Здесь, до битвы, мирно жили кулики

На заставке карта, обозначающая исторические границы на момент Куликовской битвы.
Под цифрой 1 Великое княжество Литовское. Цифрой 2 обозначено Великое княжество Тверское. За номером 3 Новгородская республика. И номер 4 - это Великое княжество Рязанское. Крестиком рядом с цифрой 4 помечено поле Куликово.

Куликовская битва ассоциируется в сознании любого русского человека с нашествием Мамая. На самом деле, темник (командующий десятитысячным войском) Мамай не самый главный герой моей публикации. Я решил попытаться отразить историю России с момента первого упоминания о русских до наших дней. И, если, до князя Владимира Крестителя и Александра Невского, в ранее опубликованных мной текстах, хоть что то мне было понятно, то период правления русского национального героя Дмитрия Донского - это такая пора, что «сам чёрт ногу сломит». Хотя начало его правления особых вопросов не вызывает. Это князь Московский Дмитрий Иванович, который родился  12 октября 1350 года в Москве. Сел на княжеский престол в раннем детстве с 1359 года, а великим князем Владимирским стал в 1363 году. Сын князя Ивана Красного и его второй жены, княгини Александры Ивановны. После смерти отца в 1359 году опекуном 9-летнего князя Дмитрия и фактическим верховным правителем Московского княжества стал митрополит Алексий (Алексей Федорович Бяконт). За мудрым и волевым митрополитом княжич Дмитрий был «как за каменной стеной» и, с детства, постигал азы дипломатии и войны. К моменту рождения Дмитрия, уже более ста лет, Русь была под монголами и минуло двадцать лет, как хан Золотой Орды Узбек принял ислам в качестве государственной религии. Но и без монголо-татарских исламистов у московского княжества врагов хватало, поэтому, к 17-ти летию Дмитрия было возведено чудо оборонительной техники – белокаменный Московский кремль. Через год этот кремль спас жизнь молодому князю и его наставнику митрополиту при осаде Москвы Великим князем Литовским Ольгердом. Ольгерд повторил попытку в 1370 году, но Московский кремль, вновь, оказался неприступным. Создаётся впечатление, что юный Дмитрий был «паинькой», а злой литовец беспричинно обижал его. Но, на самом деле, перед каждой осадой кремля, московская рать ходила войной на Тверское княжество, где князь Михаил Александрович сверг тверского правителя Василия Михайловича, состоявшего в родстве с московскими князьями. А Ольгерду-то какое до этого дело? А Ольгерд состоял в родстве с тверским самозванцем и Ольгерд был правителем Великого княжества Литовского, а москвичи в 1368 году, до того обнаглели, что отняли у Ольгерда Ржеву. И это при том, что Ольгерд был настолько крут, что в 1362 году разбил на Синих Водах  трёх татарских князей Крымского, Перекопского и Ямбалуцкого улусов Красной Орды, и захватил Подолье и Северное Причерноморье, поставив править в Киеве своего сына Владимира. Уж, если, он не боялся монголов, то русские, казалось бы, ему были вообще не противники. А за москвичами как раз монголы и стояли, и в этом же 1362 году в русских исторических документах впервые появляется имя бывшего темника, ставшего бекляри-беком (вторым лицом в орде после хана) Мамая, выдавшего от имени хана Абдулы ярлык на владимирское правление двенадцатилетнему Дмитрию. Владимирский «стол» в то время был вершиной власти в русских землях и за него боролись не на жизнь, а насмерть. А тут, какой то мальчишка стал на пути авторитетных русских князей. Всё изменилось в 1371 году, когда этот же Мамай выдал ярлык на владимирское княжение тверскому князю Михаилу и тот стал наводить свои порядки в Северо-Восточной Руси. Реакция двадцатилетнего Дмитрия была сущей дерзостью – он собрал войско и не пустил Михаила во Владимир. Сразу же после этого, этот наглец заключил договор с Мамаем о снижении дани и сам получил ярлык, о чём гласит информация