Там, где растут эвкалипты

        / рассказ /

        ....    Туристов   , впервые   посетивших    наш край    ,  восхищают      красота  этих  мест ,    буйство  вечнозеленой      растительности ,    прозрачность   морской воды   и   теплый субтропический   климат.....      
         А    наши  эвкалиптовые  деревья -     величественные  и благородные   -  приводят  их   в  полный   восторг . 
    Местные  художники  на своих  полотнах   часто    изображают   эвкалипты       на фоне  морского  пейзажа   . Такие   работы     с большой  охотой  раскупаются  гостями  нашего    городка   и  не дают забыть  счастливому   обладателю   всю  прелесть короткого   пребывания  на  побережье  Черного моря . 
         Меня   эвкалиптовые  деревья  тоже    умиляют  ,  но  иногда     я    с   опаской    на них  поглядываю .   
 Гладкий     на ощупь      ствол      страдает  от постоянной       жажды . Так или  почти так   пишут  в  одном   учебнике   ....   
    Деревья    были завезены в Абхазию в начале прошлого века для осушения болотистых мест и борьбы с малярией,  а   не только  для  украшения   ландшафтов.   Хотя    эвкалипт  и является   источником   целебного воздуха  , но с виду  абсолютно  здоровое  дерево     , внутри    неожиданно  может    оказаться  пустотелым  от переизбытка  влаги   , да и  от    старости  тоже .   
  От сильных    порывов   ветра    и проливных  дождей     ,  что  у нас     не редки   ,      хрупкие  великаны    ,    всей  своей  тяжестью  неожиданно   падают    наземь   со всей своей  корневой  системой  наружу .   И    не хотелось бы    в это время оказаться  рядом   .   Во время  ненастья   , если  приходится  проходить   вблизи     дерева      ,  просто     ..... ускоряю   шаг  .
    .........................

      Огромный      серебристый    эвкалипт      кажется   всегда ,  сколько я себя помню ,   украшал  собой  двор       Эдэма    Допуа  -  соседа  ,  живущего  в    доме   прямо за  нашим   задним  забором .    Густая  крона      возвышалась  над  двухэтажным  жилищем  и бросала  тень  ,        прекрасно защищая   сам  дом  и часть  двора  от  жаркого  полуденного  солнца .  Под  деревом     располагался   большой  круглый    стол  ,   сколоченный  из  досок  самим  хозяином ,   а   под ним -    несколько    табуретов  , сложенных  один на другой  ,  изготовленных им же .  На пестрой  клеенчатой скатерти   -   поднос   с   шестью  ( комплект )   фарфоровыми    чашечками  , там же  -  горка    маленьких  блюдцев  - все  это   для удобства  хозяйки.
      Анжеле   -   жене  соседа  остается  только  вынести    из  кухни  вазочку    с  шоколадными  конфетами   ,    турку  с   кипящим   напитком  и  разлить    по маленьким  чашечкам  ....... угощая нежданных    кофеманов-  друзей супруга     .    Сама женщина     предпочитает  по утрам   пить   кофе у   соседки .   
     Эдэм  -   румянец  щек  которого   , как   кровь с молоком ,    темноглазый    мужчина   -   с утра    восседает  за столом  под эвкалиптом  .   Не   вставая  с табурета  , он громким голосом    произносит    имена   мужчин , живущих  совсем  неподалеку (  слышно  за версту )    -  своих  закадычных  приятелей   - соседей  ,   или    "несчастных   пьяниц"   , как    зовет     "за глаза  " его друзей    Анжела .  Эдэм      предлагает  им        срочно   зайти  к  нему  хотя бы        на минутку         по   очень    "важному"  делу  .   И    приятели     ,   не  откладывая  в долгий  ящик   визит  ,  направляются    живой    цепочкой    к    дому   Эдэма   , чтобы ,  во - первых , уважить   своим  вниманием   .......и   ...во- вторых .... выпить    с ним    ядреную    чачу , которая   лучше     любого    коньяка  ,  как  уверяет      сосед  ,   и   которую   он   долго   настаивает    на грецких орехах     и   еще  черт знает  на   чем   ,  и  этот  самый важный  ингредиент   Эдэм     держит в   большом  секрете      , сохраняя тем самым   славу    лучшего  производителя  натуральной  домашней  "барматухи  "  на всей  нашей улице .

