Бирюзовый дом на реке Толшме

    
Статья написана для сборника "Тотемский край", выпускаемый в 2021 году ВРО МАН "Интеллект будущего"

Музейно-выставочный центр «Бирюзовый дом»  – одно из самых притягательных мест в селе Никольском. Расположенный в центре села  в старинном деревянном здании, построенном  в конце XIX века в составе  земской больницы (фото 1), он  предназначен  для  развития территории «Толшма»  через укрепление культурных связей духовной родины поэта Николая Рубцова и художника Георгия Попова  с Москвой и российскими регионами. Стержневая основа центра – Мемориальный и литературно-художественный музей «Журавли».

Почему – «Бирюзовый дом»?
     «Бирюза  – знак истинной поэзии» - писал поэт «Серебряного века» Николай Клюев.  С драгоценным  камнем ассоциируется у поэта желанное будущее России, где «кедром в роще бирюзовой доспеет русская судьба». Сакральным  смыслом   наделена бирюза и в стихотворениях другого поэта  Русского Севера. Бирюза Николая Рубцова – «светлая весть» в грозовом  бытии: «И бирюза, и огненные перья ночной грозою вымытых небес» ;  «Как это странно / и всё- таки мудро: / Гром роковой перенесть, / Чтоб удивительно светлое утро / Встретить, как светлую весть!». 
      «Дом»  для Рубцова и Клюева – также понятие сакральное. У Клюева деревенский дом – изба – впервые в отечественной литературе становится не только символом красоты, но и символом душевного здоровья и цельности человека.  Дом у Рубцова, сказавшего однажды  «… и живем без лишнего добра», внешне прост, но какая-нибудь неброская,  сокровенная деталь  делает его бесценным: «За все хоромы я не отдаю свой низкий дом с крапивой под оконцем».   
   Отсюда – «Бирюзовый дом». Так назвали созданную ими 5 мая 2009 года в Москве автономную некоммерческую организацию Андрей,  Марина и Александра Кошелевы.
   В основу уставной деятельности  АНО «Бирюзовый дом» - фотографической, литературной, выставочной,  исследовательской, экспедиционной, образовательной и издательской – положены результаты путешествий Андрея и Марины Кошелевых  (фото 2) по Русскому Северу  и Рубцовским местам России.  Ценный опыт, положенный в копилку «Бирюзового дома»,  приобретен также в поездках по монастырям  и  старинным городам России,  которые организовала Александра Кошелева - создатель клуба «Пилигрим» при заводе «Элма» .   
Фотолетописцы рубцовских чтений
         В село Никольское Тотемского района Вологодской области, Андрей и Марина Кошелевы впервые приехали в августе 2002 года.  Они  привезли в Музей Н.М. Рубцова свое первое рубцовское издание – черно-белый фотоальбом «Фотосюита на стихи Николая Рубцова», изданный в 1998 году в Зеленоградском округе города Москвы.  Удивившись, что о Музее и о селе нет ни одного издания, Андрей и Марина произвели фотосъемку, и на следующий год привезли на рубцовскую конференцию в Николе буклет «Никольское».  После фоторепортажа «Рубцовские чтения – 2003», в который вошла  получившая широкую известность фотография «Рубцовский костёр на Толшме», супруги Кошелевы были названы  «Фотолетописцами Рубцовских чтений».
    Желая лучше соответствовать своему новому  статусу, Андрей и Марина Кошелевы начали объезжать Рубцовские места России. Увиденное они запечатлели на фотовыставке «Что вспомню я? Фотосюиты на стихи Николая Рубцова». В 2006 году при поддержке Вологодского землячества в Москве  авторы представили фотовыставку в Государственной Думе Российской  Федерации и Государственном Литературном музее. Впоследствии  выставка побывала в Зеленоградском округе города Москвы, Санкт-Петербурге, Вологде, Тотьме, Череповце, Кириллове, Белозерске, Вытегре и Дзержинске.
    Впечатления от встреч с людьми и территориями нашли отражение в многочисленных публикациях  Андрея и Марины Кошелевых – в газетах «Российский писатель», «Красный Север», «41»,  в  журналах «Встреча», «Вологодский лад» и «Пятницкий бульвар», в сборниках научно-практических конференций и других.  Появились первые издания АНО «Бирюзовый дом».
      Помимо  многочисленных малотиражных брошюр, подготовленных Андреем Кошелевым совместно с зеленоградскими краеведами, АНО «Бирюзовый дом» подготовил и выпустил многотиражные издания: "Рубцов и Бунин. Пересечение судеб лирических героев» ( 2008 ), «У лебединых перепутий.  Вытегорье поэта Николая Клюева» (2009),  «Журавли.  Война и мир в рисунках детей» (2010), «Что вспомню я? Фотосюиты на стихи Николая Рубцова» (2011).
   Фотографии Андрея Кошелева, неоднократно побеждавшие на фотоконкурсах,  часто публиковались в книгах и журналах, в том числе на обложках.   Статьи Марины и ее авторские книги о Рубцове и Клюеве были высоко оценены литературным сообществом, и она в 2013 году была принята  в Союз писателей России. Книга «Что вспомню я? Фотосиюиты на стихи Николая Рубцова»  получила  по итогам 2011 года диплом на конкурсе «Вологодская книга года». Эту книгу Андрей и Марина Кошелевы привезли в январе 2012 года в село Никольское.
