Применение интерактивных коммуникационных технолог

  В последний год, 2020, да и начало этого, 2021-го, ознаменовалось не только своеобразной революцией в жизни многих граждан по всему миру за счёт пандемии, но и привело к бурному развитию онлайн конференций, онлайн просмотров спектаклей, фильмов, выставок и так далее. Онлайн работы и, наконец, онлайн обучения. То, что до недавнего времени спокойно развивалось в своём обычном русле, в условиях пандемии показало взрывной рост. Впервые за всю историю человечества столько учащихся стали получать знания и сдавать экзамены онлайн. На первое место в 2020 году вышла модель дистанционного интерактивного обучения.

Это одна из форм современных ИКТ – интерактивных коммуникационных технологий. Обратимся к термину интерактивность. Образовалось оно от слова английского  «interact», то есть «взаимного действия». Обучение на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые также являются часть интерактивных технологий обучения,  характерно для учеников и школ, институтов, колледжей, где на первое место ставится усиление мотивации учеников к обучению иностранному языку.  ИКТ позволяют активно увеличивать словарный запас, самостоятельное изучение иностранного языка становится всё более интересным и значимым.  ИКТ позволяют узнать больше о культурном коде и массе особенностей общественного развития стран, где изучаемый язык является родным.

  Особенной строкой в числе современных интерактивных технологий можно выделить мультимедийные презентации. Практически ученики на уроках создания презентаций обучаются навыкам создания своего небольшого фильма, слайд-шоу, выступая в качестве режиссёра презентации. В мультимедийной презентации ученикам приходится синтезировать в единое целое разные блоки информации: видео записи, музыку, фотографии, графики, чью-то речь, собственные комментарии и проч. В итоге, создание мультимедийных презентаций есть одна из самых интересных и захватывающих вещей из современных технологий, на мой взгляд. Творить, как режиссёр, пусть и небольшого, но проекта, очень привлекательно и дело это делается с интересом.
Ряжом с мультимедийными презентациями стоит  еще один тип интерактивных технологий  - это игровые технологии.

 Речь идет, прежде всего, о ролевых играх, дидактических играх, компьютерных играх. В ролевых играх открываются удивительные возможности работы с речью. При помощи компьютера можно прокручивать реплики персонажа назад и вперед, редактировать их звучание,  разбивать практически каждую фразу на составные части, словосочетания, и сравнивать написание слов и то, как они произносятся. Ибо часто эти два понятия не совпадают. Внести игровой элемент в обучение – это отличная идея. Человек, как мы сами по себе знаем из детства, хорошо обучается именно в игре. И этот феномен можно и нужно использовать в цифровых интерактивных технологиях обучения иностранному языку.

  Обучение должно вести не только к приобретению знаний, но и умению применять эти знания и навыки в реальной жизни. Как проверить качество полученных знаний и их усвоение с точки зрения практического применения? Давно уже были придуманы тесты для этой цели - это эффективная интерактивная сейчас технология оценки уровня знаний и навыков учащихся. Тестовые интерактивные технологии относятся к довольно жёстким технологиям. Трудность здесь заключена, прежде всего, в ограниченности времени, что дается на сдачу теста. Фактически это испытание на память, сообразительность, скорость мышления. Положительной стороной тестовых технологий можно назвать то, что они выявляют ошибки в ответах учеников, выявляю вопросы и темы, где учащийся более «подкован», а где менее, и где надо «поднажать». Тест носит еще и элемент соревновательности, а такой элемент повышает мотивированность и интерес к обучению.  Основная же цель тестовых технологий – в оценке знаний. Остальное - вторично.

 Более комфортная интерактивная технология при обучении иностранному языку известна как веб-сёрфинг. Мы практически все применяем этот стиль обучения, познания, ознакомления в Интернете. Кликать по одной ссылке,  затем по другой, идти ссылка за ссылкой, как бы углубляясь в пещеру всё дальше и дальше – у многих не только учеников, но и взрослых это любимое сейчас занятие и метод обучения.  Веб-серфинг как технология обучает извлечению релевантной информации прежде всего из всемирной паутины. Веб-сёрфинг более комфортен, чем тестовые технологии. Тут ученик может гораздо больше внимания уделить самой информации, искать её быстро, или медленнее, но найти что-то важное, интересное.

  При веб-серфинге ученик чувствует в себе исследователя, он учится анализировать, быстро переключаться с одной информации на другую, синтезировать их в единое целое и т.д. Учитель иностранного языка выступает в обучении при веб-серфинге больше как регулировщик дорожного движения в городе: показывает направление, где искать, но не вмешивается особо в сам процесс движения.

  Существуют еще некоторые виды интерактивных технологий, мене значимых на мой взгляд. Это личностно - ориентированные технологии (субъективные, ориентированные на конкретного человека), технологии современного проектного обучения (самостоятельный поиск учащимися знаний), что само собой разумеется.

  В целом,  интерактивные технологии при изучении иностранного языка показывают свою эффективность в плане развития речи как на изучаемом языке, так и косвенно на родном.  Ученик лучше выполняет задания на аудирование, чтение, говорение,  повышается уровень взаимопонимания как между учениками, так и по оси учитель - ученик.  За интерактивными технологиям обучения будущее, и это особенно показал опыт 2020 и начала 2021 года с карантином во многих странах мира.

М. Берсенев.


Рецензии