Дом на каменных столбах от барака к музею

Статья написана для сборника  статей конференции "Русский Север - 2021", организуемой Тотемским музейным объединением 10 - 14 марта 2021 г.


      6 января 2021 года в селе Никольском Тотемского района Вологодской области открылся мемориальный и литературно-художественный музей «Журавли». Музей  создан москвичками Мариной и Александрой Кошелевыми в деревянном здании постройки конца XIX века. История  «Дома на каменных столбах» в культурно-историческом ландшафте местности «Толшма» дает уникальные  возможности для изучения отечественной культуры и сохранения памяти об укреплявших ее людях.  Изучение проходит через погружение в мир поэта Николая Рубцова и  фотохудожника  Андрея Кошелева, а также изучение пространства, названного  историком Василием Ключевским «Заволжская Фиваида». Одна из интереснейших частиц этого пространства  - «Дом на каменных столбах».

От «барака» земской больницы  -
к экспедиционной базе и творческой лаборатории

       Развернутые сведения о здании XIX века, входящем в комплекс  Никольской земской больницы в качестве инфекционного «барака» (ил. 1, поз. 1, правая половина здания), в XXI веке были впервые опубликованы в 2016 году в брошюре «Заволжская Фиваида» [ 4 ]. В основу публикации положен архивный документ 1896 года  - «Ведомость о зданиях  Тотемской уездной земской больницы в селе Никольском, застрахованных в Вологодском Губернском земстве» [ 1 ]. Упомянутое строение описывалось так: «Деревянная одноэтажная постройка для бараков, приспособленная для помещения  больных и в зимнее время, на каменных столбах, покрытая тесом, длиною 5 1/3 саж.  и шириною 3 саж. 1 ; арш. с прирубленным крыльцом, также покрытым тесом». Постройка оценивалась в 600 рублей.  «Каменными столбами» назывались  местные  валуны ледникового происхождения. Они ставились  по углам дома  для усиления устойчивости,    Важно отметить, что основное здание больницы (ил. 1, поз. 2) , построенное в 1886 году, оценивалось по этой же ведомости в сумму на порядок выше - 6500 рублей. Из того  же документа видно, что на территории больничного городка  находились также: флигель для размещения кухни и квартир для врача и фельдшера (3600 руб), часовня (150 руб), амбар с погребом (300 руб) и баня с прачечной (300 руб).

Несмотря на внушительный состав больничного комплекса,  условия для лечения больных оставляли желать лучшего. Об этом говорит доклад земского врача  Н.М. Шохиной [2] , рассмотренный  2 сентября 1903 года на Тотемском земском врачебном совете.  После серьезной критики недостатков  основного здания больницы, врач дала характеристику «бараку», состоящему «из двух палат и центрального коридора»:  1. Ванны нет, 2. Клозета нет, 3. Водопроводов нет, 4. Комнаты для прислуги нет. Больничный двор мал, тесен, обнесен хозяйственными службами и завален дровами».
 
       Такая оценка означала, что «барак» оказался не приспособленным для своего основного назначения. Встала задача постройки нового здания -  с «ванной, клозетом и  водопроводом»,   по образцу  того, что находился  в Леденгской земской больнице.

    В 1912 году Тотемское  Уездное Земское Собрание   одобрило представленный  Управой проект нового здания барака и смету на его изготовление в сумме, соизмеримой со стоимостью  основного здания больницы -  6692 руб 95 коп. Предполагалось, что одну половину денег внесет Уездное     Земство  и вторую половину  -  Губернское. Однако  по состоянию на 1914 год  и Вологда, и Тотьма  внесли только по  1000 руб. Общей суммы – 2000 руб – хватило лишь на закупку материалов.  На Собрании  созыва 1914 года [3] было предложено оставшуюся сумму – 4692 руб -  заложить в смету 1915 года. Предполагалось, что вносимые деньги будут разделены поровну между Тотьмой и Вологдой.

