90 год. Гл. 24. Стиль руководства

Глава 24. Стиль руководства.

Так каков же у меня стиль руководства – авторитарный, либеральный или ещё какой иной?..
Явно не авторитарный, ибо в этом случае, мне необходимо было бы взять на себя инициативу в решении любого, даже самого мелкого вопроса бесконечная вереница которых требует повседневного внимания. Не по мне такой расклад. Авторитарное присутствие руководителя в решении любого вопроса, оно ведь имеет тупиковую перспективу. Конечный результат такого присутствия – инициатива руководителей среднего звена, загубленная на корню.

Характерный пример имеется. Он постоянно всплывает в памяти. Это, действия моего предшественника, который напрямую, невпопад вмешивался в решения начальника линейно-кабельного цеха Висящева в труднейший для ТТС период, когда она буквально тонула в массе повреждений на телефонной сети. В угоду требованиям вышестоящего руководства, не доверяя никому – отменял Ковалёв решения начальника цеха, и не вместе с ним, а сам, по своему усмотрению, распределял его подчинённых на места работы по воле сиюминутной конъюнктуры.
На первый взгляд, кажется – это так правильно, – ведь руководитель, он отвечает за всё предприятие, деятельность которого в целом  – она ведь и складывается из мелочей. Владеть и управлять даже мелкими вопросами – вот он, верх компетентности! А с другой стороны – увязнуть в мелочах?..

– Нет мелких вопросов – восклицает провокационный возглас внутри. И прав на первый взгляд, этот внутренний голос, и как трудно не поддаться ему. Порой – чрезвычайно трудно. Но есть во мне, к счастью, и другой голос – холодный, трезвый и рациональный, подсказывающий по жизни выверенные решения принимать – твёрдо уяснивший истину с философским оттенком – нельзя объять необъятного! Соизмеряй свои возможности – умножай результаты общего дела инициативой подчинённых.
А насколько верна их инициатива, как полно их решения соответствуют твоему видению? Ведь стопроцентного совпадения не бывает. Бывает, но такие совпадения так редки. И это – лишь в тех случаях – если загрублять результаты и не копаться в деталях. Как загрублять и до какой степени, и что значит – детали? А если детали – это взаимоотношения людей, живых людей, каждого со своими интересами и своей правотой…

Взять тот же цех радиоузла. В ярком, сконцентрированном виде проявляются у меня на глазах разновекторные взгляды авторитетных в цехе людей.
Пономарев Михаил Сунгатович – правда, он с недавнего времени на пенсии – опытный, высокопрофессиональный специалист в совершенстве владеющий делом, которое призван исполнять радиоузел. Он, выпестовавший этот радиоузел, вместе с ним проживший жизнь – не принимал начальника цеха Сторожилову всерьёз – внешне подчинялся ей, а по сути, до ухода в отставку, именно он реальным производством и руководил. Иногда делился со мной – своеобразными, одиозными нравами своей начальницы, которые только делу, если зациклиться на них,  мешают, на которые впрочем, старался не обращать внимания.

Юмакулов Фарух Тагирович – инженер от Бога, поплававший по морям на кораблях и вживую понимающий насколько важна слаженность экипажа. Насколько важна атмосфера рациональной дисциплины, взаимопонимания, корректности и уважительного отношения друг к другу людей повязанных одной судьбой, на крохотном островке-корабле в бескрайнем море.
Земля – не море, и радиоузел – не корабль. Судьбы работников радиоузла – совершенно не в той степени зависят друг от друга – как на корабле. Но они – зависят! И Юмакулов остро чувствует фальшивые ноты, которые в его понимании, звучат в голосе начальника цеха Сторожиловой – по отношению к своим подчинённым. Чувствует и не скрывает своего отрицательного отношения к её методам руководства. Шумным, крикливым, и не всегда – объективным.

Сторожилова Наталья Ивановна – вся на виду, со всеми, очевидными и для меня, недостатками. Но ей – гораздо труднее, чем Пономареву и Юмакулову. Чтобы в цехе не случилось – полную ответственность за всё, что там происходит, несёт она.
И цех в реальности выдаёт прекрасные производственные результаты. Любой женщине, наверное, трудно руководить подразделением, в котором преобладает мужской коллектив, да ещё выполняющий грубую, не очень привлекательную даже для мужчин – линейную работу.

Да, имеет неудобный характер, да – не очень церемонится со своими подчинёнными, да – вступает в глупую конфронтацию со мной, и довольно часто портит мне – прямому её руководителю, нервы. Но она – ПОЛНОСТЬЮ отвечает за работу цеха. К плодам работы возглавляемого ею подразделения – по большому счету, нет претензий.
Спорят, ругаются – и все вместе – живут одной производственной семьёй люди, которыми она, не совсем теми методами как мне, Пономареву, Юмакулову – хотелось бы, руководит. Я многое замечаю, но в работу Сторожиловой, в дела её цеха вмешиваться не вижу необходимости.
Наоборот, всё чаще – высоко оценивая боевой и бескомпромиссный её характер, поручаю ей самостоятельно отстаивать интересы коллектива и самостоятельно взаимодействовать с руководством города как «начальнику радиоузла» при озвучивании массовых городских мероприятий.

Мне – выше крыши – взаимоотношений с высоким руководством по вопросам телефонии. Её способности отстаивать интересы радиоузла на любом уровне – мне в помощь.
Когда надо, я могу поставить Наталью Ивановну « на место». Всё остальное – детали и огрехи производства, схлёстки людских характеров…
Нет необходимости вмешиваться мне во внутреннюю жизнь радиоузла. Спорят люди, критикуют друг друга но – уживаются вместе и делу общему в целом эта, их внутренняя жизнь, серьёзно не мешает.

А вот – взаимоотношения Мурносовой и Аликиной… – наверное, всё-таки здесь, я что-то проглядел. Надо было вмешаться, надо было...
Так каков же стиль моего руководства – авторитарный или либеральный?..
У Сторожиловой Натальи Ивановны – точно – авторитарный. Нет, я признаю её право руководить ею приемлемыми методами, пока дело от этого не страдает, но сам для себя её методы – не приемлю.
Я не могу насильно вдалбливать в головы подчинённых необходимость выполнения той или иной работы. Убеждён, что любую порученную им работу они должны понимать и исполнять осознанно. Я не люблю приказных интонаций…


Рецензии