Достояние республики

Вторая  поездка  в  Финляндию.  Ноябрь  1989  года.
На  Родине  было  еще  несколько  препятствий,  которые  мне  пришлось  преодолеть.
В  Питере  у  меня  ничего  не  было  и  брать  с  собой  за  кордон  было  нечего.  Все  лишнее  раздарила  и  раздала,  оставшись  с  небольшим  чемоданчиком.  И  так,  налегке,  помчалась  в  аэропорт  с  моей  сокурсницей  Леной. 
Аэропорт.  Досмотр.  Мой  куцый  чемоданчик  весь  перерыт. 
-  И  это  все?
Строго  спрашивает  здоровяк  на  контроле. 
-  Все. 
Он  открывает  мой  свеженький  диплом  стоматолога. 
-  Стоматолог,  значит.  М…да.  Отток  специалистов.  Не  стыдно,  что  страна  вас  бесплатно  учила. 
Долгое  выматывающее  молчание.
-  Вы  не  имеете  права  вывозить  диплом.  Это  наше  достояние.   Я  его  конфискую.
Выдал  наконец  пограничник.  Я  оторопела.  Как  же  так,  где  это  написано. 
-  И  где  я  его  потом  найду?  У  вас  есть  хранилище? 
-  Это  ваши  проблемы.  Мы  вам  не  архив.  Помещения  аэропорта  не  хватит,  если  мы  будем  все  хранить. 
-  Пожалуйста,  не  забирайте  диплом!  Это  единственная  моя  ценность!
Но  вокруг  уже  глазела  толпа  любопытных.  Его  коллеги  на  досмотре  тоже  заинтересовались  ситуацией,  ухмыляются.  Отступать  некуда.
-  Это  ваша  подружка? 
Кивок  в  сторону  моей  однокурсницы. 
-  Отдайте  ей  свой  диплом.
Я  со  слезами  на  глазах  отдаю  подруге  диплом  и  бегу  на  посадку.
Скажу  вам,  иметь  хороших  друзей  –  это  здорово. 

Контрабанда

Лето  1991  года.  Я  опять  в  Питере.  Главной  моей  задачей  было  вывезти  диплом.  Финский  муж,  не  въехав,  как  можно  не  пропустить  диплом  за  границу,  заявил. 
- У  тебя  великолепное  образование.  Ты  должна  работать  по  специальности. 
- Я  не  против,  но  для  начала  необходимо  привезти  диплом.
И  вот  сидим  мы  с  Елен  у  неё  в гостях  и  думаем,  как  через  границу,  незаметно,  можно  провести  эту  небольшую  корочку.  Как  выкрасть  её  из  России.  Правоохранительные  органы  таможни  заявили,  что  мой  диплом  является  достоянием  Советского  Союза  и  его  нельзя  вывозить  за  кордон.
На  самолете