        Предположение о том, что  новое здание было построено, хотя «когда точно было завершено строительство, установить пока не удалось»   [11], представляется не достаточно обоснованным. На наш взгляд,  строительство нового барака, несмотря на приобретение материалов,   так и не начиналось.  В 1914 в селе Никольском  по-прежнему функционировал барак постройки XIX века, и даже  были попытки  использовать его для размещения больных дизентерией. Однако, по свидетельству никольского врача [3], «во многих случаях  больные или совершенно отказывались  лечь в существующий барак или же, согласившись, на другой день решительно требовали выписать их». Так была ли постройка нового здания?

      Размеры дома  «на каменных столбах» в Ведомости   страхования от 1896 года совпадают с размерами левой половины здания,  зафиксированными на планировке (ил. 2) кадастрового паспорта XXI  столетия. На этой планировке  хорошо просматривается  упомянутый Н.М. Шохиной «центральный коридор», проходящий через  нынешние помещения 3 и 7. Стены этого коридора, выложенные по старинной технологии «ласточкин хвост» (фотография 2006 года,  ил. 3), сохранились и до настоящего времени.

      Что касается проблемы «ванны нет, клозета нет, водопровода нет», то следует признать, что «клозет»  в XX веке, уже в советское время, был создан в помещении 4. Водопровод, предусмотренный проектом нового здания барака, до XXI века так и не появился. Этот факт в сочетании с сохранностью «центрального коридора» говорит о том, что дом кардинально не перестраивался. По всей видимости, война 1914 года внесла свои поправки в бюджеты земских собраний.  К тому же очень скоро все земство -  волостное, уездное и губернское – было сметено революционным вихрем. А «дом на каменных столбах» остался.

    Можно предположить, что часть заготовленных материалов ушла на строительство второй половины здания (ил. 1, поз. 1, левая половина здания), в котором в настоящее время располагается магазин. Несмотря на отсутствие водопровода, «барак»  и в советское время использовался как инфекционное задние больницы. После того, как в 1971 году больница  была заменена на фельдшерско-акушерский пункт, в доме устроили интернат для школьников из окрестных деревень.  В будни они учились в Никольской школе, а на выходные и в праздники возвращались  в родные места к  родителям. Под интернат был передан не только  комплекс  никольской больницы, но и соединенные с ним березовой рощей здания XIX столетия – Волостного Правления (ил. 1, поз. 3) и Земского училища (ил. 1, поз. 4).  В длинном «центральном коридоре»  бывшего «барака», завершавшемся окном, для детей были установлены столы для выполнения домашних заданий. В комнате 5 размещался воспитатель. В комнатах 1, 2 и 6  жили мальчики. Девочки размещались во второй половине здания.

     Когда толшменские деревни были объявлены  «неперспективными», дома были перемещены на центральную усадьбу и надобность в интернате отпала.  Дом  «на каменных столбах»  тридцать лет  пустовал.  К концу нулевых годов в нем разместилась контора сельско-хозяйственного предприятия.  «Клозет» переместился в торец пристройки, сделанной на месте бывшего «прирубного крыльца». На его прежнем месте в помещении 4 разместили архив.  В комнате 1 обосновался председатель правления, в комнатах 5 и 6 работали агрономы и зоотехники, в комнате 2 разместилась бухгалтерия. «Центральный коридор» был рассечен на две части. Его единственное окно оказалось  в кассе ( 3  ), оснащенной  сейфом и бронированной дверью.

      После 2010 года, когда сельско-хозяйственное предприятие обанкротилось, здание опустело.  Вскоре в западной половине дома разместился магазин. Более старая половина, постройки XIX века (ил. 1, поз. 1, правая половина здания), была куплена в 2013 году семьей москвичей Кошелевых. Создатели АНО «Бирюзовый дом» (Москва, 2009 г.) начали формировать в  своем доме музейно-выставочный центр «Бирюзовый дом».  Дом Кошелевых  стал на Толшме экспедиционной базой и творческой лабораторией. Кульминационное событие – получение в 2018 году Президентского гранта на проект « «Звезда полей Николая Рубцова: живые уроки на Толшме», получившем  в 2018 году Президентский грант. Проект был успешно реализован.

