   Лишь единицы способны на такое, почти детективное расследование. На интеллектуальную и эмоционально затратную работу.
Вообще, я давно заметила, что с людьми, не способными в общих чертах понять принцип гомеопатии и признать за ней право на существование, мне трудно найти общие темы и точки соприкосновения. Так же, как по способности на лету схватить изящно-парадоксальную мысль и наслаждаться текстами Михаила Жванецкого, всегда узнаешь человека, близкого по складу ума. 
 А какую врач должен иметь потрясающую память, чтобы держать в голове свойства хотя бы наиболее употребимых лекарств!!! Именно так - со множеством восклицательных знаков. Знать прямое действие вещества ( а есть ядовитые ) и его гомеопатическое действие в разных потенциях, т.е. степени разведения. Не бывает лекарств от головной боли вообще, от давления или тахикардии вообще. К каждому человеку нужен свой особый подход.
И подошел ко мне новоиспеченный "гомеопат"... Не помню, о чем, немного поспрашивал, стуча по клавиатуре ноутбука - тогда еще большой редкости. Подруга была от него - и врача, и ноутбука - в щенячьем восторге, думая по-наивности, что в этой коробке сокрыт кладезь мудрости, а не просто пишущая машинка для понта. Выписал мне два лекарства, и как теперь понимаю - одно в убийственной дозе. Мне довольно быстро поплохело, через пару дней я ему позвонила и поплакалась. Он ответил, что возможно, это первоначальное ухудшение и что бОльшую дозу назначить нельзя. Как, еще бОльшую? Идиот! Я отбросила неведомое зелье, но становилось все хуже, сразу и не объяснишь, что именно. Стянуло мышцы от затылка до плеч, заводя голову назад... И по ночам стало сводить ноги, но как! Не быстро проходящая судорога икр, а скручивание окаменевших мышц от пальцев до колена, иногда и выше. Боль такая нестерпимая, что я завывала в голос, это могло длиться по 10-15 минут, и казалось - не кончится никогда. Одновременно навалился необъяснимый УЖАС. Казалось, вот-вот со мной случится какой-то безумный припадок, или я залаю бешеной собакой, или взорвусь изнутри, разлетясь на куски... Особенно страшно было ночью, я боялась ложиться спать, старалась даже не смотреть на постель. Все равно уснуть невозможно. Я садилась спиной к кровати, чтобы ее не видеть, и раскладывала пасьянсы часов до четырех, когда уже падала от изнеможения. К счастью, в то время я работала на вольных хлебах и не должна была утром идти на работу, а то не знаю, как бы выжила. Но и дома работать толком не могла, приходилось отказываться, и конечно, бедствовать.
И кто-то смеет утверждать, что гомеопатия - "пустышка" или, в лучшем случае, что в ней срабатывает эффект плацебо. Такое вот  плацебо - да на их безмозглые головы! А тогда, чтобы найти противоядие и выкарабкаться, я начала искать нужные книги. И случайно увидела в магазине невзрачный двухтомник в бумажной обложке. Ни имени автора, ни типографии - ничего, совершенно самопальный. Но книга оказалась удивительно толковой и незаменимой до сих пор. Потом я выяснила, кто автор - Адольф фон Герхард, еще из конца 19 века, и стало понятно, почему перевод написан старомодным слогом. Какая прелесть, когда врач говорит о вреде тугого шнурования корсетов или причиной детского недуга называет неправильное питание кормилицы. Есть глава об Антоновом огне, девичьей бледной немочи, перепончатой жабе, нервной горячке (вспомним барышень из романов), помешательстве от пьянства, бугорчатке легких. А "приступы томления и тоски" - это же песня!
И причина мой напасти выяснилась. Лекарство Игнация, которым меня потравили, делается из ползучего растения "бобы святого Игнация", в котором содержится стрихнин. От него же происходят судороги при столбняке, которые заканчиваются смертью. А еще стрихнин находится в спорынье, отравление ею называется "злая корча". Сразу стало понятно, почему меня так скручивало и корежило. Симптомы проходили очень медленно, в течение почти десяти лет бывали судорожные стягивания ног, когда перенапряжешь их или понервничаешь.

  А про того гомеопата я еще раз услышала года через три-четыре. К этому времени мы с подругой уже успели расстаться, и во многом из-за него. Я возмущалась, как он смеет травить людей, ничего не смысля в этой профессии. Тем более, что в основном, по старой памяти, занимается детьми, и скольких же он искалечил, как меня? А она его изо всех сил защищала, и чувствовалось, что хотя он тоже пользовал ее сына, дело было не только в лечении. Неожиданно подруга позвонила и рассказала, что гомеопат утонул, купаясь на Клязьме, его затянуло в омут. А случайным виновником стал десятилетний мальчик, сын друзей, и он к несчастью, тоже погиб. Моя мама, которая жила в Ногинске, сама в детстве там чуть не утонула и говорит, что омуты на Клязьме страшенные. Вроде плюхаешься в воде по пояс, а шаг в сторону - мгновенно уходишь с головой, тебя вниз тянет, и дна нет... Так закончилась печальная история с гомеопатией. А мне остались полученные знания, бесконечное  восхищение перед старинными гомеопатами-первопроходцами и благодарность им. Ведь все вещества они испытывали на себе, часто с большим риском. А потом появились  другие книги, и сегодня гомеопатия - мой верный друг. Как бы мы с мамой без нее выживали? Таких чутких и тонких подстроек организма от химических лекарств ждать не приходится.               


Рецензии