Надо было помочь… Но как?
       В январе 2012 года в селе Никольском  Андрей и Марина изучили собранную в Музее Н.М. Рубцова подборку публикаций  газеты «Тотемские вести» о банкротстве фирмы, скупившей землю и имущество у колхоза  «Никольский». Утрата колхоза повлекла  за собой изменение  рубцовского ландшафта.  Уже не видно было многочисленных лошадей, отраженных на  фотографиях московских  «фотолетописцев», не шли «стада дремать под ивовый навес…».  Изменился не только ландшафт  – резко изменилось настроение жителей: как жить дальше?
     Надо было помочь Рубцовской Николе. Но как? …  Для начала произвели ночную фотосъемку в Храме Николая Чудотворца. В это время там выпекали хлеб.  Потом сфотографировали то, что осталось в двух опустевших коровниках.  Кровля и стены, частично разобранные местными жителями, уже не препятствовали попаданию снега… Он лежал  вперемежку  с охапками соломы в огромном  пустом пространстве, пронизанном лучами солнца. Те  шли сюда сквозь прорехи в крыше.  Теплый свет  играл на  деревянных стойлах и на табличках с именами коров…
  Во время повторных поездок Кошелевых  в Тотьму-Николу в мае и июне 2012 года шла подготовка к  задуманной ими экспедиции  «Журавли  над Николой». Сама экспедиция, организованная АНО «Бирюзовый дом»  при поддержке партнеров в Москве, Тотьме  и Николе, состоялась в июле.
      Для главного события экспедиции  - Песнопения в Храме Николая Чудотворца  - надо было получить благословление  протоиерея  о. Георгия. Марина получила его  в мае. Тогда же планировалось посещение Николы, но планы сорвала стихия. Весенним половодьем сорвало мост через речку Пихтеницу. Заречная территория оказалась в изоляции, и  вместо Николы Марина отправилась  поначалу в Усть-Печеньгу, где вместе  с краеведом Александром Кузнецовым  осматривала  ледяные заторы на реке Сухоне, а потом, через Никольск и Шарью, где также проводилась фотосъемка разгулявшейся стихии, она возвратилась  в Москву.
      В следующий приезд москвичей, в июне,  обсуждались вопросы очистки Храма после выезда пекарни, а также вопросы размещения и питания экспедиционной группы.  Местные жители еще побаивались пускать в свои дома посторонних людей, поэтому основную базу  для проживания  сформировали на подворье Алексея Огаркова. Тот заказал двухъярусные кровати, и получился гостевой дом, для которого  Марина предложила звучное название  «Старая Никола».   В этот же  приезд  обсудили вопросы участия в экспедиции Администрации МО «Толшменское», Музея Н.М.Рубцова, Никольской школы им Н. М. Рубцова,  Никольского дома культуры и ВРО МАН Интеллект будущего. Дальнейшая подготовка  к экспедиции шла по электронной  почте.
Журавли над Николой
       Тщательная подготовка дала плоды. Экспедиционная группа, возглавляемая  Александрой Кошелевой (фото 3)  и прибывшая в Николу 20 июля, прошла по программе экспедиции в хорошем ритме и на одном дыхании.  Первое, что привело гостей в совершенное изумление и восхищение – Никольская школа, накормившая их ужином.  Теплая, уютная столовая, расписанная деревенскими сюжетами, блюда с овощами со школьного огорода. Светло, уютно. 
      Главное событие экспедиции – Песнопение в храме – собрало 21 июля  верующих и неверующих,  больших и маленьких, жителей Николы и участников  экспедиции. Затаив дыхание, люди слушали  - впервые за восемь десятилетий – «Благослови душе моя Господа…» и другие молитвы в течение 20 минут в исполнении регента церковного хора Сергея Русанова и его супруги Натальи (фото 4) … Сергей потом вспоминал, что у него было такое ощущение, что  их пение слышат  и все те люди, что когда-то, много десятилетий назад,  также стояли в этом Храме [ 22 ].
    Вторая половина  дня  прошла в Никольском Доме культуры. Здесь была смонтирована  фотовыставка  Андрея и Марины Кошелевых «Острова свои обогреваем». Фотографии отразили уникальность «островной» территории и характера ее жителей. После презентации состоялся концерт «От всей души» (фото 5 ), на котором ветеранам села была вручена книга  Андрея и Марины Кошелевых «Что вспомню я? Фотосюиты на стихи Николая Рубцова». На концерте выступали участники экспедиции Сергей и Наталья Русановы  (Санкт-Петербург), дуэт «Доверие» (Татьяна Орлова и Александр Хазов, г. Сокол), дуэт Анастасия Орлова (г Вологда) и Алексей Сидоров (Москва),  Римма Крапивина (Пудож, Карелия), а также примкнувшие к ним никольские ветераны.  Вечером  песни продолжались  у костра на подворье «Старая Никола» (фото 07) .
