Истории японских субмарин

Япония островное государство, с небольшой территорией, и очень бедными недрами. Чтобы экономика страны могла нормально функционировать, требовалось очень многое завозить из-за границы, для чего требовался большой торговый флот. И этот флот надо было охранять, для чего в Японии был большой военно-морской флот. 

Я в молодые годы три года прослужил врачом на подводной лодке, и с тех много интересовался особенностями подводных лодок ведущих мировых держав. Сравнивая отечественные субмарины периода Второй мировой войны с немецкими, английскими, американскими и японскими, обратил внимание, что больше всего разных типов подводных лодок было в Японии. У них была подводная лодка-авианосец, самолет которой во время перехода морем хранился в ангаре в частично разобранном виде, затем собирался и стартовал в небо с катапульты, установленной на палубе субмарины. Именно такой подлодкой была И-8.   Хорошо известно о подводных лодках – носителях управляемых человеком-смертником торпед – кайренах. Недавно в Интернете познакомился с историями двух японских подводных лодок типа И, одна из которых совершила переход из Японии во Францию и вернулась, а вторая воевала на Тихоокеанском театре военных действий. 

Всего за время войны побывали во Франции 5 японских субмарин, но вернуться удалось только И-8. Как была организована и как прошла эта операция под кодовым названием "Янаги" (ива), с каким кораблями пришлось взаимодействовать лодке и кратко об их судьбах - попробуем всё это уместить в одной статье.

Особенностью этого похода было то, что помимо собственного экипажа на лодке находился, второй, который должен был получить и привести в Японию подводную лодку германского производства. Упоминать ли здесь о сардинах в банке?  Нет, это было не так. Японские лодки отличались заметно более крупными размерами. Возьмём описание И-15, по своим физическим размерам, да и другим параметрам практически не отличавшейся от И-8.

На 11 офицеров и мичманов имелось 11 коек, плюс подвесная койка и 5 диванов в кают-компании. Каждый из порядка 80 старшин и матросов имел своё спальное место на подвесной койке или рундуке. Скажу, что даже на подводной лодке отечественного производства 611 проекта у 3 офицеров не было своей койки, и они спали на той, которая свободна. Не было своих спальных мест и у многих матросов и старшин. А по субмарине 613 проекта начальник медицинской службы спал в кают-компании. 

Начиная с конца 20-х – начала 30-х гг. прошлого века, на всех подводных лодках 1-го и 2-го классов японского флота устанавливались рефрижераторные машины и холодильные камеры для свежих продуктов. Охлаждённый воздух подавался также в артиллерийский погреб и жилые помещения. Японские подводники питались за столами, а не держа тарелки в руках, как на немецких субмаринах.


На лодках типа И-15 имелось 4 гальюна: 1 надводный в ограждении рубки, и 3 подводных – 1 офицерский и 2 команды (в носовой и кормовой части соответственно, так что матросам не приходилось бегать по нужде через всю лодку). Имелись общий командный умывальник в центральном посту и отдельный маленький умывальник в офицерском отсеке.

А где размещались, по нашему представлению, довольно свободно 90 человек, там найдётся место и ещё для 60. Помимо команды для новой лодки во главе с капитаном 3 ранга (я привожу звания-аналоги нашего флота) Норита Садатоси в путь отправились четыре специалиста-шифровальщика, медицинский работник и офицер-специалист по двигателям торпедных катеров.

Подводная лодка И-8 капитана 2 ранга Синдзи Учино покинула японский порт Курэ 1 июня 1943 года.

Лодку сопровождала другая ПЛ, И-10 и судно обеспечения "Hie Maru".  С ним связана необычная история. В 1938 году противники войны Японии в Китае решили взорвать этот пароход в Ванкувере, чтобы сорвать поставки металлолома в страну-агрессор. Планировалось собрать бомбу, снабжённую таймером из 369 динамитных шашек, разместить её на плоту и сплавить к борту судна. Заговор был раскрыт школьным учителем-канадцем. Диверсия была сорвана, а учителя вскоре нашли утопленным в гавани Сиэтла.

