Метаистория династия Кайяниды
Кай Кобад.
Кобад приёмный сын пехлевана Каве, вместе с отцом и братом, оставил службу у царя Сельма, и прибыл к царю Фаридуну. Царь Фаридун высоко оценил преданность Каве и его сыновей, и принял на службу обоих сыновей Каве, назначив на должности пехлеванов (Карана царского стана, Кобада царской резиденции Вары).
Экономическое положение царства Иредж в ту пору оказалось очень тяжёлым, потому царю Фаридуну пришлось отказать браминам рода Заратустра в содержании на казенный счёт. Брамины рода Заратустра вынуждены были довольствоваться только содержанием, выделяемым им царём царства Асур. Этого финансирования не хватало на всё сословие касты браминов рода Заратустра.
К тому времени каста браминов родов Заратустра и Симург в царствах Асур, Туран и Иредж чрезвычайно разрослась, и государственных должностей на всех желающих не хватало. Многие ашрамы браминов к тому времени и без того уже были вынесены за штат государственного содержания, брамины этих ашрамов вынуждены были зарабатывать себе на жизнь, неся своё религиозное служение работному люду (за подношения выполнять для вайшьи и шудр религиозные требы и таинства).
Но кшатрии имели право на бесплатное предоставление им религиозных треб и таинств. Потому царь Фаридун возложил обязанности религиозного служения согласно законам Вед в царстве Иредж на семью брамина Мобеда. Но всем было понятно, что одна семья браминов не сможет обеспечить качественным религиозным служением всех кшатриев царства. Потому брамин Мобед и его сыновья стали обучать, обрядам, требам и таинствам, предусмотренным законом Вед князей, пехлеванов и богатырей царства Иредж, и посвящать их в касту браминов, для того, что бы они могли, не оставляя свою ратную службу царю, нести религиозное служение, подчинённым им кшатриям.
Пехлеван Кобад также прошёл обучение искусству браминов у брамина Мобеда. После того, как род царя Мануша пресёкся, с подачи князя Сама, вече царства Иредж избрало в цари пехлевана Кобада. Кобад – кшатрий, посвящённый в брамины, приняв на себе должность царя царства Иредж, принял на себя и должность главного мобеда царства Иредж. Кобад первый царь, который принял на себя титул Кай (так в царствах Иредж, Туран и Асур произносили титул Кам). Всем браминам, несущим служение в царстве Иредж, не зависимо от того, к какому роду они принадлежат, и получают или нет государственное содержание, необходимо было, либо принести присягу Кай-царю и получить от Кай-царя жалованную грамоту на право нести в царстве Иредж религиозное служение согласно закону Вед, либо покинуть пределы царства Иредж.
Брамины многих ашрамов родов Симург и Заратустра по началу отказались присягать царю Кай Кобаду, и были выдворены за пределы царства Иредж. Помыкавшись на чужбине, и поняв, что там они никому не нужны, все брамины из рода Симург и более половины браминов рода Заратустра царства Иредж, принесли присягу царю Кай Кобаду, и, получив от него жалованную грамоту, вернулись в свои ашрамы.
В царстве Иредж всех браминов стали называть мобедами. Почти половина браминов рода Заратустра, выдворенных из царства Иредж, воспользовались гостеприимством царя Афрасиаба, рассорившегося с браминами рода Симург и приблизившего к себе браминов рода Заратустра, поселились в княжестве Саманган, а после того, как Афрасиаб стал царём царства Туран на всей территории царства Туран.
Царь Кай Кобад принял на себя должность царя в весьма преклонном возрасте. В том возрасте, в котором думающий о будущем страны царь, обычно должен был передать трон своему наследнику, но вече определило, что царь должен оставаться на троне не менее пяти лет, и за это время навести порядок в стране и подготовить себе на смену достойного преемника.
Царство Иредж в то время было разорёно войной, от него к царству Асур отложились два княжества (Небит и Мазенд). Царю предстояло принимать срочные меры по налаживанию экономики царства. При этом брамины рода Заратустра из царства Асур требовали от него подтверждение договора, подписанного царём Афрасиабом, о выплате империи Брамия 50% податей, собираемых в царстве Иредж через браминов рода Заратустра. Мобеды рода Заратустры царства Иредж уже принесли присягу царю Кай Кобаду и вынуждены были проводить политику царя, потому не могли оказать помощи своим родственникам из царства Асур.
