Нагорная проповедь. Христос и 10 заповедей

Нагорная проповедь. Христос и 10 заповедей.
 
      В этой части я предлагаю свое понимание того нового, что внес Христос в толкование 10  заповедей, данных евреям Моисеем.   
      То новое, что принес Христос, мне стало понятно  с первого чтения Нагорной проповеди, когда я еще не читал никаких комментариев и толкований  Нагорной проповеди, которые существует в бесчисленном количестве.  Позже, читая эти комментарии, я не мог понять, почему то, что  оказалось столь очевидно для меня, не понимается другими  более искушенными и образованными в теологии людьми.
      В конце концов, я пришел к заключению, что мое толкование сделано с позици нерелигиозного человека, который просто сравнивает 10 заповедей и Нагорную проповедь с точки зрения их внутренней логики.  Читатель должен учитывать это.

      Далее, я не могу утверждать, что мое объяснение  не предложено уже давно кем-нибудь другим. Я очевидно не прочел бесчисленное множество толкований Нагорной проповеди, чтобы знать это.  Поэтому я предлагю без всяких претензий мое личное рассуждение.


      Моисей был лидером  еврейского племени приблизительно 3500 лет тому назад. Очень давно. Народ тогда пребывал в варварстве и язычестве. Убийства, воровство, прелюбодеяние, кровосмешение, клятвопреступления и прочие  нехорошие вещи были делом не редким   и   для общества разрушительным.
И вот Моисей – лидер этих людей, представил своему народу высеченные на каменных плитах  10 заповедей, которые  были даны ему Богом.

Вот эти заповеди:
1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, НАКАЗЫВАЮЩИЙ  детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо ГОСПОДЬ НЕ ОСТАВИТ БЕЗ НАКАЗАНИЯ  того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

      
      Помогли ли эти   заповеди улучшить человеческий род?   Несомненно.
 Они свое дело сделали и ПРОДОЛЖАЮТ  делать  именно методом наказания.

Приблизительно через полторы тысячи лет появился Христос.
Что нового принес  Он евреям  и через  них  человечеству ? 

      Говоря его же словами, он 10 заповедей не отменял. Тому, что он не отменял их посвщены тысячи толкований. Это исключительно важно по многим причинам. Христос внес существенное добавление, но ни в коем случае не отменял их, ПОТОМУ ЧТО ИХ ОТМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ.

      Предельно точно  это представлено   Протоиереем  Александром  Глебовым: 

     "Мы должны учесть, что Нагорная проповедь была произнесена не для нашего конкретного общества, а была произнесена в определенной исторической обстановке. Ведь не христиане слушали эту проповедь, а иудеи. Необходимо помнить, что заповедям Нагорной проповеди предшествовала тысячелетняя религиозная история иудейского народа – культовый закон, этический закон. Поэтому слова Нагорной проповеди обращены не просто к первому встречному, но к людям, которые прошли уже долгий путь религиозного и нравственного развития".



       Нагорную проповедь часто ошибочно понимают как отмену Ветхого Завета, несмотря на то, что в самом её начале Иисус Христос чётко сказал против этого:
• «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона» (Мф. 5:17-18);
• «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19:17);
• «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Ин. 5:46-47);
• «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк. 16:31).


       Если Христос не отменил  десять заповедей, то что же нового он придумал? 
   
       Он придумал поразительную вещь. И, казалось бы, незаметную.
В Нагорной проповеди он сказал евреям,   -  десять заповедей  нужно выполнять, как Моисей  и учил, но (внимание!)  не потому что последует наказание, а потому что вы понимаете сами, что так поступать плохо.

      Такая маленькая деталь. НЕ ПОТОМУ ЧТО БОИТЕСЬ НАКАЗАНИЯ,  А ПОТОМУ ЧТО САМИ  ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ЭТО ПЛОХО.

Это центральная часть моей статьи . Главное, что я хочу сказать о моем понимании сути учения Христа, выраженной им в Нагорной проповеди.

    К тому времени народ уже созрел для такой революции. Рабство рушилось повсюду. Римские рабы восставали.
Раб понимал только наказание, а свободный человек  от раба отличается тем, что поступает правильно не из-за боязни наказания, а потому, что понимает, что такое добро и что такое  зло.


    Как же  эта идея необходимости понимания  своих действий  выражена в Нагорной проповеди?
Вот почитайте внимательно. Я привожу  несколько  примеров.

      

- Вы слышали, что сказано древним:
  не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
  А Я говорю вам, что всякий,
  гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду;

            ВДУМАЙТЕСЬ. Еще до того, когда совершено преступление, еще когда 
           сердиться начал, это уже грех был, и ты должен понимать, что это
           плохо.   
           Убийство происходит из-за гнева. ОДУМАЙСЯ,   и не гневайся!!!!!.

                +         +         +


   -Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику
   и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
   оставь там дар твой пред жертвенником,
   и пойди прежде примирись с братом твоим,
   и тогда приди и принеси дар твой. 

              (ТОЛЬКО - ВСПОМНИ, вспомни!!!!!)  Новый человек –
               последователь Христа должен все время думать, анализировать свои
               поступки и не совершать зла в результате этого размышления.

                +         +        +

  - Нельзя прелюбодействовать в сердце своем
    Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.
    А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже
       прелюбодействовал с нею в сердце своем.


    В чем разница, что нового предлагает Христос?
Если ты смотришь на женщину с желанием, это уже грех, то есть ты должен еще до совершения прелюбодеяния понимать, что это плохо, а не потому что боишься наказания.

                +     +      +


   - Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй   
     пред   Господом клятвы твои.
    - А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;
      ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что
      он    город великого Царя;
       ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса   
      сделать белым или черным.
     - Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от 
      лукавого.


Замечательно!  - просто не врать, и никакие клятвы не нужны. Если отношения в обществе таковы, что верят на слово, то клятва очевидное излишество и лицемерие.

                +       +       +


    
   - Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
      А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку   
      твою, обрати к нему и другую;

Это очень сложно, и многие не принимают это, но суть именно в том, что нужно понимать, а не бояться наказания и других в этом убедить своей кроткостью. Тот кто ударил должен понять, что этот способ воздействия порочен. А если ты ответил, то ничем от ударившего не отличаешься. И прекратить цепь отомщений можно единственным способом. Кому-то наконец простить.

      Я то и дело наблюдаю на прозе у новоявленных христиан вся риторика пропитана злостью и ненавистью. Был оскорблен несколькораз  без всякой причины. Вежливо удалил.



    - Любить нужно всех, включая врагов.
    Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
    А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, 
     благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
Та же логика, что и с подставлением другой щеки. Единственный способ прекратить вражду, показать врагу свое расположение.

                +       +        +

     Будьте совершенны

1. Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный



Заключение

    Как же обстоит дело со следованием   заповедям Христа?
Не очень успешно.  Значительная часть человечества все еще следует моисеевому закону,  ведет себя в рамках закона, боясь наказания.
   Именно поэтому,   идеология в христианских странах называется не христианская, а иудео-христианская. Современное общество управляется по законом Моисея, а христианство  работает,  как императив,  как вечный призыв к совершенству, благородству, порядочности, доброте и любви.

АМИНЬ


Рецензии
Толстой сравнивал новаторство Христа с принципом переправы через реку с сильным течением. Если хочешь попасть на противоположную сторону в определенном месте, нужно целиться гораздо выше по течению. Нужно стремиться к идеалу, чтобы достичь обычной, нормальной цели.

Сергей Журавлев   21.01.2024 14:37     Заявить о нарушении
На это произведение написано 26 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.