Мария Груздева. Погружение в образ

                Она стояла как икона
                Как нерушимая стена
                И от нее ни слёз, ни стона
                Так и не слышала страна
                Метались молчаливо-синим
                Огни ее девичьих глаз
                Ей палачи погост стелили
                Веревка для нее вилась
                Падет народ на плаху скорби
                Вслед за ее прямой спиной
                И сотрясет страну, и взмолвит
                Народ к ней как к душе родной.
                Прокатятся жестокой бойней
                Бунт, революция, борьба, -
                То демоном восстанет Соня.
                Икона. Девочка. Судьба.
               
                /Мария Груздева/



   Очень интересный роман «Икона и крест», написанный Марией Груздевой, не мог оставить равнодушным меня не только как читателя со стажем, но и как автора, которому всегда интересна творческая лаборатория талантливых собратьев по перу.

   На сайте опубликовано великое множество произведений самого разного достоинства и толка, как замечательных, так и откровенно пустых. Это отдельная тема для анализа и понимания того, что происходит в литературной среде Сети. 

   Но из множества произведений широкого диапазона жанров и стилей роман Марии Груздевой надо отметить как особенный.

   На первый взгляд может показаться, что мы имеем дело с историческим романом, каких немало на сайте. Кстати, все они тоже разного «веса» и направленности – от авантюрных, приключенческих – до чуть ли не претендующих на «новую» историческую правду.

   Но у Марии Груздевой вовсе не исторический роман, где привычно имеется определенный сюжет, увязанный с последовательностью событий, известных читателям из истории. Сюжета – нет!  Герои – есть. И все они – известные люди, которые оставили заметный след в истории Российского государства.

   Главные герои романа – народовольцы С.Л. Перовская, А.И. Желябов, Н.И. Кибальчич и другие, известные убийством царя Александра II в 1871 году.
Также героями романа являются царствующие особы и другие исторические личности, как приближенные к царской семье, так и в разной мере причастные к событиям романа.

   Между этими двумя группами персонажей – революционерами-террористами и представителями самодержавия, как известно, существовали противоречия, переходящие в непримиримую и смертельную (в буквальном смысле) вражду и ненависть. 

   Мария Груздева как автор поставила перед собой трудную и очень сложную задачу: раскрыть не столько политическую и историческую составляющие противоборства, запустив банальный механизм интриги для читателя, сколько попытаться понять мотивацию этих людей – психологическую, социальную, моральную. Как с одной, так и с другой стороны.

   Ведь революционеры – убивали царей и их чиновников, а цари – казнили восставших против строя. Те и другие – принимали страшные решения. Кто они были как люди? Что двигало ими не внешне, а внутренне? Где и в чем корни их поведения и поступков? В чем правота их убеждений и в чем неправота и перед кем?!

   В диалоге со мной Мария пояснила: «Вы знаете, о первых революционерах и всей этой ситуации очень много научной и околонаучной литературы. Но там есть имена, а людей почти нет. Только схемы, героические тени и события. Я когда залезла туда, ужаснулась: а ведь их не любили. Даже когда любили. Даже их последователи».

   И в самом деле, мы среди этих литературных и политических исследований-изысканий разных лет, даже в известной серии «Жизнь замечательных людей» увидим только «имена… схемы, героические тени и события». Об этих людях, которые канули в исторической бездне, мы кроме голой «информации», говоря современным сленгом, ничего не имеем и не знаем.


   Читая книгу и, уже понимая, какая недюжинная задача решается автором, я решил, что она почти невыполнима, потому что помимо исторического кругозора и таланта автору требуется очень и очень крепкая психика, чтобы выдержать беспощадное погружение в человеческие души, которые находятся в экстремальном, предельном состоянии, в чудовищном напряжении,  понять и прочувствовать которые со всей глубиной не дано человеку, в этом экстриме не побывавшему. 


   Если бы не смогла выдержать эту высокую звенящую ноту и сдалась, получилось бы жиденько и говорить нам было бы не о чем. Однако выдержала и потому – получилось!
Но Марии Груздевой, чтобы показать читателю души своих героев, сначала надо было их воссоздать, возродить из мрака исторического забвения и небытия – непомерным напряжением воображения и нервной системы. Ведь никто не знает даже, где их могилы!

   Автору пришлось не просто сочинять и выдумывать, а, если так выразиться, становиться Софьей Перовской, быть Александром II, влезать в шкуру предателя Пелло…  Чтобы пережить их чувства, чтобы готовиться к покушению совместно с героями романа, но перед этим поэтапно пройти все то, что привело к такому выбору и готовности, чтобы в душевных муках решать – казнить или миловать (царь), готовиться к собственной казни, стальной волей подавляя невероятный инстинкт к жизни, самый сильный у всякого живого существа.

   Чтобы почувствовать себя родителями приговоренной к казни дочери, ощутив всю гибельную неотвратимость беды, прочувствовать отвратительную, самоуничтожающую гниль предательства, которое в любые времена остается самым гнусным преступлением. 

   Всё это замечательно показано автором. Читатель видит всю трагедию настолько ярко, что не сможет обойтись без сильных эмоций.

   Задача, которую ставил себе автор, думаю, решена им блестяще.