на Википедии. Хотел бы я посмотреть, как он это смог сделать! Судя по смыслу публикации, этот московский юноша зашёл в ханскую резиденцию и, растолкав придворных, обнаружил где хранятся ярлыки, взял тот, что ему понравился и, не прощаясь, уехал в Москву белокаменную. Другие источники уточняют, что всё было намного приличнее, и Дмитрий Московский получил ярлык из рук нового хана Мухаммада-Булака, которому тогда исполнилось одиннадцать лет. Если разные ханы выдают ярлыки, тогда причём тут Мамай? В 1359 году умер хан Золотой орды Бердибек. Мамай был вторым лицом в этом государстве – вроде премьер-министра, да, к тому же, он был женат на представительнице рода Чингизидов - красавице Тулунбек-ханум. После смерти Бердибека случилась в Золотой Орде «великая замятня» продолжавшаяся вплоть до Куликовской битвы в 1380 году. За это время сменилось двадцать пять правителей, а Золотая Орда распалась на множество владений разных ханов. Мамая сместили с должности бекляри-бека,  и понизили до темника. И тогда темник Мамай начал «темнить». Среди потомков хана Джучи он выбрал сторону Батуидов – наследников династии хана Бату, основавшего Золотую Орду. А так как конкурирующие с Батуидами династии стремились уничтожить потомков Батыя, то Мамай укрылся с ними в своём родовом поместье под названием Крым. Сам «темнила» не мог быть ханом, ведь он не был потомком Темучжина, и «он пустился во все тяжкие» - объявил Верховным правителем свою жену, себя назначил бекляри-беком при ней, а для соблюдения формальностей ставил на должность хана слабовольных, либо малолетних потомков Бату. В середине «замятни» положение сложилось не шуточное, и столица Золотой орды Сарай-на-Волге периодически переходила из рук в руки. Тот же Мухаммад- Булак становился правителем Сарая трижды, и трижды конкуренты Мамая выбивали Булака из стольного монгольского города. В предкуликовский период Золотая орда была поделена на три основные части – Красную Орду (Подонье, Северное Причерноморье и Крым), Синюю Орду (степную зону между Волгой и Доном, ограниченную с юга Кавказом, а с севера русскими лесами) и Белую Орду (от Иртыша до Восточного Поволжья прихватывая Казахские и Южно-уральские степи). За основу при определении территории Белой Орды я взял карту с сайта  «Белая Орда (Ак-Орда), XIV – начало XV века - online presentati…» на этой карте так же видно Астраханское ханство со столицами монголов Сараем Бату и Сараем Берке, а выше по течению Волги обозначена Волжская Булгария и Казанское ханство. На этой карте не видно ни Синей Орды, ни Красной, но их расположение и так понятно. Зачем все эти подробности? Ну, во-первых – все три ордынских цвета входят в Российский Триколор. Во-вторых, хотелось бы понять, почему Мамай был за старшего, с кем и за что он боролся, и почему его подопечные выдавали ярлыки русским князьям? И не только князьям… Я ведь долго помалкивал о том, что с мамаевской лёгкой руки был выдан ярлык на поездку в византийский Константинополь к становлению на Владимирскую кафедру протеже князя Дмитрия и его личного духовника – архимандрита московского Спасского монастыря Михаила (в миру - Дмитрия Иванова), нареченного митрополитом «Великой Руси».  То есть – мало того, что монголы контролировали кандидатуры русских князей на княжеский «стол», так они ещё и давали согласие на водворение на кафедру русских патриархов православной церкви! Но, с Мамаем тут выходит заковыка – вот Александр Невский привёз свой ярлык из Монгольской столицы – Карокорума. А с Дмитрием почему так была упрощена процедура вступления в должность? Не говоря уже о ярлыке митрополиту с ведома Мамая… Что там такого произошло в Монголии, если не такой уж и благородный монгольский военно-начальник правит бал как Верховный хан? А произошла там катастрофа! И «великая замятня» - это её прямые последствия. Вот подробности: