Про куцых зайцев, белых ворон и нить Ариадны...

Про "куцых зайцев", "белых ворон", или Продолжая распутывать "нить Ариадны"...


        «Кому это нужно, чтобы Лейзер из Анатовки говорил «гуд бай»?»
                ("Поминальная молитва")

               
      "Нас всегда ненавидели за то, что мы были другими – даже тогда, когда изо всех сил стремились казаться такими же, как все. Время от времени это чувство становилось невыносимым для самих ненавистников, и тогда они убивали и изгоняли  в иные пределы. Изгоняли лишь затем, чтобы спустя несколько десятилетий, а то и несколько лет, вернуть, заманивая щедрыми льготами и привилегиями. Почему они так нуждались в нас? Потому, что наш уход всегда оставлял после себя ощущение пустоты – невзирая на то, что в наши залитые кровью дома и кварталы немедленно после погрома вселялись семьи наших бывших соседей – грабителей и убийц. Потому, что без нас место лишалось не только торговцев, грамотеев, менял и врачей – оно лишалось души, лишалось корня..."
 
  "Эта ненависть, для которой даже придумано специальное слово «антисемитизм», кажется многим иррациональной и загадочной, но суть ее проста и объясняется известным механизмом образования противоположной реакции. Нас ненавидят из тоски по тому лучшему, что мы собой представляем. Нас ненавидят потому, что хотят быть нами. "

------
 Ремарка походу: И в принципе, это вообще ответ на все иррациональное в человеческих отношениях.
А я вот, увы, не умею ненавидеть. Снисхожу до недо...(мыслей, чувств) - ущербности личности (слово "личность" в данном контексте, конечно, неправильное). Ненависть еще нужно заслужить. Никому свое не навязываю. Впрочем, да, ненавижу(генная память) : антисемитов любой степени тяжести - они не люди. И вообще - националистов, оправдывающих (под любым флагом и любой идеей!)убийство людей.
 
"... Антисемитизм - это диагноз. Психиатрия должна бы включить его в свои учебники как один из видов психического расстройства, маниакального психоза. Хочется сказать господам антисемитам: "Это ваша проблема, идите и лечитесь".
----
 Авторов цитат из  того интересного давнего  обсуждения (интеллигентного, несмотря  на прорывающихся в него, сквозь попытку держаться "рамок", - оппонентов. Тематика группы их никак не должна была волновать - однако, поди ж ты!.. Как они вообще  туда попадают! И впрямь: жить без евреЁв не могут)  -  история моих папок в компе не сохранила, хотя всегда за авторское право и стараюсь... Звинйте, если вдруг...

  "Наша психика так устроена, что мы любим своего ближнего за то добро, которое ему сделали, и ненавидим за то зло, которое ему причинили. Масса зла, причиненного евреям европейцами за 20 веков, так огромна, что она сама по себе не может не стать причиной антисемитизма..."

  ...Я не идеализирую братьев по крови, к слову сказать. И аидеше гарц (еврейское доброе сердце, в смысле)уже не те, о которых рассказывала бабушка, и та общность, которую приписывают евреям неевреи (В бабушкином Большом Токмаке, к примеру, о приданном девушке-сироте заботилась община или просто состоятельные соплеменники). Да и своих клинических идиотов поболе будет, чем когда-то(после уничтожения 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира, попробуй, восстанови генотип!)

 "Скурвились", - соглашалась, в итоге, моя сочноязыкая мама, когда мы с сестрой приводили ей примеры некоторых "аидеше копф" ( еврейских светлых голов)и "аидеше- гарц". И Сильва Михайловна была солидарна. Честные еврейские женщины.

 Но мама обычно все-таки робко резюмировала: "Это сейчас. Разве такие евреи в Курске до войны(в ее детстве) были?" Впрочем, во времена наших с родительницей бесед дела обстояли все же получше. Ни в коем случае, ничего такого про те остатки роскоши (Курская община была когда-то в  РФСР одной из самых больших) сказать не хочу.
Просто (одна из маминых присказок в начале любого монолога на острую тему): "Люблю правду сказать".
 Но солидарна с автором в главном. О неистребимой природе антисемитизма. Тема бесконечна, хотя, как все в этом мире, если не закрывать глаза на очевидное, - просто: правда на поверхности.

  Что касается европейских евреев... (не сильно давнее обсуждение статей из разных источников у меня на странице о том, что фашизм в Европе снова  поднимает голову,  с чем не соглашались ни в какую наши недавние  землячки - ныне пышногрудые  фрау в нац. немецких костюмах - в основном не еврейки -  еврейские жены). Начавшаяся год назад "Чума 21 века" притушила те проблемы. Хотя добрее и и мудрее не сделала.

 Дай Бог, чтоб обошлось. В 30-е тоже начиналось с такого. И опять же цитируя маму... С этими словами она вошла к нам в квартиру утром после тех выборов, где "сын юриста" снискал народную любовь солидарностью в поиске стрелочника (что он там нес про евреев в контексте с Индийским океаном?..): "Надо ехать. Кому-кому, а куцему зайцу достанется". И даже (отважная и любимая мной) Вероничка (Долина) тогда:
 "Ой, худо мне, тетя, худо мне, тетя,
Худо мне, тетя, от этих новостей.
Ой, трудно мне, тетя, трудно мне, тетя,
Трудно мне, тетя, и страшно за детей.

и еще : "Но видать, пора собираться мне,
И, если это само не кончится,
Эмиграция, эмиграция –
Мне лететь никуда не хочется."

Не уехали. Ни предпоследним, ни последним эшелоном.
"А мы с тобой последним эшелоном? - спрашивали меня знакомые, которые не меньше четверти века уже как ностальгируют по городу(теперь уже  в моих курских группах на Ок).

  Чтоб там не говорили на эту тему издалека, не живущие в России, времена на эту тему другие, да и на бытовом уровне как-то вяло("Вы евреев на работу берете? А где вы их берете?") А вот ближе к теме...

Я знаю номера эшелонов, увозивших семью двоюродного деда Якова Фраермана из Брюсселя в Освенцим. А наши (тогда много их было), эвакуируясь поздней осенью 41-го из Курска в Узбекистан, чудом проскочили: эшелоны перед ними и после них разбомбили. Прадед категорически отказался ехать и погиб в первые же недели после их отъезда в самом центре города(очевидцы, в те дни маленькие девочки, уже сейчас, рассказывают в группе: несколько дней лежали расстрелянные около бани на Полгоре - "для устрашения").

   А про то, что мне обещали товарищи-коллеги, когда мы со смехом (я первая) обсуждали "последние новости" и утреннюю сцену с мамой в главной роли: "Мы тебя, Латышева, спрячем, если что, и будем отстреливаться". Как жизнь и история (многовековая) показали: какое там "отстреливаться!" Сдали бы в первый же день. Как сдали бельгийские соседи семью Якова (они долго скрывались), как наверняка сдали могилевские семьи Фраерманов ( три тома "Истории могилевского еврейства изучила хорошо и могу представить, как это было, тем более, некоторые документы на эту тему про наших Фраерманов история сохранила). Как сдали маму Сильвы Михайловны на улице Семеновской, и Сильва даже знает кто именно (другие соседи рассказали). И прадед мой - визуально не самый типичный иудей. Так что, мама была права: про куцего зайца... Не дай Боже никому, не только братьям по крови! Не все, конечно, бы сдали. В жизни всегда есть место... исключениям...


Рецензии