Непостижимый Скрябин

(О ПОРАЗИТЕЛЬНЫХ СВОЙСТВАХ МУЗЫКИ)
 
     Непостижимый Скрябин! В его творчестве почти не найти тех образов, которые можно было бы увидеть глазами на земле. И даже представить их зрительно сложно. О чем же тогда его музыка? О чем можно еще петь на рояле? Громогласно вещать фантастическим оркестром?

     О душе! Но душа – это так трепетно… Откуда тогда в его произведениях потрясающая мощь духа и тонкость, и нежность блаженства, сменяемая сметающими вихрями устремлений и какой-то нечеловеческой страстности, откуда эти мучительные томления в ожидании высших откровений, вселенских озарений? Да, в его произведениях все поет о душе, о Душе, в которой вся Вселенная, и масштаб переживаний и образов его музыки поистине Вселенский! Даже в небольших пьесах! Может быть, потому великая музыка А. Скрябина даже спустя более сотни лет после его ухода понятна очень немногим. И действительно, весьма мало людей, которые глубоко задумываются о своем внутреннем мире, наблюдают за ним, пытаются контролировать и управлять процессами, происходящими в нем, созерцают его. И совсем единицам удается не только пытаться, но и действительно навести порядок в душе. Но надо еще подняться до величия духовных миров Скрябина.

     Музыка Скрябина об этом! Она для них! Она о самом высоком и самом трудном, она о предчувствии, о великом томлении в ожидании несказуемого, она о победном устремлении, о преодолении неслыханных преград на пути и о великом блаженстве после достижения цели, она о разочаровании успокоением и утверждении вечного устремления к высочайшей цели жизни – познании высшей души человека, познании духа! Она о самом чудесном и таинственном в жизни, которое не увидеть глазами и не услышать, и не потрогать, она о вечной любви человека к Высшему, которая и есть устремление в радости и счастье к совершенству в беспредельности бытия! Она о Силе Духа и о Возвышенной, Великой Любви!
 
Но как музыка может рассказать обо всем этом, если она не передает мысль, а только чувства?! Мало того, музыкальные произведения звучат считанные минуты: 3-5 минут маленькое, 8-15 среднее, 30-45 крупное. Да, есть еще и многочастные (редко это составляет часы). Как можно в них показать, рассказать о явлениях величественных и длительных, о явлениях вечных?

     Посмотрим, каким образом воздействует музыка.
     Мы говорим «мысли и чувства», подразумевая под ними два различных процесса в душе человека. Они действительно отличаются друг от друга. Но – они не могут существовать отдельно друг от друга! Каждая мысль обязательно сопровождается соответствующим чувством или чувствами, и каждое чувство обязательно сопровождается соответствующей мыслью или мыслями. Они вместе как электромагнитное поле, в котором электрический ток – мысли, а магнитное поле – чувство. Стоит начать двигаться магнитному полю, как возникает ток (в проводнике), и наоборот. Чем выше мысли или чувства, тем сильнее они связаны друг с другом. И в высших мирах остается только высокое чувство, которое вмещает в себя мысль.

     Чувства можно сравнить с красками, колоритом картины, с гармонией в музыке, а мысль – с рисунком, композицией в картине, с мелодией в музыке. Да, мысль, как и рисунок или мелодия, имеет форму. Но имеет ли форму чувство? Да, имеет, но несколько иного порядка. Соцветие различных красок – уже форма, радуга имеет форму, звучание одного аккорда и, тем более, последовательность аккордов – это тоже форма. И эта форма чувств содержит в себе форму мыслей, множества мыслей. Точно так же, как одну и ту же мелодию можно гармонизовать различными аккордами, так и на одну и ту же последовательность аккордов можно написать множество мелодий.
 