23 июня лодки достигли Пенанга в Малайзии. 27 июня путь был продолжен. На борту находился груз вольфрама, каучука, цинка, хинина и опиатов, а кроме того, в виде образца две торпеды тип 95 и комплекты чертежей различных технических устройств, представлявших для немцев интерес. 8 июля дозаправились топливом с И-10 и далее двигалась в одиночестве.

И-10 успела потопить 13 судов противника, а её разведывательный самолёт летал над Мадагаскаром и Южной Африкой, Аденским заливом и тихоокеанскими островами, пока 4 июля 1944 года она сама не была потоплена эсминцем США " Дэвид У. Тейлор" у Марианских островов.

А тем летом 1943 года И-8, оставив за кормой Индийский океан, обходила мыс Доброй Надежды, спустившись на 300 миль южнее, в целях обезопасить себя от противника. Места эти славятся своими штормами, в один из них лодка и угодила. Ураган повредил самолётный ангар и верхнюю палубу, лодка не могла развить ход выше 5 узлов. Испытание длилось 10 суток, но японцы справились. Успешно преодолели самое узкое место Атлантики между Фритауном в Африке и Наталем в Южной Америке, где патрулировали корабли союзников, и 20 августа южнее Азорских островов встретились с немецкой подводной лодкой U-161 под командой капитан-лейтенанта Альбрехта Ахиллеса

И тут трём немцам здорово повезло. Обер-лейтенант и два радиста перешли на японскую лодку, чтобы обеспечить её переход до французского Бреста, а также обслуживать установленный детектор излучения вражеских РЛС "Ванце" (клоп). Только они и остались живыми из команды U-161.

После встречи с японцами та отправилась к берегам Южной Америки. Здесь обладатель Рыцарского Креста Ахиллес 26 сентября отправил на дно четырнадцатое из потопленных им судно - бразильскую "Итапаге", а 27 сентября лодка была потоплена бомбами американского самолёта PBM Mariner VP74.


31 августа И-8 под охраной немецких кораблей и авиации прибыла в Брест. Была организована пышная встреча и почти месячная программа отдыха. Немцы размещают своих японских коллег в роскошном развлекательном комплексе Chateau de Tr;varez с видом на небольшой городок Шатонеф-де-Фау. Во время пребывания во Франции экипаж И-8 смог посетить Париж и Берлин. Синдзи Учино принял гросс-адмирал Карл Дёниц.

Лодка была перекрашена по немецкой схеме, на ней установили счетверённый зенитный автомат, загрузили образцами двигателей для торпедных катеров, авиапушками, бомбардировочными прицелами, радиолокаторами, электроторпедами, различной технической документацией.

Лодка вышла в обратный путь 5 октября, приняв на борт 14 пассажиров, в том числе контр-адмирала Ёкои Тадао, бывшего военно-морского атташе в Германии и капитана Хосоя Сукеоши, бывшего военно-морского атташе во Франции, а также трех немецких военно-морских офицеров, включая говорящего по-японски лейтенанта Коха, одного майора немецкой армии, четырех техников по радарам и гидрофонам и четырех гражданских пассажиров, среди них доктора Якоба и доктора Мюллера.

В районе экватора лодка подверглась атаке вражеского самолёта, а в ревущих сороковых новый шторм повредил рубку. И всё же, преодолев в общей сложности 30 000 миль, И-8 вернулась в Курэ.

А что было с тем вторым экипажем, который она привезла в Европу? Её ждала несчастливая судьба. Загруженная ртутью, свинцом, оптическим стеклом и техдокументацией на реактивный перехватчик Me 163, она была потоплена со всей командой 13 мая 1944 года эсминцем «Френсис М. Робинсон» в центре Атлантики северо-западнее островов Зелёного Мыса.

