Птицы Египта. Певчий ястреб и небесные сёстры

В образе хищных птиц предстают очень многие египетские богини, когда они воплощают силу материнской защиты. У этой иконографии простая история: люди всё время видели, как в жаркий полдень какая-нибудь птица простирает крылья над гнездом, оберегая кладку или птенцов от лютого солнца. Во время миграций количество птиц на берегах Нила, и без того несметное, росло в геометрической прогрессии, но из всей этой орды гнёзда вили лишь птицы-аборигены.

И, конечно, гордые и изящные грифы, ястребы, коршуны с их огромными пёстрыми крыльями являли самый яркий образ грозной небесной заступницы. Не считая ласточки, две дочери Земли и Неба Асет (Исида) и Небет-Хат (Нефтида) в мифах могли принимать образ коршуницы («хат»), соколицы и пустельги. В сценах траура по убитому Асари (Осириса) обе богини часто носят образ какой-то хищной птицы или их руки слиты с её крыльями.

148-е заклинание свода загробных текстов эпохи Среднего царства от имени Исиды говорит о скором рождении сына и законного наследника убитого бога: «Я – Исида, сестра Осириса… Его семя внутри моего чрева, сын главы Сонма богов будет править этой землей, станет наследником Геба, будет говорить от имени своего отца и убьёт Сета ... это форма бога застыла в яйце. … Положите в своих сердцах, что он ваш господь – этот бог, который в его яйце, синего цвета, он господин богов… ».

В аллегорической легенде Геб, став священным гусем, породил солнце, а его дочь должна дать жизнь солнечному богу на земле (фараону). Но явленного бога уже негоже изображать в виде птицы из первобытной водной среды, и его мать тоже. Хор («вышний») – сокол-чеглок (Falco biarmicus), он близок небу и солнечному свету. А вот слова его матери выдают в ней певчего ястреба, которого называют также и «мелодичным соколом» (Melierax canorus (musicus)/Falco canorus).

К особым чертам этих птиц можно отнести и не данное прочим ястребам пение, схожее с переливами свирели, и то, что они не сбиваются в стаи, но летают по одному или парами, как двоица небесных сестёр. У разных видов певчих ястребов, в том числе и светлого, резидента Египта, скорлупа яиц бледно-синяя и голубая. И тут символика лежит на ладони: скорлупа – это небесный свод, а желток – солнце. А ещё яйцо – «соухит», это метфора гроба и птенец, пробивая его, сам по себе означал победу живой души над смертью.

У юных певчих ястребов перья узорчато-ореховые, но со временем они станут сизыми, с мраморным узором как у голубя. В ризах сизого цвета мы видим плачей и вдов Египта – в угаре исступления они с ног до головы осыпали себя золой и пеплом. Но птицы богинь, сидящие справа и слева от ложа Осириса (и тождественного ему мертвеца) всё же золотисто-каштановые – это и понятно, ведь обе они вечные юницы.

В гробнице мастера Сеннеджема, впрочем, можно увидеть и сизую ястребицу, увенчанную знаком богини Исиды в форме ступенчатого трона. Их горький плач, которому, казалось, не будет конца, сравнивали с «отчаянными» криками птиц – например, желтоклювого коршуна «хат», то есть, «крикуна» (Milvus aegyptius). В конце IV-го века до нашей эры две жрицы и даже иеродулы из народа играли в миракле того или иного храма роли Исиды и Нефтиды.

В том числе они пели или «на разрыве сердца» читали плач по Осирису («Стансы празднества двух коршуниц»), мерно ударяя в бубны. В бурные годы владычества фараона Птолемея VI Филоматора и царицы Клеопатры II в храме Серапеума, в день кончины священного быка эта элегия звучала из уст двух юных сирот – Тагес и Таус.

С певчими ястребами тем более охотно египтяне отождествляли бы и сладкоголосых храмовых певиц (шемаит, хесит), и не замечали, наверное, что у птиц-то все певцы исключительно «кавалеры», призывающие дам. Но если б они это знали и понимали, и всё равно не смутило бы, что у них дедом сокола оказался гусь, а у ястребов не заводятся в гнезде соколы. Им была нужна красивая аллегория – они её создали и лелеяли в душе магический образ, веря, что через силы природы с ними говорят боги.

Источники:

Розен Байоль-Лясуэр, Рессман Анна Р. «Между небом и землёй. Птицы в Древнем Египте»./edited by Rozenn Bailleul-LeSuer, Anna Ressman R. Between heaven and earth. Birds in Ancient Egypt. The University of Chicago. All rights reserved. Published 2012. Printed in the United States of America. The Oriental Institute, Chicago, 2012

Абир эль Шахави. Погребальное искусство Древнего Египта/Abeer el Shahawy. The Funerary Art of Ancient Egypt. American Univ in Cairo Press, 2005

Элгуд Персиваль. Египет под властью Птолемеев. Иноземцы, сменившие древних фараонов. М.: Центрполиграф, 2018.

Галушин В. М., Дроздов Н. Н., Ильичёв В. Д., Константинов В. М., Курочкин Е. Н., Половов С. А., Потапов Р. Л., Флинт В. Е., Фомин В. Е. Фауна мира. Птицы. Справочник. — М.: Агропромиздат, 1991

Роулендсон Джейн, Бэгнолл Роджер С. Женщины и общество в греческом и римском Египте: Справочник./Jane Rowlandson, Roger S. Bagnall. Women and Society in Greek and Roman Egypt: A Sourcebook. Cambridge University Press, 26 нояб. 1998 г.


Рецензии