    Утром второго дня, 22 июля,  после экскурсии по Музею Н.М. Рубцова, состоялся Круглый стол о будущем села Никольского (фото 06) . В этот же день, в Никольской  школе  педагогами из Москвы, участниками экспедиции, был проведен  тренинг для никольских  подростков. В итоге дети написали  эссе, каким образом  они хотели бы помочь Николе, когда станут взрослыми. Во второй половине дня гостям показали местные достопримечательности  -  Алексиевскую пустынь в Игошево   с храмом и родником и месторождение «Голубая глина»  в  урочище «Борок».
      23 июля экспедиционная группа выехала  в Тотьму, где посетила Спасо-Суморин монастырь, Школу путешественников Федора Конюхова и Музей церковной старины. В Музее гости  дали концерт, посвященный 200 летию основания форта Росс. Для него Сергей и Наталья Русановы  подготовили  предусмотренный программой экспедиции  фрагмент из рок-оперы «Юнона и Авось» - «Романс морских офицеров». Утром 24 июля, после экскурсии в Варницы,  экспедиционная группа «Журавли над Николой», оставившая неизгладимый след на Тотемской земле,  отправилась в обратный путь.
  Как Бирюзовый дом оказался в селе Никольском?
      В 2012 году помимо четырех поездок из Москвы  в Тотьму-Николу, связанных с  подготовкой и  проведением экспедиции «Журавли над Николой», состоялось  еще два осенних приезда. В сентябре  Марина Кошелева организовала, совместно с  турфирмой «Туризм  и народные промыслы», ТУР «Рубцовская осень», а в ноябре, приехав  на осенне-зимнюю фотосъемку, она же привезла в Николу  30 тысяч рублей, собранных в Москве. Деньги тут же пошли на оштукатуривание стен Храма Николая Чудотворца.
     Столь частые приезды, финансируемые из семейного бюджета Кошелевых, поставили перед москвичами вопрос о покупке дома в селе Никольском.  После осмотра вариантов  остановились на пустующей половине  дома  № 3 по улице Сергея Мужикова. Во второй  половине здания  находился продовольственный магазин. Покупка дома,  его юридическое оформление, ремонт и постепенное обустройство  в нем музейно-выставочного центра «Бирюзовый дом» в период с 2013 по 2020 годы включительно осуществлялось за счет семьи  Кошелевых. 
      В 2016 года Андрей и Марина Кошелевы перевезли из Москвы в село Никольское свои коллекции, архивы и библиотеку. Проживание москвичей в селе Никольском стало круглогодичным.   Первоначальный цвет дома – серый – не совпадал с прижившимся в народе названием дома, и пришлось перекрасить его в бирюзовый цвет. Между тем история дома уходит своими корнями в конец  ХIХ века, когда в селе Никольском на церковной земле  возводились здания земской больницы.
     Систематическое изучение истории волостного земства на территории «Толшма» началось в январе 2015 года, когда Марина Кошелева, заручившись поддержкой руководства Тотемского музейного объединения, начала  в музейном архиве работу с журналами Тотемских земских собраний. Промежуточный результат - в виде интерактивной программы  по Никольской волости  со знакомством с местными  промыслами  на рубеже XIX – XX  веков  -  был представлен  исследователем  на первой  «Библионочи в Николе», организованной в Бирюзовом доме весной 2015 года. 
    В 2016 году  в брошюре «Заволжская Фиваида»  [  4 ]. Марина Кошелева привела  архивные данные по времени строительства дома. Оказалось, что здание, называемое в документах земских собраний "бараком",  оказалось   почти на два десятилетия  старше, чем это предполагалось ранее.
 «Ванны нет, клозета нет, водопровода нет…»
    Развернутые сведения о доме по адресу ул. Сергея Мужикова, дом 3, приведенные в брошюре «Заволжская  Фиваида» (2016),  были получены  автором из  составленной в 1896 году  «Ведомости о зданиях  Тотемской уездной земской больницы, в селе Никольском, застрахованных в Вологодском Губернском земстве…» [  1 ].
     «Деревянная одноэтажная постройка для бараков, приспособленная для помещения  больных и в зимнее время, на каменных столбах, покрытая тесом, длиною 5 1/3 саж.  и шириною 3 саж. 1 ; арш. с прирубленным крыльцом, также покрытым тесом» оценивалась в 600 рублей.  Важно отметить, что основное здание больницы, построенное в 1886 году (в нем  в настоящее время размещается администрация МО «Толшменское»), оценивалось по этой же ведомости в сумму на порядок выше - 6500 рублей. Еще на территории больничного городка  находились: флигель для размещения кухни и квартир для врача и фельдшера (3600 руб), часовня (150 руб), амбар с погребом (300 руб) и баня с прачечной (300 руб).
    Несмотря на внушительный состав больничного комплекса,  условия для лечения больных оставляли желать лучшего. Об этом говорит доклад земского врача  Н.М. Шохиной, рассмотренный  2 сентября 1903 года на Тотемском земском врачебном совете.  После серьезной критики недостатков  основного здания ( в нем  в настоящее время находится здание администрации), врач дала характеристику « бараку», состоящему «из двух палат и центрального коридора»:  1. Ванны нет, 2. Клозета нет, 3. Водопроводов нет, 4. Комнаты для прислуги нет. Больничный двор мал, тесен, обнесен хозяйственными службами и завален дровами» [  2 ]. 