Каракорум был столицей империи до середины 1260-х годов, а затем возникла монгольская династия Юань, столица которой была перенесена в Даду – современный Пекин. В центре своего нового государственного образования, силами китайцев, монгольские императоры выстроили три столицы – южную Даду, северную Шанду и среднюю Ченду, и кочевали, в зависимости от сезона по стране, принимая от скуки и по делу послов разных государств, в том числе и европейских, и даже посланников Римского Папы. То есть – вели активную внешнюю политику. Как полагают некоторые современные историки и политики – англосаксы и латиняне устроили в империи Юань первую в истории Евразии «цветную революцию». Это было восстание «красных повязок» вспыхнувшее в 1351 году. В 1368 году монгольская династия Юань пала и к власти пришёл лидер восстания, Чжу Юаньчжан, основавший китайскую династию Мин. А в год, отмеченный в истории нашей страны Куликовской битвой, китайские войска разрушили Карокорум. А это значит, что идеологический, культурный и административный центр монгольской цивилизации был уничтожен. Вот теперь, зная международную обстановку того времени становятся понятны и основные причины «замятни» и поведение Мамая и  князя Дмитрия. В 1379 году, Дмитрий настолько уверовал в свои силы, что после смерти своего духовника Митрополита Алексея, выдвинул своего претендента на должность митрополита - Михаила-«Митяя», не считаясь с мнением Священного Синода. Он решил: а чем он – русский князь хуже иноземца Мамая, равного ему по статусу? Да и Мамай не возражал и выдал владыке Михаилу ярлык. Дмитрием со боярами решено было даже не отправлять новоиспечённого митрополита на поставление в Константинополь. Но тут разразился грандиозный конфликт – православные элиты взбунтовались, осуждая вмешательство государства в дела церкви, и больше всех негодовал претендент на вакантную должность самозванец Киприан, наложив проклятие на самоуправцев. И Михаил – «Митяй», таки, поехал в Византию, где, не сходя на берег, в Константинопольском порту, скончался на рейде при не ясных обстоятельствах. Свита, сопровождавшая покойного, не пустила дело «на самотёк». Заняв денег у крымских генуэзцэв, они добились от нового константинопольского патриарха Нила поставления игумена переславльского монастыря Пимена митрополитом Киевским и Великой Руси. Этот Нил, в 1377 году, обратил Киприана в митрополита Литвы и Малороссии, и Киприан, с нетерпением ожидал смерти Алексия, чтобы занять его престол, а тут «свалился, как снег на голову» Пимен. И правда «замятня»! Всё это я перекопал, чтобы понять - почему московский князь Дмитрий поехал за благословением на Куликовскую битву не к митрополиту, а к Сергию Радонежскому. Выяснилось следующее – московский князь не признал Пимена и заключил его под стражу, А Киприан был рукоположен Константинопольской патриархией в митрополиты ещё при жизни митрополита Алексея. А это уже не «великая замятня», а великий бардак! И этот Киприан ещё предъявлял претензии к Великому князю Московскому!? Итак, ситуация накануне Куликовской битвы была таковой – после краха центральной власти монгольской империи начались паника. разброд и шатания в остальных улусах супер государства. Обострилась борьба за власть между монгольскими элитами на местах. Мамай, владея Красной Ордой, дошёл с боями от Днепра до Волги и образовал на этой территории Синюю Орду. Правда, двигаясь на восток, «проморгал» территории отхваченные от Красной орды Ольгердом. Руками подвластных ему ханов, потомков Батыя, этот «темник» раздавал ярлыки русским князьям и митрополитам, преследуя целью объединения под своим началом русских княжеств, стремясь установить свою власть на территории бывшей Золотой Орды и Объединённой России, а, если повезёт, и расширить границы дальше на восток. Великий князь Московский Дмитрий поверил в