   ..........
        В один из  обычных  вечеров  ,    когда мы   , как всегда ,    сонно   резались   то в   "дурака"   ,  то  в "фурта ",  я    вспомнила   про   эвкалипт       во дворе   у   соседа   ....  стала  рассказывать  ,  что   недавно  на уроке  перелистывала,  от нечего делать ,  учебник    ботаники  , забытый  кем- то     в парте   ,   и наткнулась   на  параграф    об    эвкалиптах  ,  повествующий   об
 опасности   ,  какую  эти  деревья  таят  ,   отживая    свой век .      
      -   Лика  , я не переживаю    ,   этот эвкалипт  мой  дед   сажал  !  Сто  лет  он   стоит !  И    еще столько же простоит , вот  увидишь   !  -  отмахнулся сосед ,  продолжая тасовать  карты  .
     ..................................

        Бедный  Эдэм  !   Как будто   назло   ,   спустя    несколько  дней после  нашего  с ним   разговора    .....   погода  резко   испортилась   . Поднялся   шквалистый  ветер  ,  небеса     разверзлись и  город  потонул    в   ливне  дождя      ....
    .... Страшные  звуки       разбудили   улицу   .    Перепуганные     треском   и   грохотом  , мы  все  ,     прильнули   к      окнам  своих  домов   , стараясь   хоть что- то  разглядеть  в  бушующей   ночи  за стеклами . 

       Утром нам   стало ясно     , что   не обошлось , к сожалению ,     без    потерь . Дом   Эдэма  представлял собой   грустное    зрелище .
.. Старый   Эвкалипт   ,   под ударами    разбушевавшейся стихии      рухнул  всей  своей  тяжестью     , продавив      крышу   дома      аж  до  потолка  первого   этажа.
  Радовало   только  то   ,  что   все  в доме   остались   целы и невредимы ,  а  это  уже  великий   дар  божий  ,   успокаивает   себя    Эдэм     .   
       Ему  предстоял  тяжелый   труд.  Надо      распилить дерево ,  очистить  двор  от  веток   и    мусора  , разобрать крышу      ...... Эдем хватается   за    голову  , не  зная с чего  начинать .   
      С  самого    раннего утра к   дому      потянулся  соседский   люд   .  Мужчины   шли  с  пилами  и другими рабочими  инструментами  , женщины   рядом  не  отставали    ,   они  тоже  хотели      поддержать  своими   силами пострадавших   жильцов                ....... и  уже    к вечеру   от  старого   дерева     не осталось   и  следа  .   

...................
      -    Вот мне   интересно    ,  Лика ,  почему  ты   в тот  день    вспомнила  про  мой   эвкалипт ?      Может  ты  сон  увидела ? -  допытывается  у меня     сосед  -   Может , если бы    не  сболтнула   бы  тогда  вслух   про дерево     - стояло  бы оно  до сих пор !  Тебя  , наверное  ,  сам   черт   услышал  ! -    прищурив  глаза пытает  меня  сосед .
     -   Ты , Эдэм  что  ,   совсем  с  дуба    рухнул   ? - вспыхиваю  я  -   ты что думаешь -   это  я небом  управляю  ? 
      -  Ладно - ладно !  Не злись так , девочка  !   Шучу  же   я  ! - смеется      этот  дурень .   

        Сегодня   дом   соседа    выглядит    даже лучше  , чем раньше   .  Он  теперь покрыт      надежной    оцинкованной    жестяной  крышей  ,   какой      нет ни у кого  на  улице  Станционной  !
    