       После ухода из жизни фотохудожника Андрея Васильевича Кошелева  (22.12.1948 – 03.07.2019)  остро встала  проблема сохранения богатейших фотоархивов  мастера и коллекций, собранных семьей Кошелевых  в период с 1974 по 2020 годы, их описания, изучения и  создания  на их основе новых культурно-просветительских программ АНО «Бирюзовый дом». Поэтому было принято решение о создании мемориального и литературно-художественного музея «Журавли». 

       В 2020 году семья Кошелевых провела реконструкцию помещений  дома.  В «Центральном коридоре» дома  (7) разместился Выставочный зал и Библиотека. В рабочем кабинете фотохудожника А.В. Кошелева  (5) была создана мемориальная экспозиция, отражающая его жизнь и творчество. В Литературной гостиной (2) появился «Стол-корабль» и  экспозиция  «Я слышу звон».  В холодной пристройке дома сформировано пространство «Этно-Эксп». Была проведена также реконструкция жилых помещений дома (3, 4, 6) и Гостевой комнаты (1). 6 января 2021 года состоялось открытие музея «Журавли». Его первыми гостями стали  участники IV межрегионального  фестиваля колокольной музыки «Рождественский благовест» и местные жители.

«Окунись, душа, в чистую волну!»

    В Рубцовской строчке  буклета «Журавли» коротко отразилась миссия музея. Музей «Журавли» предназначен для погружение в мир поэта Николая Рубцова и  фотохудожника  Андрея Кошелева и изучение пространства, названного  историком Василием Ключевским «Заволжская Фиваида».

     Пространство музея «Журавли» охватывает не только помещения  «Дома на каменных столбах», но и музейные площадки:  «Палисадник», «Аптечный огород» и «Рубцовский камень». «Живые уроки» музея «Журавли» проводятся также на разработанных Андреем Кошелевым прогулочных маршрутах: «По плесам и перекатам Толшмы» («Жемчужины Камешкурья») и «По лягам к Серому камню».

      Предусматривается также совместная деятельность на площадках партнеров на Нижней, Средней и Верхней Толшме. В интернет-пространстве  деятельность музея «Журавли» отражается в одноименной группе  в Facebook и в группе «Бирюзовый дом» в социальной сети ВКонтакте.

     Миссию музея «Журавли»  предполагается проводить через три блока культурно-просветительских программ, реализуемых на основе музейных фондов: «Заволжская Фиваида», «Рубцов в диалоге с людьми и территориями» и  «Жизнь и творчество  фотохудожника А.В. Кошелева».

Слово о  Мастере

     Предметы,  раскрывающие жизнь и творчество фотохудожника Андрея Васильевича Кошелева (22.02.1948 – 03.07.2019) есть во всех помещениях созданного им «Бирюзового дома», включая  гостевую комнату (ил. 4, ил. 5).  Будучи автором дизайн-проекта, Андрей Васильевич собственноручно воплотил его в интерьере – обшил стены, изготовил мебель и  провел электричество.

    Благодаря предметам, находящимся в мемориальной комнате А.В. Кошелева (фотографии, дневники, мемориальные предметы, книги, автографы, аудио- и видео-записи, подарки), можно узнать, что еще в юности Андрей Васильевич соединил свою профессиональную  деятельность  в НИИ радиосвязи с увлечением туризмом и фотографией. Впоследствии он освоил профессии  звукооператора, технического редактора газеты и художника-оформителя музея.

    Туризм, бардовская песня и фотография в интерпретациях Андрея Кошелева произвели в 1974 году неизгладимое впечатление  на студентку московского института стали и сплавов Марину Урову. 14 августа 1975 года Андрей и Марина зарегистрировали брак в Москве и на следующий день вылетели на Рудный Алтай, где прошли детские и отроческие годы Марины.