       Такая оценка означала, что «барак» оказался не приспособленным для своего основного назначения, и встала задача постройки нового, с «ванной, клозетом и  водопроводом»,   по образцу  того, что находился  в Леденгской земской больнице.
Было ли  построено новое здание «барака»? 
    В 1912 году Тотемское  Уездное Земское Собрание   одобрило представленный  Управой проект нового здания барака и смету на его изготовление в сумме, соизмеримой со стоимостью  основного здания -  6692 руб 95 коп. Предполагалось, что одну половину денег внесет Уездное Земство  и вторую половину  -  Губернское. Однако  по состоянию на 1914 год  и Вологда, и Тотьма  внесли лишь по  1000 руб. Общей суммы – 2000 руб – хватило лишь на закупку материалов.  На Собрании  созыва 1914 года [  3  ] было предложено оставшуюся сумму – 4692 руб -  заложить в смету 1915 года. Предполагалось, что вносимые деньги будут разделены поровну между Тотьмой и Вологдой.
  Предположение о том, что  новое здание было построено, хотя «когда точно было завершено строительство … установить пока не удалось»   [  20  ], представляется не достаточно обоснованным. На наш взгляд,  строительство нового барака, несмотря на приобретение материалов,   так и не началось.  В 1914 в селе Никольском  по-прежнему функционировал барак постройки XIX века, и даже  были попытки  использовать его для размещения больных дизентерией. Однако же, по свидетельству Никольского врача, «во многих случаях  больные или совершенно отказывались  лечь в существующий барак или же, согласившись, на другой день решительно требовали выписать их» [  3  ].  Так была ли постройка нового здания барака?
      Размеры дома  «на каменных столбах» в Ведомости   страхования от 1896 года совпадают с размерами левой половины здания,   в которой  с 2013 года в настоящее время находится «Бирюзовый дом».   Что касается проблемы «ванны нет, клозета нет, водопровода нет», то следует признать, что «клозет»  в XX веке все-таки появился. Отсутствие  в XX  и  XXI веках водопровода, предусмотренного проектом нового здания барака, говорит о том, что кардинально дом не перестраивался. По всей видимости, война 1914 года внесла свои поправки в бюджеты земских собраний.  К тому же очень скоро все земство -  волостное, уездное и губернское – было сметено революционным вихрем. А дом остался.

Дом «на каменных столбах» в советское время
    Можно предположить, что часть заготовленных материалов ушла на строительство второй половины здания, в которой в настоящее время размещается  магазин.
      Несмотря на отсутствие водопровода, «барак»  и в советское время использовался как больничное здание. После того, как в 1971 году никольская больница была заменена на фельдшерско-акушерский пункт, переехавший  в новый кирпичный корпус,  в доме на «каменных столбах» устроили интернат для ребятишек из окрестных деревень.  В будни они учились в Никольской школе, а на выходные и в праздники возвращались  в родные места к  родителям.
     Когда толшменские деревни были объявлены  «неперспективными», дома были перемещены на центральную усадьбу и надобность в интернате отпала.  Дом  «на каменных столбах»  тридцать лет  пустовал.  К концу нулевых годов в нем разместилась контора сельско-хозяйственного предприятия. Начиная с 2010 года, когда ООО «ВАО» обанкротился, здание вновь опустело. Летом 2013 года половина дома была куплена семьей Кошелевых, начавших формировать  здесь  музейно-выставочный центр «Бирюзовый дом».
Высота потолков четыре метра -  хорошо или плохо?
           Дом на «каменных столбах» оказался на редкость прочным и интересным. Интересен  он не только своей историей,  отражающей историю России, начиная с времен  губернского, уездного и волостного земства, но и по своему необычному для современного дома архитектурному устройству. Прочность дома обусловлена,  как нам удалось установить, большими камнями, установленными  по углам дома, массивными  бревенчатыми стенами, проходящими как по периметру дома, так и вдоль описанного в документе столетней давности «центрального коридора». Очень необычной оказалась в доме высота потолков – четыре метра.
            Надо сказать, что столь высокие потолки  привели москвичей - покупателей дома в настоящее смятение, когда они  узнали, сколько будет стоить  обогрев такого дома в зимнее время. Размеры оплаты ЖКХ оказались столь ощутимыми, что Андрей и Марина Кошелевы вынуждены были отказаться от своей московской квартиры в пользу внуков, и переселились в 2016 году в Николу на круглогодичное проживание.
          С другой стороны, необычная  высота потолков  будила воображение. Андрей Васильевич Кошелев, прошедший в свое время Школу дизайна, вместе со своим московским другом выстроил  в Бирюзовом доме интересное  пространство Выставочного зала – с местами для выставок, антресолями  для хранения фондов и  многофункциональной «Лесенкой-Чудесенкой»,  на которой поселились подаренные  друзьями Бирюзового дома  Кот Тимофей и мышь Агафья. 
          Столь же интересное пространство, с двумя двухъярусными кроватями и платяным шкафом  по одной из стен и  уютной площадкой для отдыха  под окнами по другой, Андрей Васильевич, уже самостоятельно, создал в гостевой комнате. При обустройстве старинного дома  его хозяин профессионально поработал  в качестве фотографа, дизайнера, столяра, электрика и звукооператора. Отсюда – уют, гармония и особая,  творческая атмосфера в «Бирюзовом доме»,  которую  ощутили как местные жители, так и гости территории «Толшма», включая  участников экспедиций 2012 – 2019 годов и мероприятий «Школы Русского Слова» [10 ]. Последняя   впервые была организована в июне 2014 года [  23  ].
