Путешествие в Шотландию. Урок в русской школе
Кадр один другого ярче, загадочнее, таинственнее появлялся на экране.
И главная изюминка Шотландии - это одиночество отдалённых вересковых болот и островов, диких гор и уединённых песчаных пляжей.
-Раиса, расскажите про замки Шотландии, -просили меня дети, шумно перебивая друг друга.
-Хорошо, я расскажу вам только про тот замок, который меня особенно взволновал.
-Шотландские замки славятся великолепными драматическими историями о призраках.
Замки расположены средь суровых гор и зелёных долин, средь живописных холмов.
Видите, какая это замечательная страна Шотландия, красивая и независимая.
-Помните замечательный фильм "Храброе сердце", в главной роли Мел Гипсон, -посмотрела я в любопытные и восторженные глаза.
-Я сто раз смотрел этот фильм, - важно произнёс наш вундеркинд Оливер.
И тут же был возглас радостного, возбужденного воспоминания. Самые красноречивые ярко описывали сцены из фильма, самые храбрые уже взмахивали руками в воздухе.
Бурю эмоций я остановила музыкой, мелодией шотландской волынки.
Надо признаться, что это единственный способ в моей учебной практике остановить шум в классе.
Дети замерли, кто-то шептал ещё тихо-тихо о финале фильма "Храброе сердце".
Но сердце детей наполнялось сладостной, необычной мелодией.
-Слышите, что рассказывает эта мелодия,- глядя на замершие в восторге лица, говорю я совсем тихо и таинственно.
-Какой-то звук-то не такой,- произнёс Макс, оттопырив губы.
-Волынка — духовой инструмент, притом очень своеобразный. Ее отличительная деталь — мех, то есть мешок из кожи. В мех вставлены несколько трубок.Все остальные трубки сопровождают мелодию непрерывным звучанием из нескольких звуков. На волынке играют, как правило, на открытом воздухе, так как звук ее сильный, пронзительный. Ею сопровождают исполнение народных танцев.
Музыканты играют в своих национальных костюмах — коротких клетчатых юбочках,- живо объясняю я им, сама рассматриваю на экране волынщика и улыбаюсь.
Дети видят на экране волынщика в зелёной юбке.
-Хе,а мужчины в юбке?- раздаются вопросы.
И в это время меня распирает от смеха, но я сдерживаюсь. Мне неудобно рассказать им о том, что сказала на экскурсии про эту юбочку шотландский экскурсовод Валентина.
Но уже поздно. От этих компьютерных деток не скрыть ничего.
-А, что ты смеешься,Раиса?- напали на меня с вопросами дети, желая посмеяться вместе.
Я уже совсем рассмеялась от души, зная, что они не отстанут. Придётся выдать тайну Валентины.
-Моя знакомая из Шотландии замужем за шотландцем . Она однажды пошутила про эту юбочку у мужчин, что не ведает о том, что под юбочкой при том.
После бури смеха и фантастических предположений, я ещё раз поменяла музыку и мы,
как говорится , поехали дальше.
Я включаю на экране короткие кадры из фильма "Храброе сердце".
Рассказываю, что этой картиной Мел Гибсон прославил Шотландию и шотландский народ на весь мир, а имя Уильяма Уоллеса стало синонимом героического сопротивления тирании. Этот фильм бессмертен, как бессмертна ценность таких человеческих качеств как храбрость и мужество и таких понятий как свобода и равенство.
«Все умрут. Но не все живут по-настоящему»
На экране я оставляю только один кадр. Это прекрасный цветок чертополоха – национальный символ Шотландии.
"Они могут забрать наши жизни, но они никогда не отнимут у нас свободы!"
Одна из девочек повторила за мной медленно эти слова.
-Здорово, так сказано, -задумчиво пробормотала про себя Анна.
Здесь историю о тайне легендарных сражений, которые сохранили романтические руины и старые каменные церкви,понемногу оставляю и перехожу к замкам.
-Ребята, замок ,который меня восхитил находиться на берегу озера Лох.Несс.
-Да, это странное чудовище,- вновь на перебой каждый старался блеснуть знаниями.
Я читаю им строчки из стихов, проснувшихся у меня на озере Лох-Нэсси.
В руинах замка Уркухарт тишина,
Лишь всплеск воды озерной слышно,
Теперь хозяйкой тут луна,
Из-за горы к Лох-Нэсси вышла.