      Но    Эдэм  от меня    не отстает  , теперь  его    волнует другой    вопрос   :
    -   И  как ты     думаешь ,   кипарис   мне   надо заранее   спилить  или  можно оставить    ?  Вон  как вымахал !     Что там  у вас   в книгах  про  кипарисы  пишут  ?  Вдруг и этот  черт   на  нас   обрушится  ? Сил  нет  снова     крышу  менять ! -  спрашивает       он  .
        Я  немного  поразмыслила  и  прикинула :
      -      Не  бойся  , Эдэм  !      Кипарис , думаю ,   не опасен !       Он же  за домом  растет , а  это  не  так  близко  .     Ну  ,  а  если   вдруг свалится   ,  только   лишь  балкон   зацепит    .  До   крыши , думаю , не дотянет .   Вы же  все- равно   тем        балкон  не  пользуетесь  -  включила    я  логическое  мышление     .
    -   Нет - говорит  Эдэм-   даже   не  бываем  там  .    Мы  года два  назад    ключ от   двери  на  балкон   потеряли ,  так что она  до сих пор заперта , а теперь   вообще  открывать  не  будем   !  Что мы без этого балкона  не проживем ? !   И  на   второй  этаж  мы  , вообще ,  очень     редко   поднимаемся ,  там  только  наши    гости      ночуют   -  совершенно    успокаивается  Эдэм  .
     ............
       Книжный    шкаф   в гостиной   Эдэма  переполнен    великолепными  томами русской  и  зарубежной  литературы     в дорогих  переплетах  , подобранных  по  цветовой  гамме .    Я , просто ,   истекаю   слюной  , глядя на это  великолепие   .  Но   Эдэм  -  жмот .  Чачу свою    раздает  налево - направо  ,  а книги в долг   - не  дает  никому   и  сам  к ним  не  притрагивается  .
        -  Эдэм ,  дай почитать  "Графа   Монте  Кристо"  !
        -   У меня нет   его  !
      -  Как нет  !  У тебя  он  есть !   Я видела  ! 
    -   Не дам  !  Не проси ! Книги новые , могут  запачкаться .  Ты  вообще  понимаешь  - с  каким  трудом  я их  достал  !  -  жалуется он  -   мы   гарнитур мебельный купили , а   к  нему       книжный  шкаф  шел .   Пришлось  книги      для  красоты  купить    !  Сам  выбирал  по цветам  обложек.
   
          -  Книги   нужны для чтения   -   жалобно  скулю  я .
       -  Ну уж нет !  Пока я живой   их никто не тронет !  После моей  смерти - приходи  и читай   сколько хочешь  !    
        -  И  как  долго  мне придется   ждать  ?   Ты  же  здоров , как бык  !
       Эдэм  звонко   хохочет  .

  " Графа  Монте ........ " он мне  все- таки  одолжил   , но  обернул  родную  обложку       старой  газетой   и сто раз  напомнил , чтобы  ничего не ела ,  пока  читаю  его  книгу    .... .
       
           ..................................

 Как же это  здорово    просыпаться  утром    от аромата только что   испеченного    " хвороста "  .  Мама   щедро   вливает  в тесто  пятизвездочный  армянский  коньяк  и   я  считаю   , что  в семье  , где  потребляют  алкоголь   в различных    субстанциях     - жить совсем не скучно    . . . 
    " Хворост " мама готовит   " тазиками " .