   Центральной фигурой романа безусловно является Софья Перовская. Думаю, читатель и увидит, и поймет её, именно так, как и задумано автором.

   Образ, кропотливо вылепленный, можно сказать, порожденный воображением и чуткой интуицией писателя – Марии Груздевой, постепенно проявится перед нами, возникнув, и все более приближаясь к нам из непроницаемого тумана безвестности и мрака исторических далей.

   Мы поймем и увидим детство героини, взросление, взаимоотношения с миром, привязанности, обстоятельства, которые формировали её характер. Оценим ум, силу воли и убеждений, проявившиеся так рано. Увидим горячую любовь!

   Мы невольно будем местами мысленно вступать в дискуссию, как с автором, так и с самими собой, хотя это и кажется парадоксальным. А разве не так бывает, когда мы что-либо силимся понять, постичь суть явления, анализируем факты и пытаемся убедить себя в правильности решения? Мы спорим с собой.

   Да-да. И мы, и люди того времени находились не в вакууме, а жили в конкретном обществе со своими уложениями, справедливыми для одних и крайне несправедливыми для других. Всегда есть люди, которые эту самую несправедливость чувствуют сразу и понимают острее других. И, если масштаб их личности выходит за рамки среднестатистического обывателя, то они, люди незаурядные, неизбежно находят друг друга, объединяются и начинают действовать с решимостью, которая, по их мнению, изменит положение дел в несправедливом обществе. Надо заметить с высоты наших дней, что в конечном итоге и изменила. Правда, усилиями уже миллионов людей.

   При этом народовольцы отрицают себя во имя общего блага. И их ошибки также трагичны и масштабны, как масштабны и трагичны их личности.
 
   И надо, чтобы прошло много времени, чтобы мы могли увидеть и оценить величие их жертвенности и горения ради других. Увидеть в них не винтики в истории революционного движения - правильные или неправильные, а постичь как обычных людей, преодолевших себя. 

   Такого рода драма разворачивается перед напряженным читателем во всей своей трагичности.  Мы видим боль и страдания героев, их одержимость и в то же время неотвратимость собственной судьбы, которую они четко осознают, но с пути не сворачивают.   

   Задумавшись по прочтении романа, я ловлю себя на мысли, что несмотря на преступление, совершенное народовольцами по тогдашним законам Империи, я все же испытываю к ним глубокую симпатию и одновременно испытываю очень горькое сожаление, что их судьба сложилась именно так. И думаю, что они, возможно, рано родились...

   Герои наши знали, что так будет. Они понимали свою судьбу. Им было бесконечно печально, умирая, знать, что общество не поняло их. Оно не созрело. Герои романа были одними из лучших. Такие всегда должны быть среди людей. Иначе конец развитию того самого общества.

   Еще много чего должно было произойти, прежде чем получить возможность еще лучше понять и близко узнать этих людей. Всё это – благодаря прекрасной работе талантливого автора – Марии Груздевой, которая отважилась на такое сильное произведение. Оно основательно встряхивает разум и чувства.

   Скажу, что мнения читателей по поводу места народовольцев в пантеоне славы борцов за свободу могут разделиться, каждый имеет право на свой взгляд. Ведь сам В.И. Ленин, потерявший в борьбе с самодержавием родного брата Александра, революционера-террориста, которого тоже казнили, сказал: «Мы пойдем другим путём!»  Но это было уже совсем другое время, когда на арену борьбы матушка-история выдвинула рабочий класс. А борьба ведь была всегда! Причем кровопролитная с обеих сторон. Болотников, Разин, Пугачев, декабристы... Это жуткая тема Истории, да не только нашей! Важно, чтобы это не повторялось - ни сейчас, ни потом.

   Поэтому, видимо, автор романа и оставил место для вопросов, сомнений и размышлений, лишь помогая нам в этом своими удивительно живыми образами. И это – правильно. Не бывает только черного и белого. Все значительно сложнее в этом мире.

   Вот такие Икона и Крест, которые автор приблизил к читателю максимально близко.

   Пожелаем Марии Груздевой здоровья, творческой удачи и вдумчивых читателей!


   Страничка Марии Груздевой - http://proza.ru/avtor/mariagruz2020

   02.2021 г.


Рецензии
Написал настоящую рецензию (есть такой жанр и не только в журналистике), каких на Прозе практически не бывает. Тема, затронутая автором Марией Груздевой, действительно сложная. И чтобы сказать что-то ценное, важное, сделать анализ, нужно, конечно же, прочитать роман. Что я и сделаю...
Благодарю за анонс и тёплое отношение к собратьям по перу!

Ольга Савва   09.04.2021 22:36     Заявить о нарушении
Оля, автор сложный и талантливый. Но это же здорово! ))) Рекомендую. Чтение тоже будет непростым, местами рвущим душу.

Написанные Марией другие произведения своеобразны, часто экспрессивны по форме, соседствующей с экспериментом, могут (а разве не должны?) вызывать дискуссию. Но... талантливы. А данный роман - лучшее, по моему мнению.

Спасибо тебе за поддержку, очень благодарен тебе!

Олег Шах-Гусейнов   09.04.2021 22:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.