Мария Груздева. Погружение в образ

                Она стояла как икона
                Как нерушимая стена
                И от нее ни слёз, ни стона
                Так и не слышала страна
                Метались молчаливо-синим
                Огни ее девичьих глаз
                Ей палачи погост стелили
                Веревка для нее вилась
                Падет народ на плаху скорби
                Вслед за ее прямой спиной
                И сотрясет страну, и взмолвит
                Народ к ней как к душе родной.
                Прокатятся жестокой бойней
                Бунт, революция, борьба, -
                То демоном восстанет Соня.
                Икона. Девочка. Судьба.
               
                /Мария Груздева/



Очень интересный роман «Икона и крест», написанный Марией Груздевой, не мог оставить равнодушным меня не только как читателя со стажем, но и как автора, которому всегда интересна творческая лаборатория талантливых собратьев по перу.

На сайте опубликовано великое множество произведений самого разного достоинства и толка, как замечательных, так и откровенно пустых. Это отдельная тема для анализа и понимания того, что происходит в литературной среде Сети. 

Но из множества произведений широкого диапазона жанров и стилей роман Марии Груздевой надо отметить как особенный.

На первый взгляд может показаться, что мы имеем дело с историческим романом, каких немало на сайте. Кстати, все они тоже разного «веса» и направленности – от авантюрных, приключенческих – до чуть ли не претендующих на «новую» историческую правду.

Но у Марии Груздевой вовсе не исторический роман, где привычно имеется определенный сюжет, увязанный с последовательностью событий, известных читателям из истории. Сюжета – нет!  Герои – есть. И все они – известные люди, которые оставили заметный след в истории Российского государства.

Главные герои романа – народовольцы С.Л. Перовская, А.И. Желябов, Н.И. Кибальчич и другие, известные убийством царя Александра II в 1881 году. Также героями романа являются царствующие особы и другие исторические личности, как приближенные к царской семье, так и в разной мере причастные к событиям романа.

Между этими двумя группами персонажей – революционерами-террористами и представителями самодержавия существовали непримиримые противоречия, переходящие во вражду и ненависть, несущую смерть. 

Мария Груздева как автор поставила перед собой трудную и очень сложную задачу: раскрыть не столько политическую и историческую составляющие противоборства, запустив банальный механизм интриги для читателя, сколько попытаться понять мотивацию этих людей – психологическую, социальную, моральную. Как с одной, так и с другой стороны.

Ведь революционеры убивали царей и их чиновников, а цари казнили повстанцев и подавляли борьбу против своей власти. Те и другие – принимали жестокие решения и шли до конца. Кто они как люди? Что двигало ими не внешне, а внутренне? Где и в чем корни их поведения и поступков? В чем правота их убеждений и в чем неправота и перед кем?!

В диалоге со мной Мария пояснила: «Вы знаете, о первых революционерах и всей этой ситуации очень много научной и около-научной литературы. Но там есть имена, а людей почти нет. Только схемы, героические тени и события. Я когда залезла туда, ужаснулась: а ведь их не любили. Даже когда любили. Даже их последователи».

И в самом деле, мы среди этих литературных и политических исследований-изысканий разных лет, даже в известной серии «Жизнь замечательных людей» увидим только «имена… схемы, героические тени и события». Об этих людях, которые канули в исторической бездне, мы кроме голой «информации», говоря современным сленгом, ничего не имеем и не знаем.

Понимая какая недюжинная задача решается автором, я решил, что она почти невыполнима, потому что помимо исторического кругозора и таланта автору требуется весьма крепкая психика, чтобы выдержать беспощадное погружение в человеческие души в их экстремально-предельном состоянии, в чудовищном напряжении. Глубоко понять и прочувствовать их – практически невозможно.   

Если бы автор не смог выдержать эту высокую звенящую ноту и сдался, получилось бы жиденько и разговор вести бы не пришлось. Однако она выдержала и потому – получилось! Марии Груздевой, чтобы показать читателю души своих героев, сначала пришлось их воссоздать, возродить из мрака исторического забвения и небытия – непомерным напряжением воображения и нервной системы. Ведь никто не знает даже, где их могилы!

Автору пришлось побыть и Софьей Перовской и Александром II, влезать в шкуру предателя Пелло... Чтобы пережить и понять их чувства, поэтапно пройти все, что привело их к своему выбору.

Автору "пришлось" осуществлять убийство царя (революционеры), и в душевных муках решать – казнить или миловать (царь). Пришлось с осужденными ожидать казни, стальной волей подавляя невероятный инстинкт к жизни, самый сильный у всякого живого существа. Автор как бы примерил на себя состояние родителей приговоренной к казни дочери, ощутив и показав всю гибельную суть неотвратимой беды. Также прочувствовать и показать отвратительную гниль предательства, которое в любые времена остается самым гнусным преступлением. 

Читатель увидит всю трагедию настолько ярко, что не сможет обойтись без сильных эмоций. Задача, которую ставил себе автор, думаю, решена им блестяще.

Центральной фигурой романа безусловно является Софья Перовская. Думаю, читатель и увидит, и поймет её, именно так, как и задумано автором.

Образ, кропотливо вылепленный и порожденный воображением и чуткой интуицией  Марии Груздевой, постепенно проявится перед нами, возникнув и все более приближаясь к нам из непроницаемого тумана безвестности и мрака исторических далей.

