чужая авария

 Челябинск большой город. А ехать надо в пригород. Автобуса ждать долго. На улице минус 25. Две причины уже достаточны чтобы искать такси. Третья причина в кошельке.  Водитель, лет под пятьдесят, лихо рванул с места. Его понять можно – скорость тоже деньги. Я молчу и даже не смотрю на дорогу. Не мое это дело. Тот долго не выдерживает.
- Что не охаешь?
- Если скинешь за проезд, могу.
- Да не надо. Просто, вчера одного чудика вез, так он мне все нервы  порвал. Кстати, тоже в вашу сторону. Вцепился в ручки, бледный, из больницы ехал. Спицы из костей удаляли. Потом разговорились. Оказывается, полгода назад попал в аварию. Недалеко. Левую дверцу, левую ногу и руку в хлам. Машину восстановил и продал. Права в ящик. Теперь, говорит, что даже курицу зарезать не могу, больно же ей. Сломался видно крепко. Кстати некоторые из нашего брата тоже из дела уходят после таких событий. А ты кто жизни? В смысле работы.
- Штурман морской авиации, пенсионер, строитель, крестьянин. Иногда писатель. Могу про тебя рассказ написать.
- Рассказ не надо. А вот один вопрос у меня давно в голове сидит. Хорошо, что ты мне попался. Только честно. У вас же тоже аварии бывали. Как потом летать? В смысле после похорон.
- В авиации все расписано. Авария – это когда самолет поврежден и невозможно отремонтировать. А если вновь удалось поднять в воздух – то это уже поломка. А вот если гибель хоть одного члена экипажа – это катастрофа. Я так тебя понял, что именно это и интересует. Правильно?
- Ты смотри как четко.   Давай с начала. Что будет  за поломку?
- Если виноват  экипаж, то могут насчитать ущерб для выплаты, уволить без пенсии и вообще много чего. Снизить в должности, лишить классности и так далее.
 - А за аварию?
- То же самое, но дороже.
- Понятно. Теперь о самом тяжелом.
-  Главная проблема в выяснении причин. Все силы на ее поиск. Потом целый вагон мер для устранения в будущем подобного. В первых случаях это тоже делается. Потом  похороны с воинскими почестями. Поминки. Полный разбор происшествия, где начальство обязательно постарается вернуть у личного состава уверенность в технике. Способов много. Совместно с «антистрессом» в виде водки. И вот тут настает самое запутанное дело.
- Не понял. Когда все ясно, чего может быть запутаннее?
- Что делать оставшимся в живых. Вот тут варианты. У кого есть выслуга на пенсию, то многие уходят. У слабых духом возникает желание перейти на «землю», то есть списаться с летной работы. Это у тех кто на пенсию не заработал, а себя на «гражданке» не видят. Вот и получается, что погиб один, а возможность продвижения по службе для многих. У меня это тоже было. Я и на очередную должность попал вместо погибшего однокашника.
- А сам-то как, не ушел «досрочно»?
- Да нет, переслужил даже. Просто я для себя делал немного другие выводы после таких случаев.
- В смысле?
- Помимо официальных указаний менял свое поведение в экипаже. Штурман ведь единственный человек на борту, кто может спорить с командиром. Другим это недоступно. Такого, например, во Флоте нет. Там «Командир всегда прав». Это первая статья Устава. Вторая  гласит, что если командир не прав, то в силу вступает первый пункт.
- Ну, вы юмористы. Это почему?
- Все проще. Там командир корабля и штурман имеют одно базовое образование. В авиации разное. Еще вопросы?
- Во сколько лет ушел?
- 46 при выслуге 48 лет.
- Не понял. Поясни.
- У нас год идет за два.
- Зарплат тоже две?
- Держи карман шире. Когда это государство так платило. Я же еще в советское время служил.
- А чего в ГВФ не пошел? Летал бы себе по всему миру.
- Причин много. Личных.
- Ну, спасибо. Если нужно будет ехать вот визитка.

     Камеры слежения остались позади черты города. На трассе скорость возросла.
- Штрафов много приходит?
- Уже штук сто. Я их не плачу.
- Коллекционируешь?
- За границу я не езжу. Официально работаю сам на себя. Есть способы, но не спрашивай даже. Не скажу.
- Правильно делаешь. Французы говорят – то что знают двое, знает и свинья.


Рецензии