     Если с этих позиций мы посмотрим на искусство музыки, то поймем, что нет бессюжетных музыкальных произведений. Они все уже в период их создания представляли собой сплав мыслей и чувств, высоких или не высоких – это другой вопрос. Одно можно сказать точно, что музыка изначально воздействует через чувство, из которого рождается сюжетная, мыслительная сторона. Чувства, передаваемые музыкой, уже содержат в себе мысли, создающие различные сюжеты и картины в динамике. Причем все это возникает индивидуально и неповторимо в сознании каждого человека!

     Кроме того, у музыки есть качество, которого нет ни в одном другом виде искусства – она сжимает время! За короткое время звучания музыкального произведения она создает удивительный калейдоскоп чувств, который ассоциируется в душе человека с динамическими картинами, сюжетами и процессами, проходящими в течении многих дней, месяцев и лет, а может даже и столетий. Она способна описывать процессы, проходящие во Вселенной в течение тысяч и миллионов лет. (Для сравнения, живопись сжимает пространство до размеров полотна и через эту малость передает масштабные явления, не сравнимые с размером картины.  Время как бы застывает в картине, а пространство сжимается.)

     Как это возможно?
 
     Наверное, многие замечали, что, оглянувшись на прошедшее время, мы произносим фразу: «Как быстро пролетело время…». И наоборот, когда мы кого-то или что-то ждем, мы говорим: «Как медленно оно тянется».  Как же так, почему такая оценка? Ведь для детей, в то время, когда это время летело для нас, оно едва тянулось! Ну да, субъективное восприятие, конечно… Но все-таки дело совсем не в субъективности восприятия.

     Просто, когда мы оцениваем прошедшее время, мы смотрим внутрь себя, а когда ждем наступления будущего (даже близкого), то ожидаем внешней последовательности событий, которые еще не наступили, и которые определяют течение времени, как срез настоящего, перетекающего из прошлого в будущее. Внутри себя мы торопим ситуацию, или уже с ней встретились, а внешне она еще не пришла. И этот дисбаланс создает ощущение медленно текущего времени. Реальное время отстает от текущего внутри.
 
     Внутри человека, в его сознании – тонкий мир, в нем нет времени. Мы можем внутри себя, в своей памяти свободно перемещаться среди событий и лиц, сопровождающих нашу жизнь, совершенно свободно из прошлого в будущее и наоборот. Там мы можем задержаться в любом событии на неопределенное время, мы можем быстро прокрутить ленту событий в жизни, и даже изменить и события, и действия (только в сознании). Поэтому свобода перемещения внутри себя от детства до настоящего времени создает иллюзию быстроты прошедшего времени. Данный взгляд не исключает разного ощущения времени ребенком и пожилым человеком.

     Музыка, погружая человека в мир чувств, как бы сжимает время, а слушатель, получая музыкальное впечатление, переживает его не в размере длительности пьесы, а в соответствии со временем существования и развития  образов, явственно понимая и ощущая колоссальный временной масштаб развития событий.

     Это ЧУДО музыки есть в творчестве далеко не у всех композиторов. И это качество музыки проявляется далеко не у всех исполнителей.

     Итак, музыка пробуждает в слушателе чувства, которые в свою очередь рождают в нем образы, мысли, сюжеты в соответствии со своим духовным опытом. Чувства слушателей достаточно близки, а мысли и образы у каждого индивидуальны.
 
     Литература же и поэзия через сюжет и слово, т. е. через мысль, рождает в человеке различные чувства. Сюжет, фабула, события для всех читателей одинаковы, а чувства, переживаемые ими, у всех разные, также в соответствии с индивидуальным опытом каждого человека.

     Таким образом, музыка и литература, поэзия пробуждают, активизируют, развивают и воспитывают в человеке и мысли, и чувства, но действуют при этом с противоположных направлений.
 
     В этой связи интересно посмотреть на жанр вокально-инструментальной (серьезной) музыки. Задача музыки: отобразить максимально реалистично чувства, рожденные сюжетом и образами поэзии, создать картину и атмосферу мира существования образов или персонажей поэзии. А задача поэзии – максимально через сюжет и образы отразить чувства, переданные музыкой. Много ли таких произведений со столь взаимно проникающими дополнениями и воздействиями даже в серьезной музыке? В легком жанре таких произведений практически нет, особенно в песнях с куплетной формой, поскольку у каждого куплета должна быть своя музыка, так как содержание, а, следовательно, чувства, в них разные.