скорый крах монгольского ига и проявил решительность в отношениях с монгольскими правителями. Например, в 1378 году наголову разбил на реке Воже войско Мамая, двигавшееся покарать его за отказ платить дань. Но большой проблемой для него являлось отсутствие легитимного митрополита Владимирской Руси. Ещё один важный фактор влиял на политическую обстановку в регионе. Это Великий эмир Тамерлан, создавший эмират Мавераннахр со столицей в Самарканде. Этот многоопытный полководец и политик решил, что Золотой Ордой должен владеть его ставленник Тохтамыш. Дважды Тамерлан давал войско Тохтамышу – в 1375 и в 1377 году, чтобы уничтожить набиравшего силу хана Белой Орды Урус-хана (урус - значит русский) и оба раза Тохтамыш был разбит и бежал обратно в Самарканд. Наконец, в 1379 году Урус-хан умер. И, не без влияния Тамерлана, Тохтамыш был провозглашён ханом в Присырдарьинских землях. Его ханство частично охватывало территории современных Киргизии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, и Северо-Западного Китая.  К 1380 году, Тохтамыш захватил всю Белую Орду, и стал посматривать  на Синюю. То есть накануне Куликовской битвы обозначились два главных противника Мамай и Тохтамыш и оба претендовали на доминирование над русскими землями, при этом оба были мусульманами. Теперь всё ясно, как «божий день», кроме мелочей. К примеру – зачем было Дмитрию биться с Мамаем и положить на поле брани десятки тысяч русских людей, если Мамай шёл на Тохтамыша? Доводы о том, что Мамай сам пошёл на Русь перед генеральным сражением, мне не кажутся правдой. Вот победив Тохтамыша, пойти на Русь – это другое дело. Куда бы эта Русь делась, пока монголы дрались? Хотя, если Дмитрий и Тохтамыш стали союзниками ещё до битвы на Дону, то оставлять у себя в тылу московскую рать было не разумно. Теперь об потенциальных союзниках Мамая. Великий князь Литовский Ягайло – это уже был не Ольгерд, заключивший с Дмитрием Любутский мирный договор во время третьего похода на Москву в 1372 году. И у него были претензии к князю Московскому. Московский князь решил воспользоваться смутой в Литве, и в 1379 г. изгнанный из Литвы князь Полоцкий Андрей Ольгердович, вместе с серпуховским князем Владимиром Андреевичем и московским воеводой Дмитрием Михайловичем Волынским двинулись на Литву. Взяли города Трубчевск и Стародуб, разграбили многие городки и села и возвратились с большой добычей. Со вторым предполагаемым союзником Мамая – Олегом Рязанским у Дмитрия Ивановича тоже были сложные отношения. В 1371 году Дмитрий ходил на Рязань и отстранил Олега от власти, хотя Олег Рязанский, дважды выступал на стороне Москвы против Ольгерда. В общем, и Ягайло, и Олег вполне могли поддержать Мамая в походе на Москву в 1380 году. А чем был занят в это время оппонент Мамая в борьбе за власть? К апрелю сего года Тохтамыш вышел к устью Дона, а узнав о предстоящем сражении, двинул войска на помощь Дмитрию, но его полководцы Едигей и Бахта-Мухаммед лишь успели увидеть паническое бегство вражеской армии с Куликова поля. Возможно, их запоздалая наступательная операция и удержала Олега и Ягайло от участия в Куликовской битве. Собирая войско в поход на Мамая, Дмитрий, из-за недостатка опытных воинов, набрал из местного населения народное ополчение, объявив предстоящую битву Священной войной в защиту Православия. И он не мог пойти в, возможно, последний для себя решительный бой без благословения всенародно уважаемого православного лидера, а митрополиты Киприан и Пимен, для этой цели никуда не годились. Для этой цели вполне подходил преподобный игумен Сергей Радонежский, но вот как комментирует события Игорь Данилевский (доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ): Троицкий монастырь находился в 70-ти километрах от Москвы, а центром сбора русского войска была в то время почти пограничная Рязанскому