90 год. Гл. 25. Городская партийная конференция

Глава 25. Городская партийная конференция.

18 апреля, – среда. Вторая половина дня полностью уйдёт на общегородскую работу. Сегодня во дворце Ленина собирается Актив города. Сегодня состоится тридцать первая городская партийная конференция. Вот уже год как ввели меня в состав городского комитета партии – и как члену городского комитета мне обязательно на конференции надо присутствовать.
Я не стремился. Ввели – не спросили моего мнения, посчитали, что заслуживаю. Честь оказали. Даже приятно. В принципе, – нагрузка необременительная. Не знаю, как другие члены горкома – а мне довелось всего-то пару раз за год поучаствовать на заседаниях Комитета, и всего-то. Быть избранным членом городского комитета – это признание заслуг перед городом, это оказанная честь.

Во внутрипартийных делах, во внутренней жизни городской партийной организации, без таких как я, есть кому, разбираться. Людям – профессиональной партийной деятельностью занимающимся. А оправдывать оказанную мне честь – значит, ещё большее рвение проявить на порученном участке работы, лучших результатов добиться, больше о людях заботиться…
Секретов у коммунистов нет. Практически всё городское руководство собралось. Приподнятая, торжественно-деловая обстановка. Как правило – на таких мероприятиях мелкую торговлю разворачивают – литературой, интересными и даже, дефицитными книгами, по-прежнему, большим спросом пользующимися. По случаю, здесь приобрести интересный экземпляр можно.

Зарегистрировался, получил мандат, потолкался у расклада, поперебирал книги. Не заинтересовали. Пробежало время, в зал идти надо – вот-вот заседание начнётся.
Отчёт первого секретаря горкома Дымченко интересно слушать. В принципе, я и так достаточно хорошо знаю, что в городе творится, какова общая ситуация, чем люди живут. В докладе это всё в сконцентрированном виде разложено по полочкам. Чётко, лаконично изложено. И успехам-достижениям время уделено, и проблемы-недостатки вскрыты, озвучены. И задачи на перспективу поставлены.
Конференция затягивается. Открыты продолжительные прения, список желающих выступить большой. О разном говорят выступающие. Моё же ухо настроено на избирательную волну – прозвучит ли критика в адрес связистов, не вскроют ли, пользуясь высокой трибуной, досадных недостатков в работе связи?
Кажется, на этот раз – Бог миловал.

В перерыве узнал: – основная интрига конференции – перевыборы первого секретаря городского комитета партии, на альтернативной основе, тайным голосованием.
Да-а, – интрига… Это где же такое видано было раньше – на такой важный, властный, можно сказать, государственный пост, претендента тайным голосованием избирать?
А говорят, партия консервативна, перемены партии не касаются, и в ней самой не происходят, не способна она к обновлению, закостенела в своих догмах.
Похоже – совсем не так. Разве то, что предстоит сегодня сделать конференции, не прямое развёртывание в партии демократических процессов? Смущает лишь обстоятельство, что только сегодня, лично я узнал, что мне предстоит произвести выбор. Не могу отнести себя к тем людям, которые не интересуются жизнью партии, жизнью, области, города – и тем не менее, для меня это – как снег на голову. А может быть и другие также, – не все, конечно, услышали о выборах накануне, или только сейчас?

Альтернативой действующему до настоящего момента первому секретарю Дымченко выступает некто Мещеряков, впрочем, почему некто? У меня с ним когда-то состоялось шапочное знакомство. Будучи одним из секретарей областного комитета партии – в 1986 году посещал он Телеграфно-телефонную станцию. Помнится – даже лет через пять, пророчил мне место начальника областного Управления связи.
Пять лет и прошло. Не карьерист я. Мне и «своего хлеба» – выше горла, не поперхнуться бы. А связистские областные дела пусть Фенин расхлёбывает – у него это неплохо получается, да ему и привычнее.
Мещеряков тоже излагает в выступлении свою «программу». Только куда ему до опытного, энергичного Дымченко? За шесть лет работы первым секретарём горкома Александр Сергеевич солидный практический опыт накопил в сложное перестроечное время, и результаты работы его в городе, позитивные результаты – налицо.
Трудно с ним. Жёсткий, требовательный руководитель – но и трезво, рационально мыслящий человек. Человек  дела. На его фоне, Мещеряков, незнакомый для большинства нас, городских руководителей,  – далёкий, чужой и более чем бледно выглядит.

Конечно, Дымченко – не мёд, но его методы руководства предсказуемы, требования просты и понятны. Во всех отношениях, полезный для города человек.
Мой, непростой характер, понял и принял Дымченко. Для меня, это важный показатель. Меня не мучают сомнения выбора.
Но ведь в конкуренты Дымченко мог бы выставить кандидатуру и более известный в городе партийный человек, и тоже – в способности, вести городские, партийные, и хозяйственные дела, ему не уступающий. Есть ведь такие! Чем тогда выборы бы для действующего секретаря обернулись?
Взял бы такой известный в городе человек и по прецеденту Оболенского, не побоявшегося представить альтернативу на Первом Съезде Народных депутатов самому Горбачёву Михаилу Сергеевичу, – взял бы и составил сейчас ему реальную конкуренцию… Ведь сейчас – самый разгар демократии в стране!