     Эти размышления приводят к еще некоторым выводам. Говорят, или считается, что существует так называемая чистая музыка, в которой нет сюжета – нет сколько-нибудь последовательной образной сферы. Но форма есть и у такой музыки. Она тоже наполнена чувствами и передает чувства.

     Встает вопрос: а как сочинял ее композитор, он руководствовался только чувством? Как исполнять это произведение исполнителю, руководствуясь только чувствами? Однако для того, чтобы его сочинить и убедительно, и выразительно исполнить, необходимо максимально выявить его форму. Но форма – это не столько чувства, сколько мысль, в которой есть чувства. Это последовательность мыслей, рожденных последовательностью чувств музыки и создающих содержание сюжета. Значит, как композитор, так и исполнитель просто вынуждены вкладывать определенные смысловые концепции в произведения в общем и в каждую из деталей исполняемого произведения, в частности. Поэтому само понимание музыки как чистого искусства в указанном смысле является весьма сомнительным.
 
     Вернемся к музыке А. Скрябина. В его произведениях помимо основной мелодии много необычных интересных контрапунктов, подголосков. Они образуют ритмико-гармоническую полифоническую ткань произведения. Фактически музыкальная ткань, фактура его фортепианных произведений носит все признаки сложной оркестровой фактуры. В ней всплывает множество всевозможных подголосков, побочных голосов, интонаций, мотивов, ритмических и интервальных восклицаний. Они образуют сложную переплетающуюся ритмико-гармоническую вязь. Такая фактура трудно исполнима, а понимание и трактовка произведений также представляет большую сложность. Вообще, произведения Скрябина предъявляют исполнителю незаурядные как технические, так и концептуальные требования. И второе еще более важно, чем первое.

     Для многих (большинства) произведений Скрябина очень характерна торжественность, не ложная пафосность, а именно торжественность. Потому что Скрябин писал о настолько глубоких и высоких явлениях, происходящих в душе человека, которые невозможно передать просто так – обыденным языком. Человек у Скрябина является носителем божественного, величественного мира, он погружается в него. Торжественность Скрябина не есть банальный пафос, про который говорят, оттопырив губу. Нет, у Скрябина истинная торжественность, потому что он говорит о вещах, к которым человек не может относиться иначе как торжественно и трепетно, с великим почитанием. Очень немногим исполнителям удается выявить в фортепианной фактуре все эти качества, всю глубину в сложнейшей полифонии мыслей и чувств произведений Скрябина.

     Для этого мало просто изучить партитуру или клавир произведения, для этого нужно понимать, о чем говорил Скрябин, знать сферу его интересов, о его увлечении восточной духовной философией. Отсюда вытекает важность мельчайших деталей произведений. Поэтому для слушателей нашего времени является большой удачей возможность слушания произведений А. Скрябина в исполнении величайшего пианиста, считающегося эталоном исполнения музыки А. Скрябина, Владимира Софроницкого. Он как никто другой выявлял все художественные тонкости произведений – эпизодических мелодических линий, подголосков, мерцающих ритмических переливов, призывных интонаций на фоне основных мелодических линий, которые подчеркивали и разнообразили детали того многообразного, удивительного, потрясающего мира души человека и, может быть, высших миров, которые в своих произведениях создавал А. Скрябин. В этом выявляется гениальность А. Скрябина – композитора и В. Софроницкого, как величайшего интерпретатора его произведений.


