Испанские конвои с золотом

Я уже писал о политике западных стран в Латинской Америке, о конкистадорах, о могуществе Испании, которое обеспечивалось золотом из их заморских территорий. Продолжу эту тему.

Как только Колумб открыл Америку, к далеким землям потянулся поток желающих разбогатеть. Причем это не выглядело как попытка отдельных лиц без достатка, образования и принципов поправить свои дела за чужой счет. То был результат сразу нескольких государственных программ, видевших в далеких краях материал для увеличения площади своих колоний, поскольку незанятые просторы поблизости от Европы давно закончились.

В сторону Америк рванули все государства, которые только могли позволить снарядить караван судов и отправить на нем желающих поискать счастья на чужбине. Изначально в этой гонке заявок было очень много, но позднее число участников заметно сократилось и в лидерах остались единицы. В Южной Америке главенствовали испанцы, слегка разбавленные португальцами. А в Северной Америке верховодила Британия, вынужденная время от времени кусаться с Францией.

Испания не стеснялась получать сверхприбыли со своих заокеанских владений. Тем более, что деньги Мадриду требовались и для поддержания собственного престижа в Европе, и на усмирение более близких колоний. Поэтому вывоз драгоценностей из Америки больше походил на конвейер, чем на торговый путь. В результате богатств вывезли столько, что они обрушили стоимость золота в Старом Свете, что прежде казалось совершенно немыслимым.

Надо отметить, что из Америки в Испанию везли не только золото. Хватало и серебра, и ценных пород древесины, и прекрасной по качеству шерсти лам, и специй – в качестве разменного товара годилось все, чего не было в Европе. Ну и неудивительно, что те же англичане не отказывали себе в удовольствии пощипать столь зажиточного соседа. Своего шанса не хотели упускать французы, голландцы и даже немцы – в морях той поры встречалась разномастная публика, готовая убивать и топить корабли ради мечты о моментальном богатстве.

Испанцы, конечно, своего уступать не желали. Вообще, потери при транспортировке ресурсов из Америки в Испанию достигали чудовищных масштабов. В иные годы только шторма уносили до 80% транспортов! Но даже того, что доходило до метрополии, хватало с избытком. На таком фоне пиратство часто расценивали как неизбежное зло. И даже были готовы его терпеть, если потери от этого вида промысла составляли не более 2%. Вот только тогдашние джентльмены удачи никак не желали хоть как-то ограничивать свой аппетит.

Сразу, как только стал налаживаться поток ценностей из американских владений, испанцы занялись обеспечением безопасности грузоперевозок. Для чего всем крупным городам колоний предписывалось иметь собственный боевой флот, который занимался охраной транспортных путей вдоль побережья. Сама же метрополия взялась за организацию охраны конвоев на океанских просторах. Для чего выделила целый флот, регулярно сопровождавший транспорты на пути из Америки в Европу. Но вскоре эту практику прекратили, поскольку выходило дороговато. И решили возложить заботу об охране кораблей с ценностями на самих участников.

Такая ситуация заставила тщательно относиться к выбору самого корабля. И основным типом судов на этих линиях стал галеон – большой корабль с вместительными трюмами и мощным вооружением. В случае нападения такой гигант мог с успехом постоять за себя. Между прочим, особым указом короля запрещалась транспортировка ценностей из колоний в Испанию на кораблях с водоизмещением меньшим, чем 100 тонн. На борту полагалось иметь не меньше 4 крупных пушек и 16 калибром поменьше. Ну, а для большей безопасности на маршрут старались выходить плотными группами в составе не менее 10 кораблей (по указу 1526 года). Причем на практике часто караваны насчитывали 20 и более вымпелов.

Основными морскими базами в Новом Свете у испанцев стали Картахена, Гавана и Веракруз – крупные города с мощными береговыми укреплениями. Именно там накапливались караваны перед отправкой. Обычно это происходило дважды в год.

Интересно была организована схема поставки товаров на корабли. Изначально из центральных районов ценности свозились в береговые города, откуда их забирали уже при формировании конвоев. Причем вся эта корабельная масса на какой-то момент делилась на две независимые единицы – Флот Новой Испании и Флот Материка. Один из них собирал сокровища в Чили и Перу и транспортировал их в Панаму. Другой флот ориентировался на Мексику и Гондурас. Собирались же они в Гаване, откуда и направлялись в сторону Испании. Вот этот объединенный флот и получил прозвище Серебряного или Золотого.

Интересно, что в составе Объединенного флота выделялись наиболее мощные корабли, которые назначались первым и вторым флагманом. На них старались грузить поменьше товаров, чтобы обеспечить им большую подвижность. Но это касалось только всякого габаритного товара вроде красного дерева. А вот золото и серебро старались перевозить именно на них.

Накладки при сборе товаров, погода, навигационные ошибки приводили к тому, что оптимальный график следования караванов почти никогда не соблюдался. И к берегам Испании корабли выходили с приличной задержкой и потому не всегда в благоприятное время. И, случалось, тонули во время штормов или попросту теряли основную группу. Вот эти-то отставшие, отколовшиеся бедолаги и становились желанной добычей корсаров. На полноценный же караван они нападать не рисковали – уж слишком крупную и злую добычу те из себя представляли. Принцип действия волчьей стаи, следовавшей за мигрирующими стадами копытных, – охотиться на ослабевших и больных, не способных идти за основной группой.

Любопытно, что наиболее чувствительные потери в Золотых караванах происходили по причине непогоды, а не пиратства. Скажем, только в один шторм 6 сентября 1622 года из 28 галеонов каравана затонули 8, из которых позднее нашли только "Санта-Маргариту", с которой сумели поднять примерно половину груза. А вот от "Нуэстра Сеньора де Аточа" осталось только несколько кусков обшивки. Корабль этот нашли только в 1985 году после полутора десятков лет напряженной работы. И сумели отобрать у моря ценностей на 450 миллионов долларов – и это только часть груза одного галеона. Что дает представление о том, какие же прибыли давали эти регулярные рейсы из Испании в Новый Свет и обратно.


Рецензии