Кай Кобад понимал, что любые дополнительные подати для царства Иредж неподъёмны, но так же понимал, что его отказ вызовет новую интервенцию империи в царство Иредж силами армий кшатриев Верховного брамина Вишу и браминов-карателей Верховного брамина Шивы, которые возведут на трон царства Иредж царя Афрасиаба.
Царь Кай Кобад всячески затягивал переговоры с браминами рода Заратустра, уверяя, что он готов платить подати империя Брамия, в обычных размерах. На повышенные подати Верховный брамин Вишну несомненно, имеет право, но только с тех семей вайшьи, которые брамин Вишну предоставил Царю Фаридуну, а этих семей в, контролируемых им владениях нет. Эти семьи, по всей видимости, были расселены в княжествах Мазенд и Небит, которые в настоящее время входят в царство Асур, потому все претензии им необходимо предъявлять к царю Гарше. Пока шли теоретические переговоры кшатрии и мобеды царства Иредж переселяли семьи вайшьи, на повышенные подати с которых имеет право Верховный брамин Вишну, в княжество Забул. Взамен им с небольшой задержкой по времени переводили работный люд из княжества Забул. Когда из центральных владений были выселены все спорные семьи работного люда, царь Кай Кобад предложил браминам рода Заратустра провести инспекцию в спорных владениях царства Иредж и самим убедиться в несостоятельности их требований.
Браминам рода Заратустра дали возможность подсчитать, сколько вообще работного люда в спорных владениях и на какие объёмы податей брамин Вишну имеет право. Более года брамины рода Заратуштра, в сопровождении кшатриев царства Иредж, которые, как могли, затягивали инспекцию, инспектировали царство Иредж и находили в основном разорённые и брошенные хозяйства. В княжество Забул инспекторов никто не допускал. Княжество Забул, хоть и является владением царя Кай Кобада, подати империи Брамия платит через браминов родов Симург и Сварог, потому инспекторам там делать было нечего.
В результате всех этих мероприятий царство Иредж три года вообще не платил подати империи Брамия, через куратора Верховного брамина Вишну. Через три года царь Кай Кобад и брамины рода Заратустра подписали договор о податях для империи Брамия в минимальных для царства Иредж объёмах. Интервенция в царство Иредж, которую с нетерпением ждал царь Афрасиаб, была предотвращена.
У царя Кай Кобада было пять сыновей: Апивек, Арш, Бьярш, Писинанг и Кавус. Кай Кобад назначил своим наследником старшего сына Апивека. На Апивека был возложен титул Кай, и ему были подчинены мобеды всех родов в царстве Иредж. Кай Апивек активно помогал отцу налаживать экономику царства Иредж, он блестяще провёл переселение семей вайшьи в княжество Забул и обратно. Кай Апивек был сторонником мирного существования со своими соседями (царями и князьями), и со всеми, кроме царя Афрасиаба смог заключить мирные договора. За четыре года его политики экономика в царстве Иредж была полностью восстановлена. Царь Кай Кобад и наследник уже готовились к передаче власти, назначенной на праздник Мехрган, но за несколько месяцев до назначенной даты, наследник неожиданно заболел, и, несмотря на усилия мобеда Гударза – лучшего лекаря в царстве Иредж, умер.
Царю Кай Кобаду пришлось отсрочить передачу власти ещё на год. Через год, после соблюдения годового траура по Кай Апивеку, Кай Кобад выдвинул вечу на утверждение в цари своего младшего сына Кай Кавуса. Через семь лет после передачи трона царю Кай Кавусу, Кай Кобад умер.
Кай Кавус.
Кай Кавус принял царство Иредж в стабильном состоянии, с налаженной экономикой и достаточно сильной армией. В отличие от своего отца и брата, он не желал мириться с тем, что владения царства Иредж принадлежат нахальным соседям. Целью своего царствования Кай Кавус поставил возвращение царству Иредж всех ранее утерянных территорий.
На четвёртом году царствования царя Кай Кавуса, царь царства Асур Гарша Третий решил передать трон своему младшему сыну Даршинике.
Царевич Даршиника единственный из сыновей царя Гарши Третьего, кроме царевича Дивонны, кого не смогли извести брамины рода Заратустры. Царевич Даршиника так же, как его отец и братья был отравлен браминами рода Заратустра, но в отличие от своих братьев, он и царь Гарша за врачебной помощью обратились не к браминам рода Заратустра, а к потомственной Пайрике (берегине) из касты вайшьи.
