Об одном автографе художника Г. Попова

Об автографе стихотворения «Усть-Толшма»:художника Георгия Попова. Статья написана для сборника "Тотемский край", выпускаемой в 2021 году ВРО МАН "Ителлект будущего"


ДОМ НА УГОРЕ.

 «Я рос на этих берегах…» - аккуратно вывел 21 августа 2015 года художник Георгий Иванович Попов (ил.1) на листке писчей бумаги в своем доме в деревне Слобода. Строчку Рубцова он взял к своему стихотворению «Усть-Толшма»:

Я рос на этих берегах
При шумном, людном перевозе.
Рос не на пышных пирогах –
На молоке козлюшки Розы…

Текст стихотворения  Георгий Иванович писал для нас, авторов книги «Что вспомню я? Фотосюиты на стихи Николая Рубцова», которую ему уже доводилось ранее держать в руках и которую ему страстно хотелось приобрести. В этой книге он нашел фотографию ныне утраченного дорогого для него дома в селе Красном. В нём он проживал со своей матерью Екатериной Ивановной Талашовой в сороковые годы.

Дом стоял на высоком угоре, на берегу реки Сухоны, у самого перевоза. Есть предположение о том, что погост Тошма , упомянутый в Уставе Новгородского князя Святослава Ольговича от 1137 года, мог находиться на мысу этого угора, в устье реки Толшмы, протекавшей в те времена по своему старому руслу, нынешнему «Подозерку». В сороковые годы ХХ века на этом маленьком пятачке жители села Красного устраивали по праздникам переплясы с гармошкой и частушками. Народные гуляния на высоком берегу Сухоны и особые приметы местности, именуемой в народе Усть-Толшма, нашли отражение в десятках уникальных полотен гения места Георгия Попова.

На картине «Усть-Толшменский перевоз» (ил.2) можно увидеть и мыс на угоре, и дом-пятистенок работы костромских мастеров, в котором жил в сороковые годы подросток Жорж со своей матерью, и белокаменное здание с деревянным лотком, спускающимся к реке Сухоне. Это бывшая Благовещенская церковь, превращённая в складское хозяйство  «Заготзерно». Сюда из местных колхозов свозили выращенный урожай. Когда прибывала баржа, то мешки с зерном скользили по деревянному лотку и скатывались в баржевые трюмы. Если огромные, от пола до потолка, сусеки уже не вмещали прибывающее зерно, то мешки складывали в бурты прямо на берегу реки.
О всех подробностях своей жизни в селе Красном и деревне Слобода Георгий Иванович Попов рассказывал нам в своем доме в деревне Слобода и в неспешных прогулках по памятным для художника местам Усть-Толшмы.

Кипела жизнь на этих кручах
Во всех прибрежных деревнях
Под бесконечный скрип уключин
Паромных до скончанья дня.

Стану художником! Художник Жорж (Георгий) Иванович Попов, часто именуемый «тотемским Гогеном» или «вологодским Пиросмани», родился 15 сентября 1939 года в селе Красное, расположенном в месте слияния рек Толшмы и Сухоны. Его родители – Иван Григорьевич, бухгалтер сельпо, и Екатерина Ивановна, лаборант по определению качества льносемени и льноволокна – снимали комнату в доме хозяйки по прозвищу Лепетуха (ил.3). Дом стоял на окраине села. Мимо него проходил старинный торговый тракт, ведущий от Устья к Толшменским деревням и  Солигаличу. Тетушке художника «Надеже» доводилось возить по зимней дороге в Солигалич льняную солому – тресту. Дорога шла мимо живописной Алексиевской пустыни, и это вдохновило Георгия Попова на создание в полотна «Обоз в Солигалич» (ил.хх, вкладка)

Через 15 дней после рождения мальчика отца призвали на военную службу, а когда началась Великая Отечественная война, Иван Григорьевич был отправлен на фронт. Семь лет от него не было никаких известий. Позднее выяснилось, что он был в плену, а потом еще и в местах отдаленных, что в те времена были положены для бывших военнопленных. Вернувшись в 1947 году на родину, Иван Григорьевич завел себе в деревне Великий Двор новую семью, и первые одиннадцать лет своей жизни в местности, именуемой Усть-Толшма (ил.4) подросток Жоржик провел со своей матерью.

Жили они в различных домах – у Фаины Казанской, в доме неподалеку от громоотвода и, наконец, в упомянутом доме на высоком берегу реки Сухоны. В селе Красном Жорж закончил три класса начальной школы. Затем была учеба в школах Тотьмы и деревни Фоминское, а летом 1958 года Жорж уехал вместе с матерью в Мурманскую область, где после окончания строительного училища он стал работать в арматурном цехе завода железобетонных изделий в городе Мончегорске. Большое впечатление произвело на юношу явление в городе передвижной выставки художников-маринистов. Она пробудила в нем интерес к изобразительному искусству.