        За 25 лет путешествий супругов Кошелевых по России – Подмосковье, Золотое Кольцо, Байкал, Алтай, Русский Север - сформировался их обширный фотоархив. Фотографии печатались в книгах и журналах, экспонировались на выставках. В 1998 году супруги Кошелевы выпустили черно-белый фотоальбом «Фотосюита на стихи Николая Рубцова».  В 2002 году они привезли этот фотоальбом в рубцовскую Николу, а годом позднее они получили статус «фотолетописцев рубцовских чтений». Так начался московско-вологодский период жизни Андрея и Марины Кошелевых.

Рубцов в диалоге с людьми и территориями

     Знакомство с Андреем Кошелевым совпало у его будущей супруги Марины с поездкой в 1974 году в Вологду. Там ее тетушка Мария Анисимовна Урова, учительница, жена вологодского художника Константина Воробьева, подарила ей книгу «Зеленые цветы». Автор -  сосед по двору Николай Рубцов. «Жил человек неправильно, - заметила тетушка, - а  стихи написал душевные». Марина открыла книгу, и тут же – «мороз по коже»: «Взбегу на холм и упаду в траву…». Вот так  сосед! Через 40 лет эта строчка  окажется высеченной  на «Рубцовском камне», установленном на «Церковной горе» села Никольского.
 
     Пытаясь понять, почему человек «жил неправильно», Марина не один десяток лет  лет шла вместе с супругом по рубцовским местам России и встречалась с людьми, знавшими поэта лично. Одновременно Кошелевы  изучали жизнь и творчество «собеседников» Рубцова – предшественников и современников. Так родилась коллекция Андрея и Марины Кошелевых  «Рубцов в диалоге с людьми и территориями» -  фотографии, книги, автографы, рукописи, оригиналы художественных полотен. Часть коллекции воплотилась в статьях в газетах «Российский писатель», «Красный Север», «Сорок один», «Тотемские вести», журналах  «Вологодский лад», «Пятницкий бульвар», «Отечеству на пользу» (издание Клуба деловых людей Вологодского землячества в Москве), «Встреча. Культурно-просветительская работа», передвижной фотовыставке «Что вспомню я? Фотосюиты на стихи Николая Рубцова» (2006), книгах: «Рубцов и Бунин. Пересечение судеб лирических героев» (2008), «У лебединых перепутий. Вытегорье поэта Николая Клюева» (2009), «Что вспомню я? Фотосюиты на стихи Николая Рубцова» (2011).

    Важную особенность книг Кошелевых отметил наблюдавший за их деятельностью поэт и журналист Владимир Кудрявцев.  В рецензии на книгу «Что вспомню я? Фотосюита на стихи Николая Рубцова» [7]  в журнале «Наш современник» [10]  он написал: «Для меня внутренняя драматургия книги завязана прежде всего на родовой причастности авторов к Вологодчине. Именно она обостряет их чувства, углубляет думы, делает зорче взгляд и проникновеннее слово. Именно «пересечения» судеб, порой неожиданные  и даже в чем то мистические, побуждают их к «исследованию жизни и творчества Рубцова» и выводят Кошелевых через людей разных званий и сословий (от художника Константина Воробьева до священника Владимира Сибирцева) на вологодские и российские перекрестки рубцовской жизни».

  Отметим, что целый ряд оригиналов полотен упомянутого вологодского художника Константина Воробьева, в том числе авторский повтор картины  «Февраль» («Улица Николая Рубцова»), опубликованной в Альманахе «Художники Вологодской области ХХ века» (2007) и в журнале «Художник» (№ 7, 1990), находятся в фондах музея «Журавли».

       Таким образом, коллекция  «Рубцов в диалоге с людьми и территориями» – книги, журналы, рукописи, фотографии, автографы, оригиналы живописных и графических полотен, передвижные фотовыставки - рассказывает о рубцовских  местах России и о «собеседниках» Рубцова. Среди последних - не только собратья по перу,  вологодские художники и те предшественники Рубцова, что оказали глубокое воздействие на его творчество, но и вологодская  родня Марины, неоднократно пересекавшаяся  с Рубцовым  географически и сакрально.  Изучение фондов  музея «Журавли» в блоке «Рубцов в диалоге с людьми и территориями»  может дать новые возможности для интерпретации творческого наследия  поэта.