Бабку этой берегини с берегов реки Наид (Амударья) в царский стан переселил царь Спитьюра. Ещё царь Спитьюра заметил, что берегини врачуют гораздо эффективнее, чем брамины, и оставил дочь одной из берегинь в царском стане, выделив ей содержание на уровне кшатрия. Браминам рода Заратустра не нравилась эта конкуренция, и они всячески старались, дискредитировать потомственных «шарлатанок» и всячески старались оттеснить их от одра болящих кшатриев. Потому берегиня и её дочери врачевала и оберегала в основном семью самого царя, а так же вайшьи и шудр царского стана.
Некоторые болящие кшатрии, отчаявшись избавиться от своих недугов, в тайне обращались за помощью к берегине, но официально благодарили за своё выздоровление браминов рода Заратустра. Все царевичи, кроме Даршиники и Дивонны, были отравлены во время несения службы далеко от царского стана царства Асур и не смогли воспользоваться помощью берегини. Они вынуждены были принимать «врачебную» помощью от, отравивших их браминов, потому выжить у них, не было ни малейшего шанса.
Видя, что во всех пределах царства Асур один за другим умирают его сыновья и племянники, царь Гарша Третий запретил своему младшему сыну Даршинике покидать пределы царского стана, и запретил браминам рода Заратустра входить в палаты царя. Своему сыну пехлевану Дивонне, несущему службу в Мазендеране, царь отправил наложницей одну из дочерей берегини царского стана. Отец рекомендовал сыну соблюдать осторожность, отдалить от себя всех, кто находится под влиянием браминов рода Заратустра и всегда возле себя держать умелую во врачевании наложницу.
Но у браминов всегда были «длинные руки». Они смогли, заставить одного из поваров царя подсыпать ядовитое зелье в трапезу царя и его сына. Берегиня смогла отчитать и отпоить отварами из трав и кобыльим молоком царя и его сына. Ещё до выздоровления царя, с пристрастием были допрошены все личные повара царя, под пытками преступник был выявлен. Повар отравитель признался, что отраву он получил от одного из браминов царского стана. И повар отравитель, и брамин передавший ему отравное зелье по приказу царя Гарши Третьего были отправлены в царство Дэва, где их обратили в чандал.
Брамины рода Заратустра в царстве Асур были полностью лишены государственного содержания. Для служения кшатриям царь Гарша Третий разрешил браминам рода Симург основывать ашрамы на всей территории царства Асур. Браминам рода Симург в царстве Асур назначалось государственное содержание на уровне кшатрия. Несколько десятков бедных (не имеющих государственного содержания) ашрамов из царств Туран и Иредж воспользовались приглашением царя Гарши Третьего и обосновались в царстве Асур. Брамины рода Заратустры прокляли царя отступника, но брамины рода Симург очистили царя от проклятий, отступивших от законов ведической чести браминов отравителей.
Полностью изгонять браминов рода Заратустра из царства Асур ни царь Гарша Третий, ни его сын царь Даршиника не решились, т. к. большинство кшатриев царства Асур имело своими духовниками браминов рода Заратустра, и не желало менять их на браминов рода Симург. Кшатриям, оставившим себе духовниками браминов из рода Заратустра, с тех пор приходилось из собственных средств оплачивать служение своих духовников. Для многих кшатриев это было не по силам, потому около четверти кшатриев царства Асур взяли себе духовников из браминов рода Симург, которых за казённый счёт содержал царь.
Проведя все эти реформы, царь Гарша Третий решил передать свой трон своему сыну царевичу Даршинике, и вече, на которое были приглашены только кшатрии, имеющие духовниками браминов рода Симург утвердило царевича Даршинику царём, а брамины рода Симург помазали Даршинику в цари. Кшатриии, имеющие духовниками браминов рода Заратустра, были возмущены тем, что царь отступник опирается и продвигает по службе только кшатриев отступников. Но они не рискнули восстать против царя отступника, к чему их призывали брамины рода Заратустра, т.к. за царя отступника готовы были воевать не только кшатрии отступники, но и армия царства Дэва, и вынуждены были принести присягу царю Даршинике.
На церемонию вступления в должность царя Даршиники в царство Асур, в качестве почётных гостей были приглашены соседи: цари Пашанг, Афрасиаб и Кай Кавус. Цари Пашанг и Афрасиаб приняли приглашение царя Гарши и прибыли в царство Асур, что бы поздравить нового царя царства Асур и заручиться его союзнической поддержкой.