В 1962 году Жорж вернулся из Заполярья на Вологодчину, но почти сразу же судьба забросила его в Ленинград, где он устроился «лимитчиком» на стройку. В свободное от работы время молодой человек посещал выставки, поэтические площадки, Русский музей и Эрмитаж. Сильные впечатления, полученные от персональной выставки американского художника Рокуелла Кента, побудили юношу изучать манеру его письма в сопоставлении ее с почерком советских живописцев. После знакомства с работами французского скульптора О. Родена Жорж сказал себе: «Стану художником». 

«ПАХАРЬ».

 После неудачной попытки поступить в рисовальные классы при Академии художеств в Ленинграде Жорж начал писать свои натюрморты прямо в общежитии. Вернувшись в деревню Фоминское, он, как и положено художнику, стал ходить на этюды… К 50-летию Октябрьской революции Жорж Попов привез свои работы в Тотьму на районную выставку самодеятельных художников. Здесь его самобытные полотна были высоко оценены Председателем Правления Союза вологодских художников Владимиром Корбаковым. Тот написал статью о талантливом художнике в областной газете, и работы Попова были приняты в Тотемский краеведческий музей. В 1980 году Георгий Иванович Попов был принят в Союз художников СССР. Это дало ему возможность поселиться в 1983 году в Вологде. Оттуда он в летнее время ежегодно приезжает к себе на родину –туда, где, как и в старые добрые времена, по-прежнему был слышен «скрип паромных уключин»…

И пароходные гудки
Катились эхом по долинам,
Где расторопно мужики
Возы снопов везли к овинам.

И в жизни, и в творчестве у Георгия Попова было много общего с Николаем Рубцовым. Сиротское детство способствовало обострению чувств и оно же предопределило трудности в выстраивании отношений. «Обиды отрочества, - писал Василий Белов, - словно зарубки на березах: заплывают от времени, но никогда не зарастают совсем». Те, кто общался с Николаем Рубцовым и Георгием Поповым, знают, какие сложные у них характеры. Как, впрочем, и у многих других талантливых людей.

Мы с Андреем Васильевичем Кошелевым, фотохудожником, сложностей в общении с Георгием Ивановичем не ощущали. Наш искренний интерес к уникальным работам большого труженика и его незаурядной личности дополнялся сердечной теплотой бесед, в которых художник был по-детски щедр, открыт и доверчив.

По берегу реки Толшмы мы прошли вместе с художником и его сыном Сергеем вверх по течению, чтобы увидеть одно из самых любимых мест Георгия Попова - остров Шиповниковый. Он возник осенью 2012 года от предсказанного художником прорыва речного перешейка на реке Толшме. В другом красивом месте – на старице «Подозерок», старом русле реки Толшмы, Георгий Иванович показал нам, где стояла деревянная школа. Здесь он зарисовал в нашей тетради, как эта школа выглядела.
 
В школе Жорж особым усердием не отличался. Различного рода провинности заканчивались для него водворением в угол, где стояли швабра, веник и ведро для мытья полов. Однажды от нечего делать Жоржик стал прислушиваться к тому, что происходило в соседней комнате. Здесь учительница Зоя Васильевна Быстрова читала стихотворение поэта XIX века Ивана Саввича Никитина «Утро». Услышанное потрясло мальчика. Позднее строчка Ивана Никитина «Едет пахарь с сохой, едет – песню поет…» воплотится в его полотне «Пахарь».

ФЛОР И ЛАВР.

Одно из самых важных мест для Георгия Попова в селе Красном - мостик через Казанский овраг - тот самый, что упоминается у Рубцова: «Лошадь белая в поле темном, воет ветер, шумит овраг…». Шумящий в овраге ручей в летнее время пересыхал. По одну сторону от мостика до сих пор стоит дом Фаины Казанской, где мальчик получил первые уроки рисования от сына хозяйки Володи. На другой стороне, неподалеку от перевоза, соединяющего фоминскую и толшменскую части Солигаличского тракта, возвышается Благовещенская церковь. Во времена советской власти здесь располагался поначалу склад «Заготзерно», а позднее клуб и библиотека.

Библиотека была на втором этаже с окнами на реку Сухону. Судьба подарила Жоржу Попову целый год работы в этой сокровищнице, пока постоянная сотрудница была в декретном отпуске. Здесь можно было круглый год наблюдать с высоты холма за жизнью реки Сухоны. А еще были минуты наслаждения, когда по почте приходила бандероль, пополняющая фонды библиотеки...

В доме Георгия Ивановича Попова в деревне Слобода мы обратили внимание на стоявшую в углу икону «Флор и Лавр». По словам художника, она когда-то была главной иконой в часовне, построенной в 1880 году в деревне Фоминской на пересечении Почтового и Торгового (Солигаличского) трактов. 31 августа жители деревни Фоминской отмечали День свт Флора и Лавра. Они называли этот день «Конским праздником».