    Доедаем   мамин "  шедевр " несколько  дней  подряд  .    Вообще- то   ,   это   единственный    десерт    , который   она     умеет   готовить сама  .  Другие    сладости   Шура    частенько   покупает    только  лишь  по  причине  того    , чтобы   " вывести на чистую воду  "   недобросовестных  , по ее мнению ,   кондитеров  .    Они  , говорит   ,    только    " дурачат  "  приличных людей   ,  нагло  заменяя        сливочное  масло   маргарином   . 
          Мама почти  умоляет        нас      признать     , что   ее  "хворост "  все- таки намного     лучше , вкуснее , натуральнее  чем    те  разнообразные  сладости     , что она  покупает у   домашних   пекарей    , но    приготовить  так    , как они  ,  она   просто    не сумеет  ,  но     ни за что   в этом  не признается   ....
         - Мой же  хворост  лючче , Хута ?  Скажи  только мне   правду !   Мамой заклинаю ! 

      Объедаясь         покупным   "  шу " с заварным кремом -  мы  с Хутой   с полными    ртами      согласно киваем  маме  головой !

     -  Один маргарин !  Смотри , Хута   !   Па  - жал - ста !    Мар-га-рин ! - торжествует  мама  ,  абсолютно  уверенная  в  своем   открытии  и  продолжает   ,  глядя  на  гостью        -    Кто тэбе , Хута  ,  суда масло положит ?
           С  недовольным    выражением  лица  она  доедает       "чужое" пирожное  до   последней  крошки   и  слизывает     остатки  крема  с  ладони   .
       -  Никто !   Конечно ,   никто !   -   соглашается   с  ней  Хута      , как  только  почти        целиком     заглатывает    " шу ". 

   Старая   Хута   приходит     к нам  по утрам    не только  , чтобы   выпить чашечку  кофе ,  но    и    обсудить  все  детали прошедшего   дня    и  , что важно ,   поделиться     своим   мнением    об образе  жизни   современных  студентов   , которые   возвращаются  домой      на   каникулы  после  сдачи  своих сессий     и  ведут  себя  слишком  развязно    ,  как она считает   -   девушки  стали носить  мужские   брюки   ! -  возмущается  Хута  -  а мальчики  курят  открыто , не  стесняясь  старших  !  По мнению Хуты   -   это    недопустимо ! 
 
 
     Я понимаю , кого    Хута  старается  предостеречь   от дурного  влияния большого  города .
     Скоро   , думает  она  про меня    ,  и   я  покину   этот  дом  -   уеду    учиться  далеко  .      
И  они  с мамой      переживают , что  воздух полной  свободы   меня  одурманит  .
   ....      они   еще    не   знают .......  что  я  остаюсь .     Не   могу  я    уехать  от   своих стариков   так   надолго  . 
      В общем ,   с папой  мы  все  уже  решили .  Буду учиться  в своем  родном  городе . Думаю  , что  чему  - нибудь  и здесь    научат .... 
            
        ....................................

        Сонька  - друг, соседка , одноклассница  и ....соучастница  . Обладает  особым качеством . Она  безумно любопытна . Ей  жизненно необходимо   что - то   найти  в своем доме . Поэтому , как только  мама с папой   его  покидали  - она приступала к поискам .  Я   к   ней  тоже  присоединялась .  Мы изучали  все  вокруг -  бельевые и платяные шкафы ,  лазили под кровати ,  смотрели под подушками  , заглядывали  во  все  щели ......  клада , конечно , не было  .... но   ....
        Родители  ее   , как раз  вернулись  из  поездки в     Грецию    и привезли    в качестве  сувенира  на  память о путешествии   дорогую  бутылку  ликера   " Bols "  .  За стеклом    помещалась  прозрачная   колба  , внутри   которой   под  приятную  мелодию    танцевала кукольная    балеринка в  красной пачке  ,  а  если  бутыль   еще  и потрясти немного    , на  танцовщицу  начинал  падать  дождь   из  золотых  хлопьев   .     Разобрать  на   части   конструкцию  и  освободить  балеринку   у нас не получилось  . 
     Когда  дорогая   тетя Катя  ,   Сонина мама , оставляла  нас одних    , мы открывали  ключом  ,  который  женщина     от  нас " надежно " прятала ,  крышку   секретера  и  осторожно   вынимали     бутылку  ликера  ,    заводили  механизм    и      завороженно  наблюдали  за  танцевальными  движениями  куколки  за стеклом .   
        Соня   первая   набралась решимости  и  с  силой     открутила     заводскую  крышечку .      Отхлебнув    немного   она зажмурилась от удовольствия  и  передала  тяжелую    бутылку   мне .   Вкус  сладкого    ликера   и мне   пришелся  по вкусу  .      Под музыку  танцующей  куколки  мы  отхлебывали понемногу  чудесного    нектара   ,  не заметив   ,  как    " Bols"   опустел  наполовину .
Чувствовали  мы себя  хорошо .  Только при ходьбе  немного  пошатывало . Это стало  понятно  , когда  мы  направились  в кухню  за чайной заваркой .  Надо  было  спрятать  следы  нашей  попойки  . Крепкий   индийский чай  ,  залитый  по самую крышку   ,  скрыл   следы  нашей    первой  в жизни  серьезной    дегустации  .
      ........................................
 