Царь Кай Кавус был взбешён, тем, что царь Гарша уравнял его, законного царя царства Иредж, с самозванцем Афрасиабом. Самонадеянный царь Кай Кавус даже не стал собирать армию царства Иредж, а только со своей дружиной около полутора тысяч кшатриев отправился в княжество Мазенд. Он надеялся в период меж царствия в царстве Асур, принудить князей княжеств Мазенд и Небит, пока они не успели присягнуть царю Даршинике, принести присягу царю царства Иредж. В княжестве Мазенд дружину Кай Кавуса остановила дружина пехлевана Дивоны (сына царя Гарши) в тысячу кшатриев. В начавшемся сражении у рощи Темише дружина Кай Кавуса начала теснить дружину пехлевана Дивоны, но на помощь гарнизону царства Асур пришёл князь Мазенд со своей дружиной. Дружина Кай Кавуса была разгромлена. Сам царь Кай Кавус и несколько сотен его кшатриев были пленены. И отпускать пленных пехлеван Дивона не собирался.
Царство Иредж снова осталось без царя. Сыну царя Кай Кавуса Сиавушу ещё не исполнилось семи лет, и он был мал, что бы занять должность царя. Братья царя Кай Кавуса, даже не подумали собирать армию, что бы спасать своего царя, а принялись спорить о том, кто из них займёт трон царства Иредж (они и раньше считали несправедливым, что трон достался не им, а младшему брату). Царство Иредж стояло на грани новой братоубийственной войны. Но кшатрии царства Иредж, только что начавшие жить достойно, не желали новой братоубийственной войны и разорения царства. Мобед Гударз учитель царя Кай Кавуса созвал вече, для выбора нового царя. И для многих было неожиданностью, что кшатрии в абсолютном большинстве не желают видеть своим царём ни сына, ни кого-то из братьев царя Кай Кавуса.
Больше всего кшатриев высказалось за избрание царём пехлевана княжества Забул, чернокожего потомка Змея Заххака - Рустама, и совершенно никто не предложил собирать армию и отбивать царя, которому они присягали. Их оправдывало только то, что никакой информации о судьбе царя Кай Кавуса (жив он или мёртв) они не имели. Небольшим большинством голосов вече решило пригласить на трон царства Иредж пехлевана Рустама.
В Забул к Рустаму с грамотой от веча был отправлен сын Гударза Гив. Рустам, получив приглашение стать царём, обратился за советом к отцу. Мудрый Заль объяснил своему сыну, что его избрание в цари, вряд ли сплотит кшатриев царства Иредж, наверняка найдутся князья и пехлеваны, которые откажутся ему присягать и стабильность в царстве Иредж будет нарушена. Лучшим решением для царства Иредж будет возвращение на трон царя, которому уже все присягнули.
Вняв советам отца, пехлеван Рустам со своей дружиной в две тысячи кшатриев отправляется в княжество Иста, где собирает армию царства Иредж в тысячу кшатриев, которую поручает возглавлять пехлевану Фархаду. С армией в три тысячи кшатриев Рустам и Фархад входят в княжество Мазенд. Дружина Рустама с лёгкостью разбивает дружину пехлевана Дивоны, сам Дивона в этом сражении погибает. Остатки дружины пехлевана Дивоны отходят в княжество Небит. Князь Мазенд не рискует вступить в битву с непобедимой дружиной Рустама и сдаётся на волю победителя.
Рустам освобождает царя Кай Кавуса и принуждает князя Мазенда отречься от своего трона в пользу царя Кай Кавуса. С этого времени Мазендаран является неотделимой коронной частью царства Иредж, в которой находится, основанный ещё царём Фаридуном царский стан царства Иредж. Однако царь Кай Кавус не желает оставаться в месте своего позора (пленения) и возвращается в царский стан в княжестве Иста. Управлять Мазендараном, включая первый престол царства Иредж и Вару, оставляется марзбан (правитель территории, не входящей ни в одно из княжеств, а подчиняющейся непосредственно царю) Фархад, которому к, приведённой им дружине в тысячу кшатриев, в подчинение была передана дружина князя Мазенда.