Заволжская Фиваида

        Отдельная страница рубцовской коллекции – фотографии, сделанные в долине реки Толшмы, протекающей в Тотемском районе Вологодской области. В 2015 году для этой территории автором был предложен неожиданный для многих образ «Заволжская Фиваида».  В основу публикации одноименной статьи опубликованной в 2015 году в научно-краеведческом альманахе «Тотьмич» [8] ,  автор положила  образ историка Владимира Осиповича Ключевского,  данный им «водоразделу Костромы и Сухоны», покрытому «дремучим  комельским лесом»  [  6 ]. 

      Территориально под название  «Заволжская Фиваида»  попадают   водно-волоковые пути магистральных  рек Галичской возвышенности водораздела Волга – Северная Двина:  Монза-Лежа и Согожа-Комёла лежат на западе «Заволжской Фиваиды»,  Кострома-Толшма  - на востоке.  «Дремучий комельский лес», если перемещаться  от реки Комёлы на восток,  по направлению к реке Толшме, постепенно переходит в «безбрежное болото…, овеянное сказками и былью прошедших здесь крестьянских поколений» [13].  Образ «Заволжская Фиваида» отсылает  к  многовековой истории приходских храмов и монастырей,  освящавших обыденность  на  водно-волоковых путях, соединяющих Русский Север с Поволжьем.

     В музее «Журавли»  представлен ряд исследований АНО «Бирюзовый дом», отраженных в книгах «Толшменская картина мира» [14] и «Толшма: от устья к истокам» [9], дающих обоснование применимости образа  «Заволжская Фиваида» к территории «Толшма». Лежащая на северной стороне водораздела Волга-Северная Двина, эта территория содержит  в себе все три важнейших региональных концепта, выявленных крупными исследователями Русского Севера  – Вольница, Русская архаика и Северная глушь [ 6 ]. 

    Концепт  «Вольница» отсылает на Толшме к истории появления здесь новгородских ушкуйников. В одноименной главе выпущенной в АНО «Бирюзовый дом» книги «Толшма: от устья к истокам» [9] показано, что одним из путей движения новгородских ушкуйников  на Волгу мог быть водно-волоковый путь по рекам Толшме и Костроме,  верховья которых разделяет всего  около 30 километров. О «новгородском следе» на Толшме говорят также названия поселений в ее верховьях – Боярово и Великий Двор.  Есть также предположение о том, что погост Тошма, упомянутый в Уставе Новгородского князя Святослава Ольговича от 1137 года, мог находиться на высоком  мысу  при впадении Толшмы в Сухону.

    «Русская архаика» представлена на Толшме в виде местного фольклора, частично отражённого в изданной АНО «Бирюзовый дом» книге  «Толшменская  картина мира» [14], а также в Толшменской иконе «Чудо Георгия о змие» из деревянного Храма Иоанна Предтечи.  Наличие в музее «Журавли» качественной фотокопии иконы на холсте в натуральную величину, фотографии Храма Иоанна Предтечи и публикаций о них, дает  возможность создать «живые уроки» о своеобразии местной школы деревянного зодчества и живописи и о связанных с ними драматических  эпизодов жизни страны. 

     Составные части образа «Северная глушь»  - чудь, холодный край, советские «зоны» - отражены в толшменской фамилии Чудиновы, в лирике гения места Николая Рубцова и  в истории поселков спецпереселенцев Малиновец, Войница и Снежная [12]. Хорошим дополнением к соответствующим фондам музея «Журавли»  -  книгам, картам и воспоминаниям местных  жителей – является картина гения места Георгия Попова «Раскулачивание», опубликованная  в журнале «Художник» (№ 7, 1990), сопряженная с рукописью «спецпереселенца» из  Поволжья в Вологодский   край  Николая Анисимовича Урова (15.12.1918 – 06.01.1989) «Конец счастливого  детства. Земляной посёлок» [15].