княжеству Коломна, находящаяся от столицы в 130 километрах, в которую нужно было ехать в противоположном направлении. Сколько нужно времени для скачки по лесным дорогам в монастырь и обратно? Данилевский предполагает, что не меньше недели. Но, даже если Дмитрий управился за три дня, выходит, что он не очень то и спешил навстречу врагу, угрожающему его столице, но, всё равно, опередил своих противников из Литвы и Рязани. Выходит, что не Мамай шёл на Москву, а князь московский шёл на Мамая, собирающегося в обход прийти к столице Золотой Орды, пока Тохтамыш закрепляется   на Азовском побережье? И как вёл себя Дмитрий? Он ведь, перейдя Дон, по сути, вторгся в чужие пределы, и затеял битву в княжестве Рязанском, а потом ещё гневался на местного князя Олега, войска которого пограбили обозы с военными трофеями, возвращавшиеся в Москву с Куликова поля. Трофеи эти были собраны на законных владениях князя Рязанского, а значит, по закону, принадлежали именно ему, а, в результате, Олег Рязанский второй раз был изгнан из Рязани до тех пор, пока в 1381 году не признал себя младшим братом Дмитрия. Описание самой битвы лучше всего читать на сайте «Куликовская битва. 1380. Министерство обороны». Там и схема сражения есть и написано с патриотическим подъёмом, без тени сомнений в подлинности информации. Прочитав этот текст, я ощутил себя так, как будто прошёл по Красной площади в парадном строю 9-го мая. В этой публикации грамотно изложена стратегия и тактика Дмитрия и Мамая, войсковые подразделения противников, особенности местности и исторические последствия побоища. Вот цитата из текста Министерства обороны о месте сражения: «Куликовская битва (Мамаево побоище), сражение между объединённым русским войском во главе с Московским Великим князем Дмитрием Ивановичем и войском темника Золотой Орды Мамая, состоявшееся 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле (исторической местности между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча на юго-востоке Тульской области)». Хочется поправить  - современной Тульской области. А вот, судя по карте предлагаемой школьникам при сдаче ЕГЭ (она на заставке перед этим текстом), в 1380 году это была территория Великого княжества Рязанского! И на многих сайтах написано, что князь Дмитрий шёл на схватку с Мамаем вдоль западной рязанской границы. Но выходит, что он шёл, нарушая границы государства сопредельного Рязанскому? Тогда почему правитель сопредельного государства не выдворил нарушителя за свои пределы? А на западной границе Московского государства к 1380 г. сложилась система удельных Верховских княжеств, выполняющая функцию буферной зоны, которая условно служила границей. Здесь пересекались сферы интересов государств-соседей. Поэтому в договорных грамотах даже не фиксировалось наличие общей границы Московских владений с Верховскими землями, что говорило об отсутствии соблюдения режима московско-литовской границы.  Верховские княжества: Воротынское, Козельское, Мосальское, Перемышльское, Мещовское, Барятинское, Оболенское, Каннское, Спашское, Мышегское, Волконское, Одоевское и др. - в разное время в течение более двух веков входили то в Великое княжество Литовское, то в Великое княжество Московское. И тут Дмитрий Московский, идя по Верховским землям ничего не нарушал. А вот прибыл на Куликово поле он, нарушив западную рязанскую границу. А это значит, что могучий Дон он форсировал не  в ночь с 7 на 8 сентября 1380 года накануне битвы, а гораздо раньше на границе Верховских княжеств с Рязанским (примерно в районе современного Новомосковска, где Дон берёт свои истоки, и прошёл на место битвы походным маршем не менее 150 км. со стороны правого берега. Такое расстояние, до места боя, за ночь не пройдёшь. Это наводит на мысль, что Дмитрий зашёл Мамаю в тыл, и навязал ему боестолкновение, к которому тот был