На вопрос царя Кай Кавуса: «Какой награды храбрый Рустам ты желаешь?», пехлеван Рустам ответил, что желает стать учителем сына царя Кай Кавуса Сиавуша. Тогда, благодарный Рустаму за свою свободу, царь посчитал, что для наследника трона царства Иредж лучшего учителя, чем храбрый пехлеван Рустам, доказавший свою преданность трону, не найти. Сиавуш был передан Рустаму и вместе с Рустамом отправился в Забул.
Через три года после освобождения царя Кай Кавуса из мазендаранского плена царь царства Туран Пашанг передал трон царства Туран царю Афрасиабу.
Царь Афрасиаб к этому времени находился под большим влиянием браминов рода Заратустра, потому, став царём царства Туран, царь Афрасиаб отдалил браминов рода Симург от двора, и лишил их государственного содержания. Ко двору были приближены брамины рода Заратустра. Но в царстве Туран большинство кшатриев, особенно в княжествах были сторонниками браминов рода Симург. Многие князья и пехлеваны царства Туран были недовольны вероотступничеством своего царя, но всё же все они, кроме князя княжества Гиссар Шахринава (Шама), принесли присягу царю Афрасиабу. Князь Шахринав под влиянием браминов рода Симург решил присягнуть царю царства Иредж Кай Кавусу. Это событие привело к новой войне между царствами Туран и Иредж.
Царь Кай Кавус со своей дружиной был блокирован туранцами в горах княжества Гиссар, и только своевременная помощь царю Кай Кавусу пехлеваном Рустамом из княжества Забул тогда спасло царя от позорного плена. В результате этой войны к царству Иредж отошло не только княжество Гиссар, но и княжество Ярху. Попытки царя Афрасиаба победить царство Иредж, используя сына пехлевана Рустама князя княжества Саманган Сухраба, также не увенчались удачей. Но царь Афрасиаб не оставлял попыток отстоять свои права на царство Иредж.
После войны царства Иредж с армией Турана, которой командовал сын Рустама царь Сухраб, царь Кай Кавус стал испытывать страх перед Рустамом. Кай Кавус не мог забыть слов, в гневе сказанных пехлеваном Рустамом, что он - законный государь для Рустама никто. Пехлеван Рустам имел самую большую и боеспособную дружину в царстве Иредж и огромное влияние на всех кшатриев царства. Рустам со своей дружиной осуществлял контроль над княжествами Забул, Гиссар и Ярху, которые были отделены от основных владений царства Иредж княжествами Самарканд и Саманган царства Туран. По сути дела пехлеван Рустам был владыкой княжеств Забул, Гиссар и Ярху.
Рустам в очень урезанном виде отправлял подати царю царства Иредж, и в остальном считал, что больше никаких обязательств перед царём не имеет. И царь Кай Кавус не смел, предъявить Рустаму никаких претензий. Рустам обеспечивал содержание кшатриев княжеств Забул, Гиссар и Ярху на много более высоком уровне, чем было содержание кшатриев в царствах Иредж, Туран и Асур. Потому кшатрии княжеств Забул, Гиссар и Ярху включая кшатриев дружин князей, готовы были выполнить любой приказ пехлевана Рустама.
Особенно тревожило царя Кай Кавуса то, что Рустам является учителем наследника трона царства Иредж Сиавуша. Кай Кавус уже подумывал, о том, чтобы назвать своим преемником своего и Судабы сына Фериборза, учителем которого был пехлеван Тус.
Узнав об этом, Рустам привозит Сиавуша, которому уже исполнилось 17 лет, в царский стан царства Иредж, и требует от царя подтверждение того, что наследником трона царства Иредж остаётся Сиавуш. Царь Кай Кавус вынужден был признать Сиавуша своим наследником, но при этом клятвы именем Духов Предков приносить не стал.
Рустам поручает своему зятю Гиву присматривать за Сиавушем в царском стане, сам возвращается в Забул.
Но царь после отъезда Рустама, очень предвзято относится к своему сыну Сиавушу. Кай Кавуса всё раздражает в поведении сына, особенно то, что Сиавуш словно бога почитает не его - царя и отца, а какого-то чернокожего кшатрия. Свою долю в неприязненные отношения царя к Сиавушу вносили Судаба и пехлеван Тус. Желая видеть наследником престола Фериборза, они постоянно клевещут на Сиавуша, и царь им охотно верит. Судаба открыто обвиняет Сиавуша, в том, что воспитанник черномазого ракшаса, отступив от законов Вед и сыновнего долга, посмел домогаться супругу своего отца, и пытался осуществить над ней насилие. Только своевременное вмешательство пехлевана Туса не позволило преступнику Сиавушу довести до конца этот гнусный замысел.
