Гибель Иосифа Сталина
фланга Центральной минно-артиллерийской позиции. Эта позиция должна была предотвратить прорыв флота вероятного противника в Финский залив.
К началу Великой Отечественной войны гарнизон Ханко состоял из усиленной стрелковой бригады, артиллерийских и инженерно-строительных частей, нескольких эскадрилий истребителей, семи катеров типа МО и шестнадцати различных катеров и вспомогательных судов. Береговая артиллерия состояла из орудий калибром до 305-мм. Общая численность гарнизона составляла 23500 человек. Командовал ВМБ генерал-майор береговой службы С.И. Кабанов.
22 июня немецкая авиация нанесла удар по Ханко, а 26 июня финская артиллерия начала массированный обстрел города. Героическая оборона Ханко продолжалась 164 дня, в течение которых финские войска при поддержке авиации и флота предприняли 36 штурмов базы, выпустив по ней 350 тысяч снарядов и мин (по другим данным-500 тысяч).
Но с падением Таллина и оккупацией немцами южного побережья Финского залива Ханко оказался в глубоком тылу противника, его снабжение резко осложнилось. Залив был буквально нашпигован минами (к этому времени немцы и финны уже поставили здесь 4631 мину и 3361 минный защитник), простреливался огнем артиллерии противника с обеих берегов, в воздухе господствовала его авиация. Здесь активно действовали легкие силы флота и подводные лодки врага.
Поэтому, во второй половине октября Ставка Верховного Главнокомандующего приняла решение об эвакуации гарнизона Ханко. Операцию предполагалось провести в два этапа. На первом этапе вывозились войска второго эшелона, тылы, гражданское население. Наиболее боеспособные части численностью 10-12 тысяч человек эвакуировались в последнюю очередь одновременно на больших транспортах и боевых кораблях.Руководство эвакуацией было поручено командующему эскадрой Балтфлота контр-адмиралу В.П. Дрозду.
Переход между Ханко и Кронштадтом (около 240 миль) предполагалось осуществлять в два этапа, в основном в темное время суток. В первую ночь нужно было достичь острова Гогланд, преодолев 130-140 миль. Здесь конвои пережидали дневное время, имея возможность укрыться от штормовой погоды, находясь вне пределов досягаемости вражеских береговых батарей и могли расчитывать на прикрытие истребительной авиации с аэродромов в районе Ленинграда. Сторожевые и торпедные катера могли пополнить здесь запасы топлива. Для оказания помощи кораблям и судам был создан базирующийся на Гогланде аварийно-спасательный отряд под командованием командира ОВРа (Охрана водного района) капитана 2-го ранга И.Г. Святова, в состав которого входили тральщики, буксиры, спасательные суда, сторожевые и торпедные катера. Для прикрытия конвоев в заливе разворачивались подводные лодки, были задействованы минно-торпедная и бомбардировочная авиация, береговая артиллерия. Попытки авиации и артиллерии противника припятствовать погрузке в гавани Ханко подавлялись советской береговой артиллерией и истребителями с местных аэродромов. За все время был единственный случай попадания снаряда в эскадренный миноносец «Сметливый».
Эвакуация защитников Ханко началась 23 октября в тяжелейших условиях. Фарватер простреливался артиллерией с мыса Юминда (Эстония) и с финского побережья, в его районе активно действовали торпедные катера, подводные лодки и авиация противника, базы которых располагались всего в 8-12 милях. Однако, наибольшую опасность представляли мины. Предварительное траление вести было невозможно из-за господства противника в районе переходов и новых минных постановок. Так, в ночь на 3 ноября немецкий заградитель «Кайзер» поставил 150 мин западнее Юминды на предполагаемом советском пути, а 12 ноября 2 финских заградителя выставили минное заграждение северо-западнее Юминды. Поэтому практиковалась проводка кораблей непосредственно за тралами базовых тральщиков. Выдержка из вахтенного журнала минного заградителя «Марти», участвовавшего в эвакуации Ханко, иллюстрирует сложность и опасность перехода.
«2 ноября 1941 года.
18.30. Закончили погрузку войск. Приняли 2029 человек, пушек разных 60, много боезапаса, винтовок, минометов, патронов и разное военное имущество.
19.12. Отдали швартовы, вышли из гавани.
21.47. По правому борту на расстоянии 20 метров плавающая мина.
22.00. С левого борта прошла плавающая мина.
23.25. Прямо по носу взрыв мины в трале БТЩ (базовый тральщик). Дали средний ход.
23.37. С левого борта плавающая мина на расстоянии 10 метров.
23.38. С левого борта 2 плавающие мины, с правого борта одна плавающая мина на расстоянии
10 метров.
3 ноября 1941 года.
