Гуго Гроций

Гуго Гроций, прославившийся своим ранним проявлением гениальности и образованности, а также своими приключениями и писаниями в загробной жизни, родился в Делфте, в Голландии, 10 апреля 1583 года. У него были лучшие мастера, направлявшие его образование, а также детство, отличалось не только большим блеском ума, но и его стремлением к учебе. Его успехи были таковы, что в восемь лет он сочинял с большим умом латинские элегические стихи, а в четырнадцать он поддерживал публичные тезисы по математике, праву и философии с всеобщими аплодисментами. К тому времени его репутация была установлена, и главные ученые того времени называли его одаренным ученым, которому суждено было занять заметное место в республике литературы.
В 1598 году он сопровождал Барневельта, чрезвычайного посла Голландской республики, в поездке во Францию, где он был представлен Генриху IV, который был так доволен своими знаниями, что подарил ему свою фотографию и золотую цепочку. Находясь во Франции, он получил степень доктора права. В следующем году он начал адвокатскую практику и защищал свое первое дело в Делфте. В том же году, хотя тогда ему было всего семнадцать, он был избран историографом Соединенных провинций, а не нескольким ученым, которые были кандидатами на эту должность.
Гроций теперь быстро рос в ранге и репутации: он опубликовал несколько выдающихся работ и был назначен на различные государственные должности, пользующиеся большим доверием. Однажды правительство послало его в Англию для участия в некоторых переговорах, на которых он познакомился с королем Яковом II. Но серьезные религиозные трудности теперь начали волновать Голландию. В 1618 году в Дорте собрался синод, чтобы принять это во внимание. Они продолжили осуждать арминианские доктрины и изгонять всех проповедников, которые их поддерживали. Барневельт, знаменитые государственные деятели Гроций и Хугурбец защищали эти настроения; их судили и осудили; первый был казнен, а двое других приговорены к пожизненному заключению.
В своей тюрьме в Лувестьене Гроций находил утешение в литературных занятиях. Его жене после долгих уговоров было разрешено навестить его, и она сделала все, что могла предложить самая преданная привязанность, чтобы облегчить его заключение. Она имела обыкновение посылать ему книги в сундуке, который выносили наружу и внутрь вместе с его бельем: какое-то время тюремщик внимательно осматривал его, но, не обнаружив ничего неправильного, стал менее подозрительным и осторожным.
Заметив это, жена Гроция, после того как он провел в тюрьме около двух лет, разработала план его побега. Она сделала вид, что ей нужно отослать большое количество книг. Имея небольшой комод длиной около трех с половиной футов, она поместила в него своего мужа, и его вынесли двое солдат, которые предположили, что везут некоторое количество книг. Теперь сундук посадили на лошадь и отнесли в Горкум, где знаменитый узник был освобожден.
Переодетый в одежду каменщика, с правилом и шпателем в руке, он сбежал в Антверпен, который не находился под властью штатхолдера, принца Мориса, который вызвал ему тюремное заключение. Здесь он написал государственному генералу Голландии, утверждая, что не виновен в совершении какого-либо зла в том курсе, который он избрал и за который был лишен свободы. Затем он отправился в Париж, где получил пенсию от короля.
После смерти принца Мориса его конфискованное имущество и поместья были восстановлены, и он вернулся в Голландию; но он по-прежнему находил такую ;;злобу в отношении себя среди главных лиц, что навсегда покинул страну и поселился в Гамбурге. Здесь он получил самые лестные предложения от королей Португалии, Испании, Дании и других стран, которые восхищались его большими способностями и желали, чтобы он нашел у них убежище и защиту.
В конце концов он принял Швецию в качестве своей страны и, став послом королевы во Франции, отправился в этом же качестве в Париж, где в течение восьми лет твердо и с достоинством защищал интересы своего покровителя. Наконец, устав от общественной жизни, он потребовал его отзыва. В августе 1648 года он отправился в Любец, где намеревался жить; но, столкнувшись с ужасным штормом, он был отброшен к побережью Померании и был вынужден совершить наземное путешествие длиной шестьдесят миль, чтобы добраться до Ростока, во время которого он подвергся воздействию дождя и ненастной погоды. Вскоре началась лихорадка, и в полночь 28 августа знаменитый незнакомец скончался.
Гроций оставил после себя много работ, некоторые из которых имеют большую ценность. Его трактат «Истина христианской религии», написанный на латыни, как и другие его произведения, является одной из лучших защит этой системы, которая когда-либо появлялась. Его работа о законе мира и войны до сих пор пользуется большим авторитетом. Мы должны смотреть на Гроция как на человека огромной проницательности, а также огромного пространства ума. Он действительно был впереди своего поколения, и, подобно другим патриотам и филантропам, которые видят дальше, чем их окружение, он был объектом ненависти и отвращения из-за тех самых вещей, которые в последующие века приносили ему уважение и благодарность человечества. В эпоху нетерпимости Гроций был сторонником терпимости, и только это было преступлением, которое его поколение не могло ни забыть, ни простить.


Рецензии