     С чисто музыкально-теоретической точки зрения, достижения Скрябина в области гармонии, формы, развития, нового музыкального языка сегодня уже не являются новаторскими. Музыка сейчас ушла в этом плане дальше. Но новизна музыки Скрябина, его вершинные достижения до сих пор практически никем не превзойдены. Потому что Скрябин писал с пронзительной яркостью, ясностью и красотой о таких глубоких процессах, происходящих в душе человека, о которых нынче и в 20-м веке никто, даже с новейшими чисто музыкальными достижениями, не писал, и его не превзошел. Единственный гениальный композитор, который поднялся на ступень, близкую к Скрябину, был Алемдар Караманов. Его музыка также описывает сокровенные процессы, проходящие в душе человека, а также макропроцессы, протекающие на планете и во всей Вселенной.

     В качестве едва ли не самого яркого примера раскрытия процессов в душе человека прослушаем Фантазию си-минор, ор. 28 А.Н. Скрябина, в исполнении Владимира Софроницкого.     https://youtu.be/Mvc2K_5JWho 

     Десять минут музыки, всего лишь десять минут, но каких! Если принять за единицу время звучания Фантазии, то процессы, которые описаны (художественно-музыкально смоделированы) в ней, будут многократно продолжительнее.

     Временной масштаб фантазии 1:1 500 000. Это будет примерно 40 лет жизни. На самом деле этот процесс может тянуться многие жизни. Скажем, если это будет 10 жизней (если считать сознательными 40 лет), это будет 1:15 000 000, а может, и больше – 1:50 000 000.

     Это произведение по своему содержанию стоит огромного симфонического полотна, которое в свою очередь дает картину длительных, почти вселенской беспредельности, процессов. Неземная красота фантазии заключена не столько в филигранной красоте мелодий, сколько в необычайно тонкой и в высшей степени точной передаче почти зримых образов внутренней устремленности человека к постижению себя, к преодолению препятствий на пути самосовершенствования.
 
     Гармоничность всех элементов этой музыки просто поразительна! Именно красота и гармония преображают весь внутренний мир слушателя (и, конечно, исполнителя), наполняя его величественными прекрасными образами, исцеляя и душу, и тело.

     Краткое осмысление Фантазии    

     Замысел, устремление, сомнения, сменяющиеся решимостью, – и в Путь, на котором возникают зияющие провалы и неприступные горы препятствий. Душа устремляется, борется и побеждает.
 
     Наступает период отдохновения, созерцания и осмысления пройденного пути, блаженство, нега и накопление энергии к дальнейшим завоеваниям в духе.

  В какой-то момент душа снова устремляется вперед, к новым завоеваниям, к новой борьбе. Затем следует снова победа и период отдыха и блаженства в Свете и Красоте. И в ней возникает все более настоятельная потребность в продолжении исканий, завоеваний и в борьбе.
 
Затем снова начинается период еще более напряженной борьбы и оканчивается Фантазия решимостью и утверждением борьбы за Свет и Красоту, как образа и смысла жизни. В конце звучит триумф величия силы Духа.

     Для тех, кто желает более глубоко и подробно понять эту музыку, даем более подробное осмысление. Здесь не разбирается музыкальная форма произведения, а дается сюжет этой музыки так, как ее может понять слушатель. Хронометраж может немного (на секунды) отличаться от записи.

     Словами, конечно, не передать даже малую часть палитры чувств Фантазии, но можно дать примерную фабулу развития событий, рожденную этими чувствами.

     Начало… В душе зарождается импульс, начинается движение к Свету, Красоте – все начинается с полутонового качания вверх и вниз. (Это напоминает начало многих индийских бхаджанов, особенно шиваистских.) Перед душой встают вопросы сущности бытия. Душа преисполняется великой целью постижения жизни…  Она готовится к поиску. Ее помыслы сначала очень осторожны, она дважды пытается подняться в духе (0:20), в левой руке слышны нисходящие ходы, как предтеча будущих препятствий, сопротивлений на пути, и потом она несколько медлит, осознавая грандиозность задуманного. В третий раз (0:33) она вдохновляется и, осознав задачи, несколько отступает (0:40), обдумывая, и как бы набирается сил для последующих действий. И в торжественном состоянии готовится к следующим испытаниям.
 
