Полонез Огинского

Я безнадежно застрял в нескончаемом потоке машин. Понимая, что злиться бесполезно, я включил радио и попытался расслабиться. Оркестр  Большого театра играл мое любимое музыкальное произведение - «Полонез Огинского». Люблю его с детства. Впервые услышал  в 11 лет, посмотрев фильм с одноименным названием. Помню, был потрясен исполнением полонеза на скрипке и органе. Каким эмоционально разным показалось звучание: трогательно-лиричное - скрипки и величественно-торжественное - органа. Наверное, потому что голос скрипки более приближен к человеческому, и она своим певучим звучанием может вызвать слезы грусти или радости. Именно скрипка покорила меня так, что я даже заинтересовался автором полонеза. К моему удивлению, им оказался польский композитор, проживший половину своей жизни в восемнадцатом, а половину в девятнадцатом веке,  и мне – ребенку - тогда казалось, что Огинский жил, едва ли не в древности. Но его полонез, называвшийся еще «Прощанием с родиной», по-разному исполняемый на различных инструментах, звучал абсолютно современно. Несмотря на то, что в его основе лежит польский танец-шествие, мне местами, когда в оркестре вступали духовые, казался вальс, и отдаленно слышались даже звуки шарманки.  Еще каждый оркестр выбирал свою тональность, поэтому звучание могло быть мягким, нежно-ностальгическим или пафосно-возвышенным.

Я вспомнил, как в 9-м классе нам дали задание по литературе: продолжить отрывок из повести советского писателя. Фамилия писателя и название произведения не указывались, чтобы мы не могли подсмотреть. Нам нужно было написать собственное продолжение и дать название своему сочинению. В отрывке рассказывалось, как молодой солдат, ночью охраняя артиллерийское орудие в освобожденном от фашистских захватчиков городе, услышал музыку, доносившуюся из полуразрушенного костела. Кто-то играл на уцелевшем органе. Солдат узнал мелодию, слышанную им в детстве, и поразился ее, неожиданно новому для него, звучанию. Ранее эта музыка вызывала у него щемящее чувство эмоционального переживания, теперь же, исполненная на органе, она звучала иначе – величественно и торжественно, словно ода свободе, утверждающая скорую победу над врагом.
Я тогда подумал: может быть, солдат услышал из костела полонез Огинского! Можно предположить, что город был польским, и органист играл произведение своего соотечественника. Солдат в детстве слышал полонез в исполнении скрипки и испытал те же чувства, что и я. А в чужом ночном городе он слышал орган, удививший его необычным, почти победоносным звучанием. И почему ему так не звучать в освобожденной от фашистов Польше?
Учительница со мной почему-то не согласилась, но я так красочно рассказал ей о разном воздействии на струны человеческой души скрипки и органа, что она поставила мне «пятерку» из-за моего, такого трепетного, отношения к музыке. Хотя в музыкальной школе я не учился.

Я очнулся от воспоминаний, когда сзади засигналила машина, нужно было ехать дальше. Кстати, я так и не узнал, из какого произведения был отрывок, которому я написал продолжение.

Февраль 2021


Рецензии
Полонез Огинского. Я слышал его в мультике Кот Леопольд. Не думал насколько это прекрасное произведение, пока не услышал его в фильме "Государственная граница". И в самом деле это бессмертное произведение, показывающее как тоску так и надежду.

Эрнест Марцелл   22.04.2024 23:20     Заявить о нарушении
А меня в детстве потряс фильм с одноименным названием. С тех пор и люблю это прекрасное произведение. Спасибо за отзыв!

Игнатова Елена   23.04.2024 02:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.