Размышлизм. Шут гороховый

Почему именно «гороховый», а, скажем, не "гречишный" или "фасолевый", например? Предположений на этот счёт, основанных на вполне и не очень серьёзных размышлениях и даже исследованиях специалистов и любителей достаточно много.
Как известно, шуты были при королях и царях. А в ряде наших сказок самого солидного возраста фигурирует такой персонаж, как царь Горох. Значит, шут при нём мог быть только шутом гороховым. Но это, согласитесь, самый лёгкий и невероятный путь познания истины появления фразеологизма «шут гороховый».
Некоторые ссылаются на то, что одежда придворных дураков, как правило, была зелёного и жёлтого (золотого) или красного цвета. Русская поговорка «дурак любит красное и зелёное, пьяница – горькое и солёное» возникла не на пустом месте!  А зелёный и жёлто-красный цвета – это окрас как раз гороха. Тоже как-то несерьёзно.
Есть вообще экзотический вариант: в те славные стародавние времена смешным, а отнюдь не зазорным считалось громко выпустить из себя скопившиеся в кишечнике газы. Шуты при царственных особах частенько пользовались этим приёмом, чтобы рассмешить присутствующих. А горох – воистину король возникновения лишних газов в организме, которые неожиданно и громко шуты выпускали, услаждая окружающих царедворцев. И этот вариант объяснения появления фразеологизма «шут гороховый» весьма сомнительный и, даже, надо сказать, не научный.
Из всех прочих наиболее вероятным для раскрытия этимологии фразеологизма «шут гороховый» считаю вариант, связанный с экипировкой придворных шутов. На людях они появлялись непременно с погремушкой, служившей им неким дурацким скипетром. Это был небольшой, украшенный цветными лоскутами, правильно, красного и зелёного цвета, жезл с высушенным бычьим пузырём на конце, внутрь которого помещалась пригоршня гороха. При потряхивании горох гремел в пузыре, привлекая внимание к очередной репризе шута. Этим же гремящим жезлом они могли и ударить кого-то по любой части тела, отмечая его «заслуги» перед обществом и даже царём. Оттого, полагаю, и закрепилось за русским шутом название «гороховый».
В шутах на Руси, как гласит история, по уму дураков не было. Все они были людьми умными и даже часто образованными и, непременно, острыми на язык. У них была величайшая по тем суровым временам, да, пожалуй, и в наши дни, привилегия: говорить правду, не опасаясь, что тебе за это будет наказание. Только, конечно, надо было понимать, о ком эту самую правду говорить. И они по мере сил и способностей умело фильтровали свой базар. Бывало, и на старуху случается проруха, что и промахивались в этом тонком отборе. Скажем, два самых известных петровских шута: дворянин не последней руки Иван Балакирев и португальский крещёный еврей в совершенстве знавший четыре языка Ян Лакоста, как бы сейчас сказали, «за превышение властных полномочий» поплатились. Обоих Пётр Великий отправил в ссылку. Правда, после кончины Петра I воцарившаяся Екатерина вернула обоих из ссылки и даже одарила поместьями - очень уж любила шутовские забавы. Они и её пережили в придворных и много радостей принесли ещё и Анне Иоанновне.
А ведь не просто так эти мои экзерсисы в шутовскую историю. Пришла и давно не даёт мне покоя мысль о необходимости введения официальной должности шута. Оптимально, думается, на эту должность в любой стране вполне подошли бы пресс-секретари президентов. При этом не стоит вводить для них какую-то специальную одежду, пусть остаются в той, в которой выходят к аудитории. Но, обязательное условие: освободить их от наказания за, пусть самую суровую и нелицеприятную, правду. Даже о самых влиятельных и близких президентам людей. Пальцем указывать не буду, но, думается, все они весьма образованы, владеют, кроме своего, разными языками, на которых эту самую правду-матку они будут резать. И ничего им за это: ни судов, ни штрафов, ни увольнений с последующими жёсткими преследованиями.
Во-первых, сразу отпала бы необходимость в такой структуре, как несистемная оппозиция. Во-вторых, зарубежные фонды, спонсирующие сейчас эту самую оппозицию, ну, там соросовские и те, что связаны с разведками недружественных стран, по глубокому размышлению, закрылись бы или стали перечислять свои гранты шутам. Есть ещё много: в-третьих, в-четвёртых, в-пятых и так далее. Скажу, если моя идея пройдёт…
Надо будет на онлайн-конференции с президентом предложить. Конечно, если получится.
20.02.2021
С-Пб


Рецензии