не готов. Возможно предположить, что Мамай и Дмитрия ждал на правом берегу Дона как союзника, ведь все три великих князя (литовский, рязанский и московский) были должны Мамаю, «как земля колхозу». Благодаря ему они стали законными правителями своих княжеств. Тем не менее, утром 8 сентября, князь Московский Дмитрий был готов атаковать своего «благодетеля». В тот же день прибыл к нему инок из Троицкой обители с посланием от Сергия. Старец писал: "Молюсь за тебя денно и нощно, без страху и с верой иди вперед - Бог и пресвятая Богородица не оставят тебя своей помощью". Если Дмитрий действительно спешил на битву и не имел времени на личную встречу с преподобным, то это была единственная возможность получить благословение от Сергия Радонежского на Священный бой. Но, тогда не может быть и речи об отправке на битву схимонаха Александра Пересвета, бывшего в миру брянским боярином. Да и тот же Игорь Данилевский утверждает, что инок не может носить мирское прозвище Пересвет, а схимонах не имеет права брать в руки оружие. Со слов Данилевского - церковь приложила все усилия, чтобы в глазах современников и потомков подчеркнуть свою роль в борьбе с Ордой. Так Сергий Радонежский стал не только организатором монастырской реформы, которая сыграла громадную роль в подъёме авторитета церкви в целом и монастырей в частности, но и вдохновителем победы московского князя на Куликовом поле. И всё-таки, брянский боярин Александр Пересвет бился с монголо-татарами на Куликовом поле и погиб смертью храбрых. Это утверждает сам Игорь Данилевский: «Вместе с тем, в числе павших на поле боя упоминается "Александръ Пересветь", хотя пока нет никаких указаний, что он был монахом». А вот о Челубее как о монахе сведения есть. Монах Троице-Сергиевой лавры, в середине 1980-х годов побывавший в одном из тибетских монастырей, свидетельствовал, что победа Пересвета описана в особой "святой" монастырской книге как важнейшее событие, выпавшее из привычного хода вещей. Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырём, - это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств, но и освоивший древнейшую практику боевой магии бон-по, достигший вершин этого посвящения и обретший статус "бессмертного". Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких воинов-тибетцев было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то именно Челубей был выставлен на единоборство с Пересветом - чтобы ещё до начала сражения духовно сломить русских.   Пересвет получил смертельную рану от Челубея, но "бессмертного" убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть, нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира. Если неведомый монах Троице-Сергиевской лавры действительно умел читать тибетские письмена и правильно понял их смысл, да ещё и не слукавил в беседе с автором, выложившим в Интернет эти секретные сведения, то, не исключено, что такой поединок перед Куликовской битвой все-таки состоялся. Пусть даже, Пересвет был просто опытным воином, а не монахом. И так – Пересвет не посрамил русского оружия и две великих рати с боевыми кличами сошлись в грозной сече. Что там говорят военные аналитики Министерства обороны РФ?    «…Уже  утром 8 сентября войско Руси под прикрытием Сторожевого полка приняло боевой порядок. На правом фланге, примыкавшем к обрывистым берегам Нижнего Дубика, встал полк Правой руки, в составе которого находилась дружина Андрея Ольгердовича. В центре расположились дружины Большого полка. Им командовал московский окольничий Тимофей Вельяминов. На левом фланге, прикрывшись с востока рекой Смолкой, построился полк Левой руки князя Василия Ярославского. Впереди Большого полка находился Передовой полк. За левым флангом Большого полка был скрытно расположен резервный отряд, которым командовал Дмитрий Ольгердович. За полком Левой руки в лесном массиве