В беседе с Георгием Ивановичем в деревне Слобода выяснилось, что после революции 1917 года часовня была закрыта и службы запрещены. Иконы разошлись по местным жителям. Через много лет один из них подарил икону «Флор и Лавр» Георгию Попову. Она напоминала художнику о местности, подарившей ему сюжеты картин «Деревенский праздник «Девятая», «Щедрая земля», «Пасха» (ил. хх, вкладка)…Последняя, как и в стихотворении Рубцова, оказалась «с гульбою среди двора» и с традиционными в Фоминском праздничными качелями, которые художник перенес с гумна на деревенскую улицу. Здесь же, в Фоминской, Георгий Попов встретил свою будущую жену Галину, уроженку деревни Макарово (ныне вошедшей в черту деревни Слобода). Она подарила ему троих детей.

Уже после кончины художника его сын Сергей принял решение о передаче иконы Флора и Лавра в Храм Николая Чудотворца, в котором один из трех приделов был освящен в честь этих святых. 31 августа 2018 года под звон колоколов Никольского храма икона встречалась никольчанами. По случаю прибытия святыни был Крестный ход, и о. Сергий отслужил Молебен. На приходском совете было решено, что в случае, если часовня в деревне Фоминское на перекрестке Почтового и Торгового (Солигаличского) тракта будет восстановлена, то икона сможет вернуться на свою родину.

На наш взгляд, восстановление часовни было бы чрезвычайно важным, если оно соединится с решением о возрождения старинного торгового Солигаличского тракта, издавна связывающего Русский Север с Поволжьем.  Для такого возрождения, жизненно необходимого для Заречной территории, сейчас появляется благодатная почва, связанная с решением главы государства о запрете с 2022 годы вывоза необработанной древесины. Цивилизованная дорога поможет не только организовать переработку древесины на месте ее получения - в муниципальном образовании «Толшменское», но и возродить здесь традиционное сельскохозяйственное производство, а вместе с ним и Толшменскую картину мира, отраженную в творчестве гениев места Николая Рубцова и Георгия Попова.

КАТЮША.

 В автографе стихотворения «Усть-Толшма» есть строфы, напоминающие и о другой нашей встрече с художником. Тоже в 2015 году, но на этот раз – в его городской квартире в Вологде. В комнате, приспособленной под мастерскую, Георгий Иванович показывал свои полотна.

Особое внимание привлекла картина «Катюша, или «Четверочка» на берегу Сухоны» , написанная в 2014 году в Вологде. Название, год и место рождения полотна зафиксированы автором на обороте картины. Здесь же была выведена художником Рубцовская строка «Я рос на этих берегах». Картина «Катюша» оказалась тесно связанной со строфами подаренного нам стихотворения «Усть-Толшма»:

И каждым вечером над глиной
Обрыва на речной водой
В круг выходила Катерина
Еще красивой, молодой:
«Выходи, подруга Надя,
На траву зелёную!
Четырех подруг не надо
За тебя веселую!» 
 
Нашу догадку подтвердил сам Георгий Иванович – картина действительно посвящена его матери Екатерине Ивановне Талашовой.

Заинтересовало то, что на обороте картины был обнаружен также написанный рукой художника первый куплет знаменитой песни «Катюша» на слова Михаила Исаковского. Значит, не только частушки пели женщины на высоком, крутом берегу реки Сухоны.

 «Забирали мужиков на войну с Устья – рассказывала нам двумя годами позднее, в августе 2017 года, жительница деревни Слобода Нина Александровна Меньшикова, - река то судоходная. В Черепанихе пристань была. Приходит пароход и садит мужиков-то. И повезет на войну. А женщины, которые провожали мужей да своих сыновей, по берегу бежат. И напротив Слободы только остановятся, когда пароход уже из виду уйдет». О популярности песни «Катюша» на берегах рек Сухоны и Толшмы говорит и заключительная строчка стихотворения Николая Рубцова «Эхо прошлого»: «Еще звонче пели про Катюшу и плясали, скинув пиджаки».

Художник Георгий Иванович Попов , ушел из жизни 11 февраля 2018 года. 17 сентября 2018 года в Вологде в Доме Корбакова состоялась его прощальная персональная выставка. Член Союза художников России, искусствовед Мира Даен на открытии выставки сказала: «Георгий Попов – человек исключительно сложный, но яркий и неповторимый художник. Он интересен и простому зрителю, и искушенному эстету. Это особенная живопись души, умение в каждом пейзаже передать теплоту и красоту Севера, русской деревни».

15 сентября 2019 года, в день 80–летия художника, после торжественного открытия Дома-музея его имени в деревне Слобода, мы прошли с сыном Георгия Ивановича Сергеем Поповым по «Старой дороге» от Усть-Толщмы до музея народных ремесел на подворье «Маныловица».

Два малых музея в сочетании с мемориальным и литературно-художественным музеем «Журавли», созданным в память о фотохудожнике Андрее Кошелеве, могут стать хорошей базой для программы «Толшменская палитра», в которой жители и гости муниципального образования «Толшменское» смогут проявить свои творческие способности в ходе погружения в мир художников, причастных к отражению Толшменской картины мира.


Рецензии
Марина, большое спасибо. Очень понравилось.

Юрий Смирнов Хвалынск   16.09.2023 15:14     Заявить о нарушении