После возвращения на И-8 поменялась и команда, и командир. Учино пошёл на повышение, а его место занял Ариидзуми Тацуносукэ.  И пошла об И-8 дурная слава. В марте 1944 года ею был потоплен голландский сухогруз "Чисалак". Команду парохода и пассажиров подняли на лодку, а здесь принялись убивать мечами, гаечными ключами и кувалдами или просто расстреливать. Из 98 человек выжили только четверо, позднее найденные в море американским транспортом "James O. Wilder".

Нечто подобное произошло и с командой американского судна типа Либерти "Жан Николе". С той лишь разницей, что во время резни появился вражеский самолёт и лодка срочно погрузилась, оставив на палубе связанных по двое американцев. По разным источникам, около 20 из них удалось выжить и забраться на спасательный плотик, откуда они были подобраны британским вооружённым траулером.

А пятерых японцы увезли с собой. Один из них выжил в лагере для военнопленных. Фрэнсис Дж. О'Гара стал единственным живым человеком, в честь которого назвали новый Либерти.

Ариидзуми Тацуносукэ покончил с собой 31 августа 1945 года. Троих из его команды удалось найти после войны и отдать под суд. Один добился снисхождения за дачу показаний против своих товарищей (вот тебе и самурайский дух), двое отсидели до амнистии 1955 года.

Последним командиром И-8 стал 62-х летний капитан 3 ранга Синохара Шигео. Лодка была переоборудована в носитель человекоуправляемых торпед Кайтэн. Но никаких успехов ей уже добиться было не суждено. 31 марта 1945 года она подверглась атаке глубинными бомбами эсминца "Моррисон", была вынуждена всплыть и вступила в артиллерийский бой. Но шансов против 5 скорострельных 127-мм орудий эсминца у неё не было. Изрешечённая, она перевернулась и скрылась под водой навечно. Из её команды удалось спасти только петт-офицера второго класса Мукаи Такамаса, одного из артиллеристов, оставшегося на поверхности в бессознательном состоянии.

А эта история об еще одной субмарине японского военно-морского флота.
И-1 к началу войны была уже в солидном возрасте. Построенная в 1926 году как подводный крейсер - водоизмещение 2791 тонна, два 140 мм орудия, шесть торпедных аппаратов - она была головной в серии из четырёх лодок и все они погибли ещё до конца 1944 года.

Боевой путь начала во время 2-й японо-китайской войны, блокируя побережье Китая. Она принимала участие в обеспечении нападения на Пёрл-Харбор, обстреляв гавань Хило, ходила на боевое дежурство в Индийский океан, патрулировала у Алеутских островов.

3 марта 1942 года у западного побережья Австралии она перехватила вооружённый голландский транспорт "Siantar" водоизмещением 8806 тонн. Торпеда, выпущенная из подводного положения, прошла мимо, тогда лодка всплыла и начала артиллерийский обстрел. Второй её снаряд лишил голландца радиосвязи. Транспорт сдаваться не собирался и начал отстреливаться из своей 75 мм пушки.

Если бы его капитан знал, что один дизель лодки был не в строю, то может, и попытался бы уйти, тем более пушка транспорта заклинила уже после нескольких выстрелов. Вот когда понимаешь мудрость ежедневного осмотра и проворачивания оружия и технических средств! На судне начался пожар, но выпустив 30 снарядов, японцы, чтобы не подвергать себя риску быть обнаруженными, затягивая бой, выпустили вторую торпеду. Через 10 минут транспорт затонул. Из 58 человек команды 21 погиб.

Через 6 дней И-1 захватила лодку с пятью австралийскими военнослужащими, пытавшимися добраться до Австралии с захваченного японцами Западного Тимора. Путь им предстоял приличный, Чёрное море поуже будет. Но не повезло. Пленных лодка сдала на плавбазу "Сантос Мару" и отправилась в Японию.