Мы поймем и увидим детство героини, взросление, взаимоотношения с миром, привязанности, обстоятельства, которые формировали её характер. Оценим ум, силу воли и убеждений, проявившиеся так рано. Увидим горячую любовь!

Мы невольно будем местами мысленно вступать в дискуссию, как с автором, так и с самими собой, хотя это и кажется парадоксальным. А разве не так бывает, когда мы что-либо силимся понять, постичь суть явления, анализируем факты и пытаемся убедить себя в правильности решения? Мы спорим с собой.

Да-да. И мы, и люди того времени находились не в вакууме, а жили в конкретном обществе со своими уложениями, справедливыми для одних и крайне несправедливыми для других. Всегда есть люди, которые эту самую несправедливость чувствуют сразу и понимают острее других. И, если масштаб их личности выходит за рамки среднестатистического обывателя, то они, люди незаурядные, неизбежно находят друг друга, объединяются и начинают действовать с решимостью, которая, по их мнению, изменит положение дел в несправедливом обществе. Надо заметить с высоты наших дней, что в конечном итоге и изменила. Правда, усилиями уже миллионов людей.

При этом народовольцы отрицают себя во имя общего блага. И их ошибки также трагичны и масштабны, как и их личности.
 
И надо, чтобы прошло много времени, чтобы мы могли увидеть и оценить величие их жертвенности и горения ради других. Увидеть в них не винтики в истории революционного движения - правильные или неправильные, а постичь как обычных людей. 

Такого рода драма разворачивается перед напряженным читателем во всей своей трагичности.  Мы видим боль и страдания героев, их одержимость и в то же время неотвратимость собственной судьбы, которую они четко осознают, но с пути не сворачивают.   

Размышляя над романом, я обнаруживаю, что несмотря на преступление, совершенное народовольцами по тогдашним законам Империи, все же испытываю к ним глубокую симпатию и одновременно испытываю очень горькое сожаление, что их судьба сложилась именно так. И думаю, что они, возможно, рано родились...

Герои наши знали, что так будет. Они понимали свою судьбу. Перед смертью их бесконечно печалило знание, что общество не поняло их. Оно не созрело. Герои романа – одни из лучших в той человеческой среде. Такие всегда есть среди людей. Они – не за себя, а за других. Если в обществе таких людей нет, то приходит конец развитию самого общества.

Еще много чего должно было произойти с тех пор, прежде чем мы получили возможность лучше понять и ближе узнать этих людей. Однако возможность могла таковой и остаться без талантливого автора Марии Груздевой. Она отважилась на произведение, встряхивающее разум и чувства.

Скажу, что мнения читателей по поводу места народовольцев в пантеоне борцов за свободу могут разделиться, каждый имеет право на свой взгляд.

Сам В.И. Ленин, потеряв в борьбе с самодержавием родного брата Александра, такого же революционера-террориста, как и герои повести, сказал: «Мы пойдем другим путём!» 

Но это уже другое время! Матушка-история позвала на борьбу рабочий класс. А борьба не прекращалась никогда.

История человеческого общества – сплошная история борьбы. Болотников, Разин, Пугачев, декабристы... И кровь лилась с обеих сторон. Это жуткая тема Истории, да не только нашей!

Важно, чтобы это не повторялось – ни сейчас, ни потом. Для этого необходимы как минимум знание и понимание. Автор помогает нам в этом своими удивительно живыми образами.

В романе остаётся место для вопросов, сомнений и размышлений. И это – естественно. Не бывает только черного и белого. Все значительно сложнее в этом мире.

Вот такие Икона и Крест, которые автор приблизил к читателю максимально близко.

Пожелаем Марии Груздевой здоровья, творческой удачи и вдумчивых читателей!


   Страничка Марии Груздевой – http://proza.ru/avtor/mariagruz2020

   02.2021 г.


Рецензии
Уважаемый Олег, здравствуйте. Решил вот зайти к "избранным". Начал читать - заметил у Вас опечатку в дате. Александр Второй был убит в 1881 году. Это там, где перечисляются народовольцы. Лично мне очень жаль царя. И в последнее время не могу читать или смотреть или слушать про всякие убийства, несчастные случаи... Давление поднимается. С улыбкой!

Алексей Санин 2   19.01.2023 13:33     Заявить о нарушении
А Софью Перовскую я ( по внешности)с юношеских лет воспринимал как серую мышь. Благодаря И. Саввиной, вероятно.

Алексей Санин 2   19.01.2023 13:37   Заявить о нарушении
Без обиды? Я сейчас например, в этот тяжёлый момент, всех, кто осуждает Путина, вешал бы на столбах. И не разбирался бы особо в мотивах протеста. Другое дело - пенсионная реформа. У меня две дочери, которых она, скорее всего, скоро коснётся. Но и здесь нельзя допускать протестов. Больше виноваты в этом несамодостаточные трудоголики, которых до семидесяти лет с работы не выгнать, даже если пенсия хорошая.

Алексей Санин 2   19.01.2023 13:50   Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей, за зоркий глаз. Я исправил опечатку.
Удачи!

Олег Шах-Гусейнов   19.01.2023 14:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.