У нас, похоже, – только зачатки. Хотя – если трезво взглянуть, какой же это конкурент Горбачёву – выскочивший из неизвестности как черт из табакерки – Оболенский…
Объявлен второй перерыв. Последние приготовления перед тайным голосованием. Подготовка бюллетеней. Люди прохаживаются, общаются друг с другом, что-то обсуждают. Ко мне подходит  бывший второй секретарь горкома, ныне – председатель горисполкома Касымов Серикжан Какимжанович. Здоровается,
– Виктор Васильевич, ты загляни в комнатку ко мне минут через пять – показывает жестом направление.
–  Хорошо, Серикжан Какимжанович…

Он так же, как подошёл, мимоходом, так и скользнул мимо, продолжил путь дальше, а в моё состояние внёс сумятицу – что это я его вдруг заинтересовал, неужели со связью что-то случилось?
Пять минут тянулись мучительно медленно. Пора… За дверью в комнатке только Касымов, – один. В свойственном ему стиле, «берет быка за рога».
– Виктор Васильевич, это очень важно! Надо проголосовать за Дымченко!
Он не просит меня, не агитирует. Смотрит открыто, требовательно, прямо в глаза.  Он что – приказывает?..
Вот это «выборы»! – только и мелькнуло в голове.
– Да-да, конечно… – только и выговорил! Ну не устраивать же с ним дискуссию, хотя ситуация, глупее и циничнее, некуда. Да и времени нет, дверь приоткрылась и в неё заглядывает очередной, такой же, как я, приглашённый...

Спешу выйти. Кровь прихлынула к голове. Чувствую, – загорелось лицо, всё внутри всколыхнулось. Вот ведь!.. Я по жизни всегда, так сложилось, принимаю самостоятельные, осознанные решения, бывает, во вред себе, но иначе не могу. Это обеспечивает гармонию собственного нравственного самочувствия с состоянием души. Мне сейчас стыдно, очень стыдно! Хотя… – это ему должно быть стыдно, Касымову!
Сумбур в голове. Как это понимать? Он не доверяет мне, моей способности единственно правильно, в интересах дела, ответственно мыслить, или наоборот, – доверяет, обнажая свою позицию, чтобы увериться, что она совпадает с моей?
Но в любом ведь случае – это неприкрытое, властное с его стороны, давление, в котором может и скрытая угроза читаться. А ведь в моем восприятии Касымов – порядочный человек, опытный практик, строитель-профессионал, открыт и доступен людям, и очень прост в общении. Взаимоотношения у меня с ним, с новым председателям горисполкома, хорошо складываются. Я уважаю таких людей.

И вот эта полу-просьба, полу-приказ… – Не надо ему было это делать! Оскорбительно это по отношению ко мне, да и затея с этими выборами получается, нечестная, а значит что?.. И политика партии двойственная? 
Во мне бушуют протестные намерения. Я сейчас как тот осел, которого куда-то, против воли, тянут за узду, а он упирается изо всех сил, оставаясь на месте. Его бьют палкой по крупу, куда попало, и чем больше и сильней бьют, тем яростней он упирается, обрекая себя на физические мучения. Но осел, упрям и глуп…
Голосование – тайное, и выбор в любом случае, за мной. Я давно уже всё для себя решил, до этой досадной аудиенции, но сейчас меня неудержимо тянет поступить вопреки своей логике и сотворить глупость.

Казалось бы, мелочь, поставить галочку против любой фамилии на мёртвой, бездушной бумаге, а у меня бешено, гулким набатом колотится сердце. Я почему-то чувствую себя преступником, я сдерживаю себя, преодолеваю, ломаю  эмоции, и с трудом, окончательно, всё равно, определяю выбор в пользу Дымченко, опускаю бюллетень в урну и выхожу в зал. И всё равно – мне  стыдно…
Подсчёт голосов тянется долго, очень долго. В зале, забавляя выполнивших «свой долг», непрерывно крутят сюжеты из журнала «Ералаш». Постепенно успокаиваюсь, увлёкшись юмористическими передрягами детей на экране. А интрига всё равно присутствует в сознании и держит. Тайное голосование – это в любом случае непредсказуемость. Кто же, кто?..

…подавляющим большинством голосов 18 апреля 1990 года на ХХХ1 Городской партийной конференции, состоявшейся во дворце Ленина, тайным голосованием на альтернативной основе избран первым секретарём городского комитета партии Дымченко А.С.
…избран состав городского комитета партии – 85 человек. В списке членов ГКП значится и моя фамилия…
Устал страшно, мочи нет, слипаются глаза. Уже за полночь, а Конференция продолжает работу. Членам горкома розданы проекты результирующих документов – их надо прочесть, изучить, выразить своё отношение к ним, при необходимости – внести изменения, поправки. Я ничего, в разбегающихся перед глазами строчках, не вижу и не смыслю. Про мою «связь» там ничего нет. Мне неинтересен текст, разве что, стиль документа, запятую, где поставить…
Если Народные депутаты на своих заседаниях также обсуждаемые Законы корректируют и правят – далеко уйдёт страна…

… На пленуме ГКП состоявшемся 20 апреля, вторым секретарём избран Б.Б. Нуркенов. Из сельского района, из учителей. По виду – интеллигентнейший человек, и по складу характера, кажется, совершенно не способный руководить производством.
Впрочем, для партии с утратой руководящей роли, это становится неактуальным. Ей бы в идеологии восстановить свои позиции стремительно, в народе теряющие популярность…


Рецензии
Очень интересно и познавательно. А сколько надежд, помнится, связывали с 19-й всесоюзной партийной конференцией, так любили напоминать в печати, что до этого последняя партконференция была проведена в 41-м...

Франц Ирилокин   20.05.2021 19:55     Заявить о нарушении