А вот что пишет о событиях июля 1942 года утопивший крейсер "Индианаполис" капитан-лейтенант Мотицуро Хасимото, на тот момент командовавший лодкой «Ro-31».

Однажды на пристани около военного порта появилась нагруженная мешками риса грузовая автомашина. Прибывшие представители командования предложили нам провести необычное испытание, то есть выстрелить из торпедных аппаратов лодки мешками с рисом! Обстановка на о. Гуадалканал к этому времени настолько усложнилась, что нашим подводным лодкам было опасно выгружать и передавать продовольствие гарнизону острова, находясь в надводном положении, поэтому возникла идея выбрасывать мешки с продовольствием через торпедные аппараты.

В течение трех дней мы испробовали всевозможные варианты. Выстреливали рис в ящиках из-под печенья, но одна треть из них оказалась разбитой выступами внутри торпедных аппаратов и содержащийся в них рис был рассеян по всему Токийскому заливу. Затем нам пришла мысль засыпать рис в резиновые контейнеры, которые устанавливались на палубе и крепились с помощью специальных приспособлений (бугелей). Крепления этих контейнеров отдавались изнутри лодки, находящейся в подводном положении. Наконец, мы пробовали выстреливать рис в деревянных пеналах торпедообразной формы, но пеналы разламывались так же, как разрывались мешки с рисом.

Потом как только не исхищрялись, но так и не удалось создать ничего, что позволяло бы разгружаться из подводного положения. В итоге на И-1 вместо демонтированного кормового орудия стали устанавливать 14-метровый десантный катер с откидывающейся аппарелью.  Он мог доставить лёгкий танк или 10 тонн груза, или 70 человек на расстояние 50 миль со скоростью 8,5 узлов. Сконструировали их японцы в 1937 году, и идея такой аппарели была позаимствована американским создателем высадочных средств Эндрю Хиггинсом после просмотра снимков этого детища корпорации Дайхатсу.

Лодка всплывала у места разгрузки в позиционное положение, катер спускался на воду и груз переносился на него. Надо добавить, что торпеды для повышения грузоподъёмности лодки перед этими походами выгружались.

Первую миссию такого рода И-1 совершила 3 октября 1942 года, всплыв у берега острова Гуденаф. Команда катера из трёх человек переправила на берег доставленный лодкой груз и забрала 71 раненого плюс 13 урн с кремированным прахом погибших. Через три дня лодка вернулась на базу в Рабауле. 11 октября 1942 года И-1 снова отправилась в путь со вторым грузом еды и боеприпасов. 13 октября в 18:30 она всплыла на поверхность. Но после того, как катер был спущен на воду, появился патрульный самолёт Локхид Хадсон, сбросивший осветительные ракеты и после этого атаковавший лодку бомбами. Бросив свой катер, она была вынуждена срочно погрузиться и уйти.

После этого был получен приказ искать сбитых японских лётчиков в районе островов Стюарта. Но вскоре опять вышел из строя коленвал одного двигателя, и лодка вернулась на базу. Ремонт, заодно докование, ремонт очередного катера Дайхатсу.

24 января 1943 года она отправилась из Рабаула на Гуадалканал, где должна была доставить свой груз в залив Камимбо на северо-западном побережье острова. А уже 26 января 1943 года командующий военно-морскими силами союзников на Соломоновых островах проинформировал все корабли союзников в районе Гуадалканала-Тулаги о возможности прибытия японских подводных лодок снабжения в залив Камимбо. Разведка не дремала.

И-1 всплыла у Камимбо во время сильного шквала и дождя в 20:30 29 января 1943 года и направилась к берегу. А здесь её караулили новозеландские корветы "Моа" и "Киви"

Хотя Хасимото в своей книге называет их торпедными катерами. Вооружение корветов состояло из 4-хдюймового орудия времен Первой мировой, нескольких пулеметов и 40 глубинных бомб. А ещё на "Киви" установили нештатный Эрликон. Лодка была в два раза больше каждого из них и вдобавок быстрее.