     Снова повторяются попытки (0:50) проникнуть в глубины духа. Они уже более настойчивые и уверенные, несмотря на препятствия. Некоторое замедление (1:14), как бы вздох перед прыжком – и вот уже душа с решимостью устремляется (1:20) к неизведанному. Она поднимается все выше, все дерзновеннее ее усилия. (1:33) Она достигает своей первой цели в напряженном порыве. Её Дух пробуждается

     И дальше стихает шум битвы (1:44), отражаясь спадающими отголосками в душе и в пространстве. Они перерастают (1:54) в тему отдохновения, созерцания. Открывается прекрасный мир, мир безмятежности и спокойствия, мир Красоты. В нем слышны интонации музыки битвы, претворенные в радость преодоления, победы. Душа чувствует свое первое преображение после победы. Возникает чувство торжества Духа (2:30), которое растет и достигает кульминации (2:50). Душа переживает все эпизоды борьбы. 

     (3:27) Затихают отголоски прошедшего и (3:41) встают новые задачи дальнейшего Пути. Прокладывая мост будущих действий, душа уже на этом этапе борется с препятствиями, вырастающими на каждый дерзновенный замысел. Но она преодолевает все преграды (4:04) и празднует внутреннюю победу – торжество новых достижений. (4:13-4:20) Кульминация затихает и перерождается в начало (4:30) новой фазы борьбы, уже не внутри.

     И как в самом начале происходит нагнетание напряжения борьбы, так же начинается раскачивание полутона, но на фоне взволнованного арпеджио, что говорит о возросшей силе Духа и решимости в достижении цели. (4:55) Лавина устремления мчится к цели, и ее уже ничем не остановить. И вот она (5:12), долгожданная победа – торжество чистоты и силы Духа идущего. Радость и триумф Света! И воспоминания утрат (5:32) не омрачат Радость. Она будет расти и снова достигнет своей кульминации. Душа утвердится на необходимости постоянной борьбы для роста Духа (6:18). И в этой нескончаемой борьбе обретет свой Путь.

     (6:58) И вот уже новые преграды встают на пути, еще более грозные и великие, они громоздятся одна за другой. Но они уже не имеют такой силы для мощного Духа, и приближаясь к нему, они укрощаются. Сила Его в Радости (7:40), Радость борьбы, спокойная и тихая, она способна усмирить любое препятствие, и она может вырасти и стать грозной силой (8:14). Мощь ее сокрушает (8:16) всю тьму на пути к Свету и Красоте. Она – торжество Победы и утверждение пути Борьбы!

     (8:55) Триумф Силы Духа, растущего в непрерывной Борьбе. «НЕТ НИЧЕГО В МИРЕ, ЧТО МОГЛО БЫ ПОБЕДИТЬ ВОЛЮ ВОССТАВШЕГО ДУХА, ИДУЩЕГО УТВЕРДИТЬ В МИРЕ МОЩЬ КРАСОТЫ».

     Приведенный взгляд на фантазию, естественно, личный. У другого человека он будет, наверное, иным, но данный сюжет может помочь в понимании произведения.

     И в заключение приведем как будто специально для этого произведения написанную сказку.

     СКАЗКА О ДУХЕ СИЯЮЩЕГО ЛИКА

     "Давно – давно, когда Земля была еще молодая, жил-был дух, тоже молодой. Он жил красивой бесплотной жизнью, и было у него все, что только могло пожелать его воображение. Духи стихий тотчас же выполняли все его желания и создавали то, чего хотела его мысль. И стало ему скучно. «Как это так, – думал он, – стоит мне только помыслить, и всё моментально творится по мысли мо-ей. Хочу не повиновения, но противодействия стихий. Хочу быть сильным, хочу подчинить их себе, не повинующихся, но противодействующих».

     И едва он пожелал это, как тотчас же все изменилось. Исчезли маленькие радостные помощ-ники. Враждебной стеной восстали покорные дотоле воле волны стихий, и дух очутился в мире, где малейшее его движение или желание тотчас же порождало соответственное силе желания стойкое противодействие всех четырех стихий. И каждый раз для достижения чего бы то ни было, даже ма-лейшего, приходилось сильно напрягать волю.