02.22. Прямо по носу в трале БТЩ взрыв мины.
02.27. Прямо по носу взрыв мины в трале БТЩ.
02.42. С левого борта на расстоянии 30 метров плавающая мина.
Разрыв снаряда на расстоянии 5 кабельтов. Огонь ведет батарея Юминды.
03.00. По правому борту прошли две плавающие мины.
03.25. Прямо по носу взрыв мины в трале БТЩ.
03.27. Второй взрыв в трале БТЩ.
03.55. С левого борта плавающая мина. Уклонились.
07.55. Стали на якорь у бухты Сууркюля у о. Гогланд».
4 ноября подорвался на мине и затонул эсминец «Сметливый», 12-го-превращенный в военный транспорт пассажирский теплоход «Жданов». 14 ноября подрывается и гибнет эсминец «Гордый». На этом список не заканчивается. Но эвакуация продолжалась, несмотря на потери. В ней участвовали эсминцы, тральщики, минные и сетевой заградители, торпедные и сторожевые катера, другие боевые корабли и транспортные суда, в том числе крупные пассажирские суда «Жданов» и «Иосиф Сталин» - в общей сложности 88 кораблей и судов. Иногда на маршруте перехода происходили настоящие сражения. Так, вечером 30 ноября на отряд, следовавший на Ханко, совершили нападение две финские канонерские лодки, четыре катера и два немецких торпедных катера при поддержке 305-мм береговой батареи с острова Мякилуото. Атака оказалась безрезультатной.
К концу ноября на Ханко оставалось 12 тысяч человек, которых нужно было вывести за один прием. Для этого 29 ноября из Кроншштадта вышел конвой в составе военного транспорта 521 (пассажирский турбоэлектроход «Иосиф Сталин», длина-136 м, ширина-18,5 м, осадка-6,4 м, тоннаж 7645 БРТ, грузоподъемность более 1272 тонны, мощность главных двигателей 2 x 5900 л.с., 496 пассажиров, скорость более двадцати узлов, построен в Голландии), эсминцев «Стойкий» и «Славный», 6 базовых тральщиков, 7 морских охотников и 4 торпедных катеров. Утром 30 ноября отряд прибыл на Ханко. Через сутки к ним присоединился отряд в составе транспорта 538 (пароход «Майя»), БТЩ-210, канонерской лодки «Волга», сторожевого корабля «Вирсайтис», тральщика «Ударник» и двух морских охотников. В конце ноября в гаванях Ханко находились 15 боевых кораблей, 2 транспорта, несколько катеров и 4 буксира.
Отход войск с занимаемых позиций и их погрузку планировалось начать 30 ноября и провести в течение двух с половиной суток. К 16 часам 2 декабря на переднем крае оставались только подразделения прикрытия, которые к 18 часам на автомашинах были переброшены к районам погрузки. Последними отходили 200 саперов и подрывников.
«Иосиф Сталин» принял на борт 5589 человек, «Майя» - 2800 человек, кроме того транспорты приняли на борт 1735 т продовольствия, танки, боеприпасы и топливо. Эсминцы брали до шестисот человек с личным оружием, тральщики - более трехсот, на канонерской лодке «Волга» разместилось 558 человек. Вечером 2 декабря корабли и суда начали выходить из бухт Ханко. Первым вышел отряд под командованием капитан-лейтенанта П.В. Шевцова (транспорт «Майя», БТЩ-210, канонерская лодка «Волга», сторожевые корабли «Вирсайтис» и «Лайне», тральщик «Ударник», 2 МО и 4 буксира). Вскоре финская береговая батарея с острова Мякилуо-то открыла огонь по конвою, но попаданий не добилась. Затем произошла короткая стычка с двумя кораблями противника. Утром на мине подорвался и затонул СКР «Вирсайтис», а вскоре получила повреждение от взрыва мины канлодка «Волга». 4 декабря конвой под проводкой ледокола «Ермак» пришел в Кронштадт.
Второй отряд под командованием В.П. Дрозда в составе эсминцев «Стойкий» и «Славный», транспорта «Иосиф Сталин», семи базовых тральщиков, семи морских охотников и четырех торпедных катеров вышел из Ханко в 21.30 второго декабря. Вскоре к нему присоединился базировавшийся на Ханко дивизион торпедных катеров (7 катеров Д-3 и Г-5, перебазировавшихся из Кронштадта и с Моонзундских островов). Эти катера сняли с берега последних саперов. Конвой двигался со скоростью 13 узлов.