После того, как гидроакустик "Киви" обнаружил лодку, корвет ринулся в атаку. Командир И-1 лейтенант-коммандер Сакамото Эиити тоже не дремал, лодка совершила срочное погружение, но глубина была слишком мала. Серия из 6 глубинных бомб вызвала сильное сотрясение корпуса лодки, свет внезапно погас, главный рубильник на щите распределения был сорван с места, вышло из строя рулевое управление и перестали работать помпы.

Лодка начала бесконтрольно погружаться с дифферентом на нос в 45°. Командир скомандовал продувать балласт и дать полный ход назад. И-1 выскочила на поверхность, но тут же начала вновь погружаться с большим дифферентом на нос. Забортная вода попала в аккумуляторную яму, началось выделение хлора. Лодка снова всплыла, командир выслал наверх орудийный расчёт, пулемётчиков и сам поднялся на мостик.

В это время "Киви" лупил по лодке из своего орудия и Эрликона. Японцы направились к нему со скоростью 11 узлов, работал только один дизель. В короткое время все на верхней палубе лодки, в том числе и командир, были убиты, за исключением штурмана. Тот появился в центральном посту с криком, ну аналог по-русски будет "Сабли наголо!", схватил свою катану и вновь полез наверх. За ним поднимался старпом с мечом и новый расчёт артиллеристов, а также матросы, вооружённые Арисаками.

Штурман попытался перепрыгнуть на палубу приблизившегося корвета, но борт оказался слишком высок, и он повис на одной руке, сжимая в другой рукоятку меча. Новозеландцы продолжали расстреливать подводников, а потом совершили три тарана.

Командовал корветом Гордон Бридсон. Он не был профессиональным военным, через год после того, как началась мировая война, он получил звание лейтенанта-коммандера запаса, а еще через месяц, в мае 1940 года, с первой группой добровольцев отправился в Великобританию.

Матрос Дэвид Грэхэм , который в этом походе тоже был на "Киви", вспоминал: «Он [Бридсон] крикнул в переговорную трубу: „Внимание, идем на таран!“ Когда из машинного отделения его спросили: „Что это за чертовщина — идти на таран?“, он ответил: „Не знаю, никогда раньше этого не делал“».

Были пробиты балластные цистерны лодки, а корвет получил большие повреждения носовой части, но ему помогал огнём "Моа". Лодка была изрешечена и через полтора часа боя оказалась на рифах. Оставшийся старшим офицер-торпедист лейтенант Корээда отдал команду покинуть лодку.

66 человек покинули лодку, 27 были убиты. На берегу к команде присоединились ещё двое, выброшенные за борт в начале боя и доплывшие до земли. 1 февраля их эвакуировали в Рабаул. Часть секретных документов удалось взять с собой, но не все. Японцы пробовали уничтожить останки лодки с помощью заложенных зарядов, ведь внутрь пробраться не было возможности, но эти взрывы не дали желаемых результатов. Потом лодку пыталась бомбить японская авиация, но не смогла обнаружить её местонахождение. 11 февраля лодка И-2 вышла с заданием добить свою сестру, но опоздала на несколько часов. Офицеры американской разведки и флотские водолазы смогли 13 февраля достать с неё шифровальные книги и другие документы.

Вечером И-2 находилась лишь в ста метрах от обломков, но в темноте не смогла их найти. Да и поздно уже было, птичка улетела. Через день она пыталась повторить попытку, но была атакована авиацией и еле унесла ноги. 1 апреля 1943 года японцы вычеркнули И-1 из списка ВМФ.

Вот такие случаи есть в истории японского подводного флота, и трагические, и по своему героические  (с мечом на абордаж корвета противника), и драматические. Вообще японцы, воспитанные в духе самураев, были очень жестоки по отношению к противнику, в том числе уже поверженному, и этим заслужили о себе недобрую славу.


Рецензии