-Расположенный на берегу озера Лох-Несс замок Уркухарт является одним из наиболее популярных замков Шотландии, где изучение руин замка дополняют фантазии на тему Лох-Несского морского чудовища. Все туристы делают попытки разглядеть последнее в темной глади озера, -рассказываю я детям, а сама мысленно уже там , на озере.
Холодный ветер с озера освежает лицо. С огромным любопытством смотрят туристы на воду, слушая различные факты о мистическом чудовище.
Природа Шотландии суровая и гладь озера , нахмурив свои густые волны-брови, смотрит холодно и строго.
Я вспоминаю странную встречу на катере.
-Почему на этом катере все говорят по -русски?- спросила меня миловидная дама средних лет.
-Это экскурсия русскоговорящих из разных стран, в основном из Германии. А Вы как тут на Лох-Несси очутились?
-Мы покупаем дом в Англии. Мой сын живёт в Лондоне, любим путешествовать.
Женщина называет имя мультимиллиардера,у которого работет сын, я смотрю на её доброе, чистое лицо, удивляясь, что всё так просто.
-Не страшно бросить Россию?- с улыбкой спросила я.
-Страшно.Я профессор генетики, обожаю свою работу. Мои друзья в Москве очень сожалеют, что я их оставляю.Что Вы скажете?- с каким-то тревожным взглядом.
-Не знаю, думаю, в одной жизни имеем возможность прожить две,- успокоила я даму.
-Да, конечно.Спасибо, -мне показалось, что она очень обрадовалась такому ответу.
Жизнь наша тоже, как это озеро, в нём столько тайн...часто появляется так же "чудовище", - думала я о себе, вспоминая суровые дни жизни.
Но когда вдали появились на берегу озера руины старинного замка, мы снова принялись восхищаться красотой природы.
-Это тот самый замок, где чаще всего видны призраки?- прервали мои мысли ученики, когда на экране я им показала руины замка Уркухар.
-Да.Это уже только руины. Замок Уркухарт является одним из немногих мест, где можно увидеть озеро Лох-Несс в полном великолепии, -всеми нотами голоса я пытаюсь передать детям красоту и таинственность замка.
-Тут какая-то загадочная мистика.Вам не кажется, что кто-то нас сопровождает?- сказала моя знакомая , когда мы бродили средь руин.
Я вспомнила, что были очень странные ощущения во время экскурсии. У меня словно тонкими электрическими ниточками прокалывало руки и ноги.
-Сейчас будет в зале фильм об истории этого замка,- я включила детям фильм и наблюдала их удивительное внимание. Мне показалось, что мы все вместе переместились в историю Шотландии. Рассказ о призраке-волынщике в замке особенно взволновал их.
-Как явно этот фильм погружает нас в прошлое, - счастливо глядела я на лица детей.
-Может быть тут дверь в другое измерение?-вдруг спросил любопытный Лео.
-Может быть, - подтвердила я его идею.
Мне припомнился тот загадочный момент, когда на руинах мой мобильный телефон разрядился. Но если бы только это.
Вчера экскурсовод Эдинбурга сказала о таинственном месте, где охватывает внутренний ужас, где стрелки часов медленно двигаются и память стирается у мобильных телефонов.
А в гостинице, ах, кто бы мог подумать, что мобильный телефон выбьет счётчик.
Ночью будет постоянно раздаваться стук в стене.
Бессонница?
Нет, какие-то голоса сквозь сон, мешающие отключиться.
Принимаю душ, продолжаю письменные размышления о призраке-волынщике, о чудовище Лох-Несси, о тайнах...
Так умеют шутить только возмущенные призраки.
Смотрю на класс. Как им понравилось, что они уже рисуют загадочное чудовище. Озеро Лох-Несс.
Они всегда рисуют на моих уроках, когда я им рассказываю.
И их сердца наполняет нежная, пленительная музыка волынки.
Примечание: В немецкой школе дети зовут учителей на "ты" и часто по имени.
Свидетельство о публикации №221022100063
Вы прекрасно рассказали о Шотландии. Захотелось в эту древнюю страну, никогда там не был.
Позавидовал немного Вашим ученикам: какие интересные уроки Вы им преподаете!
Всего Вам самого доброго!
Марк Лэйн 10.03.2025 18:35 Заявить о нарушении
Затем будет желание каждый год Шотландию посещать.
Успеха и здоровья тебе!
Раиса Светлая 27 10.03.2025 20:39 Заявить о нарушении