Через несколько часов конвой вошел в плотное минное поле. Взрывами мин были перебиты тралы трех базовых тральщиков. Транспорт ВТ-521 держал опасно большую дистанцию от следовавшего головным за тральщиком эсминца «Стойкий» (8 кабельтов). Командир транспорта, увидев взрыв в тралах идущего впереди БТЩ, отдал команду уклониться влево и судно выкатилось за пределы протраленной полосы. Его параван подсек мину, которая взорвалась. Затем взорвалась еще одна мина вблизи кормовой части судна, вызвавшая тяжелые повреждения - были повреждены руль, один из винтов, разрушено часть помещений. «Иосиф Сталин» лишился хода. Услышав взрывы, береговая артиллерия противника с мыса Суурупи открыла огонь.
К турбоэлектроходу немедленно подошли эсминец «Славный» (командир-капитан 3-го ранга М.Д. Осадчий), несколько БТЩ и морской охотник. «Славному» и БТЩ-217 был отдан при-каз взять поврежденное судно на буксир, но в это время под его корпусом взорвалась еще одна мина. «Славный», имевший на борту около 700 человек, отошел от транспорта и стал на якорь. Два базовых тральщика протралили район вокруг ВТ-521 и «Славный» завел буксирный конец. Однако, под носовой частью транспорта произошел четвертый взрыв, перебивший буксир и вызвавший сильные разрушения. Затем в турбоэлектроход попал 305-мм снаряд береговой артиллерии, взорвавшийся в носовом трюме, где находилось около 600 человек и много боеприпасов. Раздался колоссальной силы взрыв, разрушивший палубу и часть надстройки с ходовым мостиком. При этом погибла почти вся палубная команда ВТ-521, занятая на баке заводкой буксирного конца на эсминец.
Вот как описывает этот момент находившийся на борту транспорта красноармеец 343-го артиллерийского полка Ф. И. Семенченко: «Слышим, как по рупору объявили: «Товарищи, внимание! Спасайтесь, кто как сможет!» И вот началась паника. Люди с дракой поднимались из нижних трюмов на палубу и пробивались ближе к бортам. А солдат на палубе - палец между ними не просунешь! Некоторые командиры из наганов, а рядовые из винтовок покончили жизнь самоубийством. Другие бойцы, да и командиры, прорываясь к леерам, сбрасывали более слабых в воду, чтобы самим оказаться ближе к борту и успеть спрыгнуть на подходящий катер. Вот так некоторые спасали сами себя...»
«Славный» отошел от транспорта и стал на якорь (приняв на борт, по некоторым данным, более трехсот человек). Базовые тральщики и морские охотники начали подходить к борту «Иосифа Сталина» и снимать с него людей. БТЩ-205 принял около 200 человек, 207 - свыше 100, 211 и 215 - около 500 человек, 217 - свыше 600, около 400 человек сняли морские охотники. Около 5 часов утра торпедные катера получили приказ сбросить торпеды и начать спасение тонущих. Некоторые катера подняли на борт с воды до 20 человек, разместив их в освободившихся тор-педных желобах и укрыв брезентом, отогревая по очереди в моторном отсеке. Спасательная операция осложнялась усиливающимся штормом, температура воздуха упала до -18; С, началось обледенение малых катеров. Но, тем не менее, с турбоэлектрохода было снято 1740 человек.
«Проснулся утром (3 декабря). Вышел на палубу. Погода стояла морозная, ясная. Вокруг бескрайнее море. Корабль держался на плаву. Над водой осталось две палубы (третья уже была частично затоплена), но чуствовалось, что турбоэлектроход оседает все ниже и ниже. На корабле творилось Бог знает что. Было много раненных, и двое врачей сбились с ног, оказывая им медицинскую помощь... А над верхней палубой турбоэлектрохода висел, одна рука вниз, вторая вытянута вперед, заброшенный ночным взрывом на корабельные антенны труп в морской форме и бескозырке. Жуткое зрелище... Некоторые бойцы и командиры принялись из дверей и обшивки кают вязать плоты и спускать их на воду, чтобы таким образом добраться до берега. Однако ветром плоты отнесло от корабля и погнало еще дальше в море. Люди, находившиеся на плотах и заливаемые ледяной водой, поняли, что обречены, и стали стреляться». (С. В. Тиркельтауб, младший командир 181-го отдельного батальона связи)
Командующей Балтийским флотом В.Ф. Трибуц приказал аварийно-спасательному отряду И.Г. Святова выйти в море, снять людей с дрейфующего транспорта и потопить его.Однако, получив данные воздушной разведки о местонахождении ВТ-521, учитывая невозможность воздушного прикрытия и осложняющуюся ледовую обстановку (в Кронштадт и Ленинград без помощи ледоколов попасть было уже невозможно), Военный совет Балтийского флота отозвал отряд Святова на рейд Гогланда, куда он и прибыл ночью 4 декабря.