На исследовательской тропе.
      В ходе экспедиций на духовную родину поэта Николая Рубцова, организуемых в 2012 – 2019 годах  АНО «Бирюзовый дом» и его партнерами на основе авторской концепции «Бирюзовое кольцо Русского Севера»  [8 ],  шло изучение территории  «Толшма» и сопряженных с ней географически и  по смыслам территорий «Тотьма», «Солигалич» и  «Биряково».  На территории «Толшма» были  обнаружены  «сильные точки памяти», подталкивающие  к «художественной  рефлексии», что является , по мнению профессора  Г.В. Судакова »  [19 ],  одним из признаков  наличия на территории собственного, «регионального» текста.
     В ходе экспедиций происходила  туристская интерпретация территории «Толшма» и ее отдельных объектов  - своеобразная «примерка» различных образов, которые были бы привлекательными для туристов, инвесторов, местных жителей и переселенцев и которые  могли бы  быть связаны с творчеством гениев места – поэта Николая Рубцова  и художника Георгия Попова.
   Первая попытка туристской интерпретации  перечисленных  выше территорий была предпринята автором еще в 2011 году в книге «Что вспомню я? Фотосюиты на стихи Николая Рубцова» [7 ]. В главах «Долина детства», «В зв;здную ночь» и «На правом берегу» строки Николая Рубцова были привязаны, через художественные фотографии, к тем местам, в которых они родились.
      Вторая попытка интерпретации  точек притяжения  территории «Толшма» состоялась  в 2013 году при выпуске буклета «Окунись, душа, в чистую волну» [9 ]. В вводной части издания была отражена характерная особенность «тихой родины» поэта Николая Рубцова – возникающее на ней ощущение животворной и животворящей связи человека с природой: «Душа, как лист, звенит, перекликаясь, / Со всей звенящей солнечной листвой, / Перекликаясь с теми, кто прош;л, / Перекликаясь с теми, кто проходит…». В этом же издании был привед;н текст Николая Рубцова, «Тень от меня летит по полю длинно… / Так вот она, вся прелесть бытия: / Со мною рядом синяя долина, / Как будто чаша, полная питья!». В дальнейшем слово «долина» зазвучало с новым прилагательным.  Это была еще одна попытка интерпретации территории «Толшма» .
Толшма – долина детства
      В январе 2017 года автором был предложен для характеристики   территории «Толшма»  образ «долина детства» [15 ].  В н;м отражается и тема малой родины человека («Память возвращается, как птица, в то гнездо, в котором родилась»), и животворное и животворящее единство человека и природы. В образе «Долина детства» содержится, в скрытом виде, слово «река». В не; – реку жизни - не войдешь дважды. Отсюда – тема ответственности. Мир «дольний» (мир людей) в мифопоэтическом пространстве «Долина детства» соседствует с миром «горним», мечтой возносящим душу.
       В образе Долина детства» можно также увидеть пересечение рубцовского: «Я клянусь – душа моя чиста!» с библейским «Будьте как дети». Если учесть успешный практический опыт организации образовательных (пленэры, мастерская словесности, познавательные экскурсии, мастер-классы) и оздоровительных поездок иногородних подростков в долину реки Толшмы, то можно сказать, что эта территория будет восприниматься как «долина детства» не только местными жителями, но и приезжими туристами - теми, кто успел полюбить е; во время своего гостевания. Наконец, образ «Долина детства» весьма интересно сопрягается с другими образами, которые способствуют раскрытию миссии (предназначения) долины реки Толшмы.
        Параллельно с образом «Долина детства»  шла примерка образа, в котором  Толшма оказалась в XXI веке центром  территории,  получившей  полтора столетия назад название  «Заволжская Фиваида».
Заволжская Фиваида
     Такой  неожиданный для многих образ был предложен автором для территории «Толшма» в статье  «Заволжская Фиваида»,  опубликованной в 2015 году в научно-краеведческом альманахе «Тотьмич» [11].  В основу  публикации  автор положила  образ историка Владимира Осиповича Ключевского,  данный им «водоразделу Костромы и Сухоны», покрытому «дремучим  комельским лесом»  [  5  ].  Данная тема развивалась  автором в публикациях в газете «Тотемские вести» [12], в фотоброшюре «Заволжская Фиваида»   [13] и в статье «Образ Николая Рубцова «Глушь» в мифопоэтическом пространстве «Заволжская Фиваида».   [14]. 
         Территориально под название  «Заволжская Фиваида»  попадают   водно-волоковые пути магистральных  рек Галичской возвышенности водораздела Волга – Северная Двина:  Монза-Лежа и Согожа-Комёла лежат на западе «Заволжской Фиваиды»,  Кострома-Толшма  - на востоке.  «Дремучий комельский лес», если перемещаться  от реки Комёлы на восток,  по направлению к реке Толшме, постепенно переходит в «безбрежное болото…, овеянное сказками и былью прошедших здесь крестьянских поколений» [  17  ]. 