Зеленая Дубрава Дмитрий Иванович поставил отборный отряд конницы из 10–16 тыс. человек – Засадный полк, возглавляемый князем Владимиром Андреевичем Серпуховским и опытным воеводой Дмитрием Михайловичем Боброком-Волынским. Войско Мамая состояло из авангарда (легкая конница), главных сил (в центре находилась наёмная генуэзская пехота, а по флангам – тяжелая конница, развернутая в две линии) и резерва. Перед лагерем ордынцев рассыпались легкие отряды разведки и охранения. Замысел противника состоял в том, чтобы охватить русскую армию с обоих флангов, а затем окружить её и уничтожить. Основная роль в решении этой задачи отводилась мощным конным группировкам, сосредоточенным на флангах ордынского войска. В течение трех часов войско Мамая безуспешно пыталось прорвать центр и правое крыло русской рати. 3десь натиск ордынских войск был отбит. Активно действовал отряд Андрея Ольгердовича. Он неоднократно переходил в контратаку, помогая полкам центра сдерживать натиск врага. Тогда главные усилия Мамай сосредоточил против полка Левой руки. В ожесточенной схватке с превосходящим противником полк понес большие потери и стал отходить. В сражение был введен резервный отряд Дмитрия Ольгердовича. Воины заступали на место павших, стремясь сдержать натиск врага, и только их гибель позволяла монгольской коннице продвигаться вперед. Воины Засадного полка, видя трудное положение своих ратных побратимов, рвались в бой. Владимир Андреевич Серпуховской, который командовал полком, решил вступить в сражение, но его советник – опытный воевода Боброк удерживал князя. Мамаева конница, тесня левое крыло и прорывая боевой порядок русской рати, стала выходить в тыл Большого полка. Ордынцы, подкрепленные свежими силами из резерва Мамая, минуя Зеленую Дубраву, набросилась на воинов Большого полка. Наступил решающий момент битвы. Во фланг и тыл прорвавшейся золотоордынской конницы ринулся Засадный полк, о существовании которого Мамай не знал. Удар Засадного полка явился полной неожиданностью для татар. Используя наметившийся успех, перешли в наступление и другие полки. Враг обратился в бегство. Дружины русских преследовали его на протяжении 30–40 километров – до реки Красивая Меча, где были захвачены обоз и богатые трофеи. Войско Мамая было разгромлено полностью…». И это ещё не всё! Когда атакующие русичи ворвались в ханскую ставку, был убит хан Мухаммад-Булак, в своё время выдавший князю Дмитрию ярлык на правление в Московском княжестве.. Почему-то это всячески скрывается и, даже те, кто об этом пишут, ссылаются на то, что он был малолетним. Но ему тогда было уже двадцать лет! Александр Невский в 19 лет сошёлся в поединке с предводителем шведов на Неве и тяжело ранил его, решив исход сражения, а в 20 лет он разбил немцев на Чудском озере. В Куликовской битве Мамай был не главным. Это после смерти законного правителя и побега с поля боя в Крым, он остался за старшего.  А, если вернуться к теме сражения на поле Куликовом, что можно сказать? Великая и красивая была одержана победа! А результат? Сокрушая Мухаммада-Булака и его главнокомандующего Мамая и принимая в монгольской гражданской войне сторону Тохтамыша, князь Дмитрий размышлял логично – Великий Могол Тамерлан был наголову выше всех монгольских ханов, а Тохтамыш был его ставленником. Выступить против Тамерлана, значит превратить русские княжества в руины. Выходит, по логике вещей, надо выступить на стороне Тохтамыша и помочь ему стать Великим ханом всей Золотой Орды, включающей в себя Белую, Синюю и Красную орду. Всё так и случилось - Мамай спешно собрал в Крыму новую рать и выступил в поход на Тохтамыша, но его войско без боя перешло на сторону потомка Чингисхана, признав не легитимность своего полководца на ханском престоле. То есть – Дмитрий подарил Тохтамышу бескровную победу и полханства в придачу, заплатив за