К вечеру 3 декабря состояние ВТ-521 резко ухудшилось, крен достиг 45;, судно продолжало дрейфовать к захваченному немцами эстонскому побережью. 4 декабря к транспорту подошли два корабля - один под немецким, а другой под финским флагами. С одного из них был спущен катер, который под белым флагом подошел к «Иосифу Сталину». На борт поднялись несколько парламентеров и прошли на мостик. Затем по общесудовой трансляции (как ни странно, но она еще работала) прозвучало: «Старших офицеров просят подняться в рубку». После переговоров, которые продолжались 30-40 минут, из рубки вышли капитан и офицеры без ремней и оружия и спустились в катер. Тот отошел от борта и с него в рупор было объявлено, что за оставшимися на борту придут баржи, а в случае сопротивления транспорт будет потоплен огнем корабельных орудий.
Вот как описывает дальнейшие события С. В. Тиркельтауб: «Вскоре появился буксир с автоматчиками, который тащил за собой три баржи и какаю-то яхту. Буксир бесконечно долго, опасаясь внезапного нападения с нашей стороны, подводил к борту турбоэлектрохода баржи. Наконец это удалось сделать и последовала команда: «Без оружия переходите на баржи». Началась погрузка. Ребята распихивали по карманам пистолеты, гранаты и переходили на баржи. Я засунул в карман две «лимонки» и тоже последовал за ними. Появилась надежда: главное-достичь берега, а там начнем бой и сумеем избежать плена.
Буксир доставил нас в Палдиски к причалу, находившемуся в двухстах метрах от берега, к которому тянулись узкие деревянные мостки на сваях. На причале и мостках полно автоматчиков. Баржи подводили к причалу по очереди, людей выпускали по одному и тут же обыскивали. В общем, надежда на прорыв угасла. Все припасенное оружие пришлось выбросить в воду. Вот так начался наш плен.»
Полузатопленный турбоэлектроход 5 декабря сел на мель между мысами Суурупи и Пакри (западнее Таллина), где оставшиеся на борту попали в плен. Раньше немецких подразделений на место катастрофы прибыли отряды эстонских националистов «Кайтселийт», учинивших настоящую резню среди советских военнослужащих. 11 июля 1945 года судно было поднято и приведено в Таллин, где затем было разрезано на металл. Фрагменты носовой и кормовой частей по сей день находятся по на глубине 12-14 метров. Оставшиеся в живых военнослужащие и члены экипажа судна (по оценке всего около 3000 человек, точное количество неизвестно) были эвакуированы немецкими кораблями и взяты в плен.
12 декабря 1941 года управление 8-й отдельной стрелковой бригады, чей личный состав перевозился на судне, сообщило Военному совету Ленинградского фронта, что на судне погибли 1816 военнослужащих бригады. Общие же потери оценивались примерно в 2200 человек. Указывалось, что все они утонули.
А вот как описывает трагедию «Иосифа Сталина» швейцарский историк Y. Meister в книге «Война в восточноевропейских водах 1941-1945»:
«В ночь со 2-го на 3 декабря три (?) советских конвоя покинули Ханко. На борту находился весь без исключения личный состав гарнизона, а также часть военного имущества… На пути на восток многие (?) корабли подорвались на минах. Новое пассажирское судно «Иосиф Сталин» несколько раз подряд подрывалось на минах в районе заграждения «Кипинола», однако сохранило способность маневрировать (?) и дошло до эстонского берега. Советские конвойные суда шли вдоль борта и взяли на борт несколько офицеров с большими чинами и комиссаров, а также 500 солдат, а оставшихся предоставили превратностям судьбы. Оставшиеся в живых советские сол-даты взбунтовались, расстреляли или повесили еще оставшихся на борту офицеров и сдались без сопротивления 2-м немецким сторожевым кораблям , которые попытались отбуксировать тяжело поврежденный корабль с приблизительно 4000 убитых в результате подрыва на минах русскими и 2000 еще оставшихся в живых. «Иосиф Сталин», однако, сел на мель, и лишь несколько лет спустя был поднят, отправлен в Таллин и затем сдан на слом… Все же, приблизительно 10000 человек добрались до Кронштадта». Приведенные факты не внушают доверия, но тем не менее гибель «Иосифа Сталина» заслуживает более тщательного изучения.
Несмотря на потери, эвакуация Ханко прошла успешно. Из 27 тысяч человек на «большую землю» было вывезено 22 822 человека, легкая и зенитная артиллерия, 1700 т продовольствия, 1000 т боеприпасов, большое количество оружия и военной техники. Всего с 23 октября по 5 декабря 1941 года совершено 11 боевых походов для эвакуации, во время которых было потеряно 11 боевых кораблей и транспортов, а также 13 более мелких единиц (все от мин).
Свидетельство о публикации №221022000986