           Оба  образа – «Долина детства» и «Заволжская Фиваида» - предлагают жителю и гостю территории «Толшма»  путешествие не только в настоящем времени, но и «по следам миновавших времен». Однако если в первом из них делается акцент  на единстве человека с природой,  а во временном измерении  здесь преобладают сороковые и шестидесятые годы ХХ века, то второй образ отсылает  к  многовековой истории приходских храмов и монастырей,  освящавших обыденность  на  водно-волоковых путях, соединяющих Русский Север с Поволжьем.
            Может ли территория «Толшма», которая географически является лишь частью пространства,  названного  в XIX  веке «Заволжская Фиваида»,  ассоциироваться с этим названием в XXI  веке? На наш взгляд – может, если иметь в виду, что именно здесь, на земле, не знавшей, в отличие от западной части «Заволжской Фиваиды», крепостного права,  в XXI веке остались еще присущие термину «Фиваида»  традиции самостояния.
          Особое народное мировосприятие на Толшме было отмечено  еще  писателем-беллетристом «Серебряного века»  Евгением  Христофоровичем Белковым, происходившим  из священнического рода,  связанного  как с западной частью «Заволжской Фиваиды»  с её дворянскими гнездами и монастырями, так и с восточной стороной, протянувшейся вдоль цепочки приходских храмов.  В своих произведениях  писатель отдавал предпочтение восточной стороне, и это проявилось не только в текстах, но и в выбранном им псевдониме – Х. Толшемский.      
         «Особенно яркими, - пишет  в 1912 году читатель рассказа  Х.Толшемского  «К свету невечернему», - прямо чарующими  чертами, рисует автор семинаристов доброго старого времени и захолустных батюшек, не видных, но великих в своем  терпении и любви к ближним» [  11  ].   Среди «захолустных батюшек»  был   родной дядя писателя, священник Толшемской Николаевской церкви Викентий Александрович Белков.
         Один из своих рассказов Х. Толшемский назвал «В глуши». Это – та самая «глушь»,  которая вдохновляла и Рубцова  - таинственная тишина, в которой сами собой появляются строки: «О вине, подумаю, о хлебе, о птенцах, поднявшихся в полет…»
        На наш взгляд, образ «Заволжская Фиваида» может вобрать в себя характерные особенности «Толшменской картины мира», отраженные в одноименном краеведческом сборнике  [  21  ] и в альбоме-путеводителе «Толшма: от устья к истокам»    [  16 ]. Обе книги изданы  в 2019 году в рамках проекта «Звезда полей Николая Рубцова: живые уроки на Толшме», получившего Президентский  грант.  В этом же проекте была апробирована  туристская интерпретация  целого ряда объектов  и событий территории «Толшма»
Звезда полей Николая Рубцова: живые уроки  интерпретации
       В проекте «Звезда полей Николая Рубцова: живые уроки на Толшме»,  территория была представлена как образовательная площадка, на которой местные жители и гости вовлекаются в изучение и возрождение «Толшменской картины мира», отраженной в творчестве гения места поэта Николая Рубцова. Поскольку «живые уроки»  участники получали на  толшменских полях, тропах и праздниках, получивших   наполненные смыслами названия, то можно было бы  сказать и о «живых уроках интерпретации».
     Комплексная образовательная площадка «Рубцовское поле» соединила в себе поле у деревни Пузовка, на котором студентами Тотемского политехнического колледжа была осуществлена вспашка земли, «звериное» поле охотничьего хозяйства, и овсяное поле частного подворья «Банный городок», на котором был проведен осенний праздник «Дожинки». Эти реальные поля были соединены с мифопоэтическим пространством из 72 значений слова «Поле» в словаре Николая Рубцова. » [  18  ]. Это помогало студентам понимать высокую степень значимости работы на земле.
      «Живые уроки» на «Рубцовских тропах» начались еще в мае, на этапе их благоустройства. В результате работ, выполненных студентами Тотемского политехнического колледжа и их наставниками – главой администрации, егерями, проводниками, владельцами сельских подворий и авторами проекта были обустроены ландшафтные площадки: «Серый камень», «Березы», «Банный городок», «Перекат Камешник» и «Рубцовский камень».
      В проекте прошли испытания авторские маршруты местных жителей: «Над рекою, где бакен желт», «На отдых, на мед с молоком», «За доблесть в труде и за честность», «По лягам к Серому камню», «Взбегу на холм и упаду в траву», «Тайны Церковной горы», «Жемчужины Камешкурья» /»По плесам и перекатам Толшмы», Храмы и родники Верхней Толшмы» и «Дай дорогу, пеший!»
      Через организацию праздников, отражающих «Тему поля» во все времена годы – «Звезда полей» в январе, «Никола Вешний» в мае, «Школа Русского Слова» в период с июня по август и «Дожинки» в сентябре – в проекте показано, что в сельской местности нет неинтересных времен года – каждое имеет свое высокое предназначение.