      Это - глава из  трехтомной рукописи воспоминаний человека, прошедшего путь от посёлка спецпереселенцев к «Атомному проекту СССР». Тексты рукописи дают уникальную возможность узнать историю страны, именуемой «СССР» - от Ленина до Горбачева – через воспоминания очевидца событий. Аналогичную возможность могут дать базирующиеся на семейных архивах программы:  «Ритм – условие жизни». Вологодский художник Константин Воробьев; Священник  Георгиевской Корбангской церкви Кадниковского уезда  Владимир Сибирцев и  Маслоделы Пивушковы – прихожане  Богородицко-Рождественского Чудского прихода - древнейшей вотчины Череповецкого Воскресенского монастыря, а также «Заволжская Фиваида и священнический род Белковых».

   Ожидается, что формирование при музее «Журавли» литературного клуба «Бригантина» и детского клуба «Ребята - Журавлята», а также налаживание  сотрудничества с друзьями, волонтерами  и партнёрами музея   позволит ускорить процесс регистрации и описания его фондов и создания на их основе культурно-просветительских программ.

   Журнал Тотемских Земских собраний созыва 1896 г. В.-Устюг, 1897, с. 147-148
1. Журнал Тотемских Земских собраний созыва 1903 г. Вологда, 1904, с. 387
2. Журнал Тотемских Земских собраний созыва 1914 г. Вологда, 1915, с.489-490
3. Заволжская Фиваида. Фото - брошюра. Москва. «Бирюзовый дом», 2016 г., 12 с. https://vk.com/photo181467553_456239325
4. Калуцков В.Н. Образно-географическая карта Русского Севера // Русский Север – 2018 Проблемы изучения и сохранения историко-культурного и природного наследия: сборник материалов межрегиональной научной конференции МБУК «Тотемское музейное объединение». Тотьма-Вологда: Полиграф-Периодика, 2018, с. 210
5. Ключевский В.О. О русской истории. – МА.: Просвещение, 1993. -  с. 576
6. Кошелева М.Н., Кошелев А.В. Что вспомню я? Фотосюиты на стихи Николая Рубцова. Москва, Издательство АНО «Бирюзовый дом», 2011, 102 с., 167 илл.
7. Кошелева М.Н. Заволжская Фиваида. // Тотьмич: альманах научно-краеведческих работ Тотемского музейного объединения / МБУК «Тотемское музейное объединение» / Под ред. Н.И. Кореневой, А.М. Новоселова. Тотьма: Издательство МБУК «Тотемское музейное объединение», 2015
8. Кошелева М.Н., Кошелев А.В. Толшма: от устья к истокам: альбом-путеводитель, АНО «Бирюзовый дом», Вологда: Древности  Севера, 2019
9. Кудрявцев В.В. «Что вспомню я?...» // М. Наш современник, № 8, 2013, с.278
10. Мартюкова Г.А. История Никольской земской больницы  //Толшма: краеведческий альманах,  Архангельск, 2017,с. 229
11. Мартюкова Г.А. Посёлки спецпереселенцев в Никольском   сельсовете  //Толшма: краеведческий альманах,  Архангельск, 2017,с. 285
12. Рубцов Н.М. Последняя осень: Стихотворения, письма, воспоминания современников. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000
13. Толшменская  картина мира глазами участников экспедиций
14. Уров Н.А.  Глава «Конец счастливого детства. Земляной посёлок». Рукопись «До войны» 1989 г., Из фондов мемориального и литературно-художественного музея «Журавли».

Подписи под фотографиями:

1. «Барак» земской больницы села Никольского Фото А. Бородулина
2. Планировка «барака» земской больницы (2013г.)
3. Фрагмент стены «центрального коридора» (7) между комнатами (5) и (6). Фото А. Кошелева
4. Андрей Кошелев за работой в гостевой комнате (1). 2016 г. Фото М. Кошелевой
5. Гостевая  комната  музея «Журавли» (1)
6. Здание земской больницы.  Фото А. Кошелева


Рецензии