Пехлеван Тус и несколько кшатриев его дружины подтвердили слова Судабы. Разъярённый царь приказал Тусу немедленно повесить Сиавуша, и лишь вмешательство Гива и Гудзара не позволило царю расправиться с ненавистным сыном. По требованию Гударза решить судьбу Сиавуша должно было вече, в котором обязательно должен принять участие учитель Сиавуша Рустам.
Царь Кай Кавус не посмел ослушаться старого учителя и стал созывать вече. Приглашать на вече Рустама отправился богатырь Гив. Рустам, узнав об опасности грозящей своему ученику, со своей дружиной отправился в царский стан царства Иредж.
Прибыв в царский стан, Рустам ещё до начала веча всем объявил, что лично повесит любого, кто попытается оклеветать его ученика, и все понимали, что так оно и будет, и ему не сможет помешать ни царь, ни вся армия царства Иредж. На вече Судаба продолжала настаивать на своём, рассказывая, как бесстыжий Сиавуш неоднократно домогался её, и последний раз ворвался в её покои, силой сорвал с неё одежду, и попытался овладеть ей. И только прибежавший на её крик пехлеван Тус и кшатрии, дежурившие во дворце, не позволили преступлению свершиться. В доказательство своих слов Судаба предъявила порванное платье и свидетелей преступления.
Однако и пехлевана Туса и кшатриев свидетелей заявление Рустама отрезвило, они понимали, что царицу Рустам, возможно, тронуть не посмеет, а их повесит точно. Потому всё рассказывали, как было. Они поведали вечу, что несли караульную службу во дворце и видели, как царица и наследник вместе проследовали на женскую половину, когда же из покоев царицы послышались крики, они вместе с пехлеваном Тусом кинулись в покои царицы. Ворвавшись в покои царицы, они у входа столкнулись с царевичем, который, пропустив их во внутрь, ничего не объясняя, покинул покои царицы. Царица же сидела на ложе, прикрывая наготу разорванным платьем, и обвиняла царевича в насилии. Все свидетели, включая пехлевана Туса, закончили свои показания, что, возможно, они не правильно оценили ситуацию, и в таком случае приносят извинения наследнику.
Сам Сиавуш рассказал, что царица сама пригласила его в свои покои для разговора, но как только они вошли в её покои, царица стала срывать с себя платье и звать на помощь. Поняв, что всё это провокация, царевич решил покинуть покои царицы, но у входа столкнулся с пехлеваном Тусом и дежурной стражей. В остальном всё было так, как поведали вечу пехлеван Тус и кшатрии свидетелями.
Выслушав все показания, вече, несмотря на то, что Судаба продолжала настаивать на своём, почти единогласно прокричало, о невиновности царевича. Царь Кай Кавус вынужден был согласиться с решением веча, поблагодарив кшатриев, за то, что они не дали свершиться не правому суду. Последним на вече выступил Рустам, он, обращаясь к Судабе, заявил: «Запомни подлая женщина, ты не на долго переживёшь Сиавуша, я пехлеван Рустам Духами Великих Предков клянусь, если погибнет Сиавуш, лично повесить тебя».
Рустам, простившись с друзьями Гивом и Сиавушом, собирался вернуться в Забул, но в это время из княжества Гиссар прибыл посыльный, от князя Шахринава, с сообщением, что в княжество вторглась огромная армия царя Афрасиаба. Князь Шахринав просит помощи от пехлевана Рустама и царя Кай Кавуса. Это сообщение дало возможность царю Кай Кавусу взять инициативу в свои руки. Он с гневом напомнил пехлевану Рустаму, как тот не позволил пехлеванам Бахраму и Тусу добить армию Турана, покидающую царство Иредж. И в царский стан Рустаму необходимо было прибыть, не как в стан врага с огромной дружиной, оставив княжества без защиты. Теперь же он приказывает пехлевану Рустаму под командованием царевича Сиавуша разбить армию Турана и уничтожить врага царства Иредж царя Афрасиаба. Царевичу Сиавушу царь Кай Кавус передал в подчинение дружину царского стана в тысячу кшатриев и все дружины княжеств Герат, Гиссар, Забул и Ярху, включая дружину Рустама.
Свидетельство о публикации №221022000487