     Смысловое наполнение  названий  объектов  территории «Толшма»   отражено в изданиях проекта  - краеведческом  сборнике «Толшменская картина мира  глазами  участников экспедиций» [  21  ] и   альбоме-путеводителе  «Толшма: от устья к истокам» [  16  ]
 Бирюзовый дом: второе дыхание
      10-12 декабря 2015 года, когда   автор  принимала участие в Международном Форуме Литературных музеев в Москве, на ее вопрос на пресс-конференции «Как гений места может помочь в развитии территории?»,  Александр Михайлович Шолохов ответил:  «Надо создать музей – заповедник».   
         17 декабря  идея музея-заповедника  обсуждалась в Клубе деловых людей Вологодского землячества в Москве.  Для движения к цели было признано целесообразным сформировать на базе МВЦ «Бирюзовый дом» литературный музей интепретационного типа,  предназначенного для изучения, воссоздания и продвижения «Толшменской картины мира», отраженной в поэзии Николая Рубцова.
     В январе 2016 года  директор  Тотемского музейного объединения А.М. Новоселов вынес идею создания музея-заповедника  на юбилейную конференцию «Рубцовские  чтения», после чего Тотемское музейное объединение  запустило  процесс о предоставлении  духовной  родине Николая Рубцова особого статуса.
      После участия   10-11 марта 2016 года на форуме «Деревня – душа России» и  18-19 марта  2016 года на Международном симпозиуме «Пути России. Север – Юг» автор  направила в Общественную палату Российской Федерации  и Правительство Вологодской области  презентацию   «Конь в село соседнее понесет меня» [  6  ] с предложениями  создать в селе Никольском образовательную площадку сельско-хозяйственного ВУЗа  с земельными угодьями и возрожденным   Конным  двором, сопряженную с литературным музеем интерпретационного типа.   
       Прообраз такой площадки  был создан в проекте «Звезда полей Николая Рубцова: живые уроки на Толшме», успешно реализованного в период с 1 ноября 2018 по 30 сентября 2019 года. Окончание проекта совпало с приходом на Толшменские поля, уже зарастающие  кустарниками, инвестора -  ООО «Устюг-молоко».
      Экспедиции  2012-2019 годов  способствовали формированию на территории «Толшма» туристской инфраструктуры. Были созданы  музейно-выставочный центр  «Бирюзовый дом», гостевой дом «Старая Никола», домашние музеи в деревнях Маныловский Погост  и Слобода. Были созданы также авторские туристические маршруты с проводниками – местными жителями.  Таким образом были сформированы  предпосылки для увеличения туристического потока на территории «Толшма». Однако глобальный кризис 2020 года, вызванный пандемией «Ковид», нанес сильный удар по МВЦ «Бирюзовый дом». Не имеющий бюджетного  финансирования и «подушек безопасности», лишенный, вследствие карантина, финансовых средств, позволяющих хотя бы частично оплачивать расходы по ЖКХ, «Бирюзовый дом» оказался в исключительно напряженной  ситуации.
        Та усугублялась драмой  2019 года. После продолжительной болезни ущел из жизни фотохудожник  АНО «Бирюзовый дом» Андрей Васильевич Кошелев .   В «Бирюзовом доме»  осталось богатейшее  творческое наследие Андрея Васильевича  - упорядоченная коллекция  из десятков  тысяч фотографий, фонотека, библиотека, дневники, схемы туристических маршрутов, предметы, привезённые из путешествий, подарки,   созданная им лично мебель – все, что накопилось за 70 лет жизни, из которых  45 лет Андрей Кошелев шел рука об руку   с  супругой Мариной.  Поэтому для увековечения памяти Андрея Васильевича  было принято решение о создании  в доме, где прошли последние  четыре  года его жизни, мемориального и литературно-художественного музея «Журавли».
     На первом этапе создания музея, в 2020 году, были сформированы  пространства,  позволяющие хранить и представлять  музейные коллекции и предметы. Среди них  – мемориальная комната Андрея Кошелева,  обновленный выставочный зал (фото 3, вкладка), библиотека, «стол-корабль» в литературной гостиной (фото 4, вкладка) и этнографическая экспозиция  во входном, утепленном  блоке дома.  Музейные площадки предусмотрены и за стенами дома. На фасадной части  весною был сформирован  «Палисадник» с цветами и декоративными растениями.  На южной стороне дома осенью  появилась грядка для будущего   «Аптечного огорода». Еще одна площадка музея «Журавли» вне его стен –  «Рубцовский камень»   на Церковной горе (фото 6, вкладка).   Назначение  гостевой комнаты (фото 5, вкладка), несмотря на наличие в ней «музейных предметов» - мебели, созданной лично Андреем Кошелевым,   останется прежним – в комнате будут находить  приют гости, приезжающие в Николу.   
   На втором этапе, начиная  с 2021 года, параллельно  с работой  с фондами (регистрация музейных предметов, их изучение и публикация) планируется – для обеспечения финансовой устойчивости - освоение технологии социального предпринимательства.
Подписи под фотографиями:
1. МВЦ «Бирюзовый дом» с высоты птичьего полета.
2. Андрей и Марина Кошелевы – создатели АНО «Бирюзовый дом»
3. Александра Кошелева, руководитель экспедиционных групп на Толшму.