это жизнями павших русских ратников и здоровьем раненных бойцов. Все закончилось бы «хеппиэндом» в отношениях русских с монголами, но Тохтамыш оказался полным идиотом. Он обложил Дмитрия непомерной данью и, восприняв отказ платить, как вызов, в 1382 году обманом проник в Москву Белокаменную, вырезал её население и сжег вместе с прилегающими городами и их окрестностями. Далее, он совершил гораздо большую глупость и пошёл войной на самого Тамерлана в 1385 году. Удивительно, но Тамерлан простил ему это «озорство». И зря! В 1387 этот наглец напал на владения своего наставника, разрушил его столицу Самарканд и прилегающие к нему города вместе с дворцами Великого воина. Тамерлан в то время покорял Персию (Иран) и, узнав о «новых шалостях» своего «протэже», всё бросил и вышвырнул наглеца со своих территорий, «прибрав к рукам» золотоордынский Хорезм и прилегающие к нему территории. Но Тохтамыш и на этом не угомонился и в 1388 году вновь атаковал Темир-Аксака, и, вновь потерпел поражение ближе к лету 1389 года. На этом предел терпения Тамерлана был исчерпан и он весной 1391 года собрал курултай и, заручившись поддержкой царевичей и эмиров, выступил в поход на Золотую Орду. А 18 июня сего года, произошло великое сражение на реке Кондурча, впадающей в Волгу между современной Самарой и Тольятти. Бой длился три дня на территории около ста квадратных километров. Верх, вновь, одержал правитель Самарканда, но потери его были столь велики, что он, дав своим воинам месячный отдых, вынужден был вернуться домой. В 1394 году Тамерлан утратил надежду завоевать и контролировать территории Золотой Орды, но ему нужно было спокойствие на северных границах, и он решил стереть Золотую Орду с «лица Земли». Весной 1395 года великий завоеватель, вновь пошёл войной на Тохтамыша. Три дня на грозном Тереке шла битва на переправах. Лишь ночной бой четвёртого дня склонил весы в пользу «хромого старца».  Тохтамыш укрылся в Волжском Булгаре, а Тамерлан стал методично разрушать, грабить и сжигать города Золотой Орды. Не оставив камня на камне от Казахских степей до Крымских владений, он решил подниматься по Дону в район реки Сосна и стал крушить Южнорусскую автономию со столицей в городе Елец. Затем, переместился в Рязанское княжество и нацелился на Москву. Московскому князю Дмитрию было уже всё равно – он умер в 19 мая 1389 года, а бывший в княжей опале митрополит Киприан был в полном здравии - он пришёл в Москву вместе с победной эйфорией русского войска возвращавшегося с Дона. Киприан решил, что спасти Москву и православную Русь может только "чудо небесное" и велел торжественно нести икону Владимирской Божьей Матери из Владимира в Москву. А 15 августа 1395 года крестный ход с чудотворной иконой двинулся к Москве, и 26 числа её встречала вся столица от «мала, до велика». Ликующая толпа провожала святой лик до Успенского собора, куда икона была торжественно внесена. Защищались москвичи не единой иконой, и к Оке выдвинулся с московской ратью сын Дмитрия –  Великий князь Московский Василий, оставив в Москве надёжный гарнизон. Да и Великий князь Литовский Витовт, предоставивший убежище посрамлённому Тохтамышу, привёл в боевую готовность свои войска и двинулся на соединение с москвичами. И вскоре пришла благая весть – «железный хромец», вместе с войском, снялся со стоянки и ушёл в степь. Легенда гласит, что в ночь перед достижением Москвы сопровождающими святыню священниками и верующими людьми, с несомой из Владимира иконы воспарила Божья Матерь и приснилась безжалостному повелителю степняков. Великий эмир Самаркандский воспринял это видение как дурной знак и отказался от карательной экспедиции в Московское княжество, а пошёл покорять Персию, Индию и оскорбивший монголов Китай. В общем, Дмитрий в величии Тамерлана не ошибся – оба они ошиблись в бестолковом Тохтамыше.


Рецензии