     И стала воля расти. И чем больше противодействовали стихии, тем больше росла воля, пока не выросла в мощный столб пламени. И когда дух, окрепший и закаленный в борьбе со стихиями, спустился однажды к прекрасному горному озеру и увидел в нем свое отражение, он изумился несказанно. Ровная поверхность застывшей, спокойной стихии отразила не бледное туманное обла-ко со смутными очертаниями, как это было раньше, нет! Из глубины на него смотрел сияющий пла-менный облик существа неземной красоты. Над челом, как меч, сиял луч света, как венец или коро-на, лучи украшали и окружали голову, из-за плеч вырывались огромные сияющие снопы света, ко-торые, подобно крыльям, расходились в стороны и захватывали горизонт.

     Долго с изумлением смотрел дух на преображенный лик свой и потом сказал себе: «Если этот, правда, длинный период времени так преобразил меня, хочу! хочу! хочу нескончаемой борьбы, хочу нескончаемых побед и преодолений. Мир, весь мир! Вся Вселенная! со всеми твоими несовер-шенствами, противодействиями и стихиями! – вызываю вас на бой. Хочу, чтобы все было так же прекрасно и величественно, как и Лик Мой, Сияющий Красотою. Хочу утвердить Красоту везде. На бой за Красоту вызываю я мир».

     И едва он произнес эти слова, как тотчас же все исчезло. Грозно бушевали волны выведен-ных из равновесия стихий, сверкали молнии, бушевал пространственный огонь, нависли тяжкие ту-чи, и стихии дружно ринулись в мощном натиске на Непобедимого. Но он улыбался, ибо знал, что НЕТ НИЧЕГО В МИРЕ, ЧТО МОГЛО БЫ ПОБЕДИТЬ ВОЛЮ ВОССТАВШЕГО ДУХА, ИДУЩЕ-ГО УТВЕРДИТЬ В МИРЕ МОЩЬ КРАСОТЫ".

               

     P. S.  Есть еще одно произведение А. Скрябина поразительной красоты, очень близкое Фантазии по идеям, заложенным в нем.  Это Этюд до-диез минор, соч. 42, №5:  1) – исполняет В. Софроницкий, 2) – исполняет Теренс Джадд.

     Он имеет примерно такое же содержание. Отличие – в степени напряженности и стремительности. Первое – более разработанное и подробное. Второе – как фрагмент первого на каком-то участке пути, очень напряженном и неистовым. Этюд создает образ стремительного полета, в котором на пути встречаются различные преграды. Они напряженно преодолеваются – и возникает огромная радость от приближения к Красоте и Свету. Начинается Этюд с эпизода Борьбы, а заканчивается также утверждением Борьбы, как Пути к Свету. Этот образ уносится вдаль.

                24.04.2019 – 16.02.2021

     Список произведений А. Скрябина для знакомства с его творчеством.
 
  1. Этюд до-диез минор, соч.2 №1

2. Прелюдия до-диез минор, соч. 11 №10 https://www.youtube.com/watch?v=UL7ZwzDAoQE&ab_channel=newFFL3

3. Этюд до-диез минор, соч. 42 №5



4. Прелюдия ми-минор соч. 11 №4

 
5. Фантазия си-минор, соч. 28 https://youtu.be/Mvc2K_5JWho
 
6. Прелюдия фа-диез минор соч. 11 №8


7. Этюд ре-диез минор, соч.8 №12
 
1) https://www.youtube.com/watch?v=hNvIBYh8ZpA&ab_channel=ADGO

2) https://www.youtube.com/watch?v=nvQVjkdguz4&ab_channel=

3)

8. Соната-фантазия №2 соч.19


9. Симфония № 3 («Божественная поэма»)


10. Соната фа-диез минор №5


11. Поэма Огня. Прометей.
https://www.youtube.com/watch?v=OKLqYuRgKss&ab_channel=   


Рецензии