4. «Журавли над Николой». Сергей и Наталья Русановы (г. Санкт-Петербург).  Песнопения в Храме Николая Чудотворца. 21.07.2012
5. «Журавли над Николой». «Острова свои обогреваем». Выставка и концерт для ветеранов села Никольского. 21.07.2012
6. «Журавли над Николой».  Участник экспедиции скульптор Александр Шебунин (г. Череповец). «Круглый стол»  в Музее Н.М. Рубцова. 22.07.2012
7. «Журавли над Николой».  Римма Костер на подворье «Старая Никола»
На вкладке:
8. Музей «Журавли». Выставочный зал
9. Музей «Журавли». Литературная гостиная
10. Музей «Журавли». Гостевая комната
11. «Рубцовский камень» на Церковной горе
Использованная литература:

1. ЖТЗС созыва 1896 г. В.-Устюг, 1897, с.147-148
2. ЖТЗС созыва  1903 г. Вологда, 1904, с. 387
3. ЖТЗС созыва  1914 г. Вологда, 1915, с. 489-490
4. Заволжская Фиваида. Фото - брошюра. Москва. «Бирюзовый дом», 2016 г., 12 с. https://vk.com/photo181467553_456239325
5. Ключевский В.О. О русской истории. – МА.: Просвещение, 1993. -  с. 576
6. Конь в село соседнее понесет меня. Презентация АНО «Бирюзовый дом» для Общественной палаты РФ, апрель 2016 г. , Москва, с. Никольское
 [ Электронный ресурс  ] - URL: https://vk.com/doc181467553_476760879
7. Кошелева М.Н., Кошелев А.В. Что вспомню я? Фотосюиты на стихи Николая Рубцова. Москва, Издательство АНО «Бирюзовый дом», 2011, 102 с., 167 илл.
8. Кошелева М.Н. Программа дополнительного образования и патриотического воспитания подростков и юношества России «Бирюзовое кольцо Русского Севера» в качестве инструмента для активизации социально-трудового потенциала в регионе» // Сборник «Материалы III международной научно-практической конференции «Леденцовские чтения. Бизнес. Наука. Образование.», г. Вологда, 28-29 марта 2013 г., часть 2, с. 582
9. Кошелева М.Н., Кошелев А.В. Окунись, душа, в чистую волну. Буклет.// Москва. Издательство «Бирюзовый дом», 2013 г.
10. Кошелева, М.Н. Школа Русского Слова в селе Никольском как фактор развития духовной родины поэта Николая Рубцова. // Культурно-познавательный туризм как фактор развития российской глубинки [Электронный ресурс]: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. (18–21 сентября 2014 г.) / МБУК «Тотемское музейное объединение» / Под ред. А.М. Новоселова, А.А. Чернеги. - Тотьма: МБУК «Тотемское музейное объединение», 2014.
11. Кошелева М.Н. Заволжская Фиваида. // Тотьмич: альманах научно-краеведческих работ Тотемского музейного объединения / МБУК «Тотемское музейное объединение» / Под ред. Н.И. Кореневой, А.М. Новоселова. Тотьма: Издательство МБУК «Тотемское музейное объединение», 2015
12. Кошелева М.Н. «Заволжская Фиваида на реке Толшме». Газета «Тотемские вести» , 17 сентября 2016 года, с. 3
13. Кошелева М.Н. Заволжская Фиваида. Фото - брошюра. Москва. Издательство «Бирюзовый дом», 2016 г., 12 с.
14. Кошелева М.Н. Образ Николая Рубцова «Глушь» в мифопоэтическом пространстве «Заволжская Фиваида». // Материалы  международной научно-практической конференции «Творчество Николая Рубцова в контексте развития литературы и искусства». / Москва, 25 февраля 2016 г.
15. Кошелева М.Н. Мифопоэтическое пространство «Толшма – долина детства» в качестве базы для формирования образа будущего территории МО «Толшменское» // Русский Север-2017: проблемы изучения и сохранения историко-культурного и природного наследия: сборник материалов межрегиональной научной конференции МБУК «Тотемское музейное объединение». Тотьма-Вологда: ООО ЦКИ «Пава», 2017
16. Кошелева М.Н., Кошелев А.В. Толшма: от устья к истокам: альбом-путеводитель, АНО «Бирюзовый дом», Вологда: Древности  Севера, 2019
17. Рубцов Н.М. Последняя осень: Стихотворения, письма, воспоминания современников. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000
18. Сидоренко М.Н. Словарь языка и рифм поэзии Н. Рубцова. – Научное издание. – Череповец: Издательство «Порт-Апрель», 2005 
19. Судаков Г.В. В.И. Белов и проблема «Вологодского текста» // Вологодский текст в русской культуре: сборник статей по материалам конференции / М-во образ. и науки РФ, Вологод. гос.ун-т.- Вологда: Легия, 2015 , с 118
20. Толшма: краеведческий альманах,  Архангельск, 2017,с. 229
21. Толшменская  картина мира глазами участников экспедиций
22. Храм Николая Чудотворца на реке Толшме (годы 1528, 1791, 1913…). – Воронина Н.Г., Кошелева М.Н., Мартюкова Г.А., Пугач И.В. – Москва, Издательство АНО «Бирюзовый дом», 2013, 36 с., 18 ил.
23. Школа Русского Слова, фоторепортаж на сайте МО «Толшменское»  http://tolshmenskoe.ru/index.php/dosug/shkola-russkogo-slova


Рецензии