     -  Лика ,  мамочка , у тебя тэмпература ?
      - Нет - же , ма-ма  !
   -  А   почему  ти  красный , как рак ?  Дай  твой  лоб потрогаю   ! 
      - Да ,    нет  у меня  никакой  температуры !  Я  , просто  ,  спать хо- чу !
      -  Уй!  Что за  запах  ?    Ти - ту ! Ти- ту ! Водка ?   Пьяница  ! 
     - Фу ! Мама !   Какая  еще водка !   Ты можешь  говорить   потише   ?  У меня го- ло- ва  бо- лит ... И это не водка ,  а  сладкий  "BOOLLS"  ! 
       -   Ти- ту  !  Кто  этат   Болс  ?  Лика !     В нашем  рОду   никогда  -   ПЬЯНИЦА - ВОР - ШЛУХА  -  НЕ БИЛЬ !
     -  Ма- ма , как  безнадежно  ты  отстала от жизни ! -  тут меня  разбирает смех -   Надо же с чего - то  начинать ?  Ты что предпочитаешь.?  Первое  , второе или третье  ?  - прикалываюсь я .
          Я  вижу , как  мамины  глаза  становятся   размером  с      кофейные  блюдца  !  .... 
      -  Ти- ту !   Ч-то ти сказала ?  Я  не пОняла !   Я  все - все  твоей сестре   скажу !  Света тэбе даст харащо ! Голову  твою  бессовестную  отарвет  !   Убьет  тебя и правильно  зделаит !  - угрожает    скорой   расправой  мама .

        -    Мамулечка    моя любимая  !   -  нагло  улыбаюсь я  -  если   ты   хоть  одно    слово  Свете  скажешь    !      -   в  твоей  семье    может   появится  ...
      И...... ПЬЯНИЦА  .....И   ....ВОР......И....ШЛУХА ! 

    Шантаж  себя оправдал . 
   
       Мама   предпочла   сестре  не рассказывать   .
 
         .. ...............................
      
      У  нас     пропал   сосед - мастер -  парикмахер   Ироди .
   Еще такого не бывало , чтобы  ,   хотя бы  раз  в день  , он не  нанес   нам  визит . 
    А тут три дня о нем нет  ни  слуху  ни духу .
        Днем   меня    почти  не бывает  дома  . Занятия  в вузе  ,  прогулки  с подругами   по   морской  набережной  , долгие  кофепития  в  местных  забегаловках   отнимают  слишком   много времени . Так  что , когда     вечером я уже   дома      -  успеваю  только  поужинать , почистить  зубы  .... и  ....свернуться  калачиком  в своей   постели  ...   
     Что       случилось    в мое отсутствие ?   .....  Эти старики   , словно  малые дети  ,  все время  между собой  что- то выясняют  .     Мама  упрямо  стоит  на своем ,   а   Ироди   ,   лицо  и  шея которого  постепенно  покрываются   красными  пятнами  ,  до хрипоты  спорит  с ней .  Если  все   это происходит при мне  -  я  строго  прикрикиваю на обоих  и  они замолкают  , а затем  мы  мирно  играем  в   карты .
 
         Когда  Ироди  уходит    мама    жалуется  папе  на  "тупого" соседа . Папа , как  и   я   ,  никогда  не принимает  чью- то   сторону .  И  какая нам     разница   -  от   кого  родила незамужняя    дочь  Лили Келасония   там   в  Москве , куда   отправилась  на  учебу     - от  Ивана или от  Гоги !  Нас  это  совершенно не волнует  , главное ,  что малыш   , кажется,    здоров  ... чего не скажешь о его маме , которая  наотрез   отказывается  возвращаться  в родной  город ....         
     Утром    за завтраком  задаю  вопрос  маме    :
      -   Что- то  давно  Ироди  не  видно  .   Не  знаешь  что с ним     ? Может  заболел  ?
        -  Нет ....   не  знаю  -  говорит  мама , не глядя  на меня ,     и  , продолжая  что - то  помешивать в кастрюле  .
      
          -   ....  тогда   схожу  к нему домой  ,   узнаю , что  с ним  -  говорю   , обращаясь к ней .
      
        -  На  чЁрта тебе  это  надо ?  Пусть там  сидит ,  гдэ   сидит  !  -     отвечает    она , продолжая   помешивать свое  варево .   
       -        Вы  поссорились  !  - догадалась я  - и   ты , наверняка ,  его  чем- то  обидела  !             

        -  Я  не   обижала  -  возразила   она  -  я  просто так    никогда     ЧЕЛОВЕКА  ...  не обижу  ...........  пусть  даже    этот  чАловек    -  Ироди ! 

..........................
          

               Диалог.

     -   Ироди  , почему ты     ходишь мимо  нашего дома  и не заходишь во  внутрь ? 
       -  Спроси у своей мамы ! - буркнул сосед ,  продолжая  окапывать свой   мандариновый  куст. 
       -   Ты мне скажи !  Что  вы не поделили ?
      Ироди   разогнул спину  ,   воткнул черенок лопаты в землю и  говорит : 
        -  Твоя мама  совсем  ни мурмулия  - ни- кирпиштилия ( что означает - ничего не понимает )  Представляешь !  Этой женщине    приснился   дурацкий   сон !  Будто  она  подошла к нашему дому  , хотела зайти   , а мы  с Натэлой    ее   внутрь  не впустили ! 
           -  Я  не понимаю   ....кто не впустил ?  Какой еще  сон ? 
     -  Настоящий глупый сон    Лика !   А  какой  еще   другой  ей мог  присниться !     Ты что  меня   не  слушаешь   ?  Получается  , что     разозлилась   она     ,  как только   проснулась !   Я  думал  она шутит  !  - обиженно  говорит  Ироди  -   но  нет  !   Сказала   , что сны  у нее ,  видите  ли  ,   вещие !  И  сбываются один в один !!!  Раз , говорит вы  с Натэлой  меня не хотите  видеть  у себя    ,  я  вас   тоже  , говорит  ,   в сто раз больше -   не хочу !
     ......................
    
  Тем же вечером  "обиженные " ,  как  и всегда    ,    сидели  за столом    и  тасовали  колоду  из  пятидесяти  двух карт  для  игры   в фурт   ...... никто    не  вспоминал    про  вещие сны .
               
.................................
         
К сожалению  , детство  и юность   не вечны , они   все-таки когда-нибудь кончаются, и   на смену приходит взрослая  жизнь. И как здорово, что в нашей памяти хранятся теплые воспоминания    о  той   замечательной   поре, когда можно бесконечно  всему  радоваться .    Бывают    , конечно ,   горести    и печали. Но они так быстро проходят, что   кажется    -   время   то     состоит только из светлых  красок    и        счастья!
         
                Будьте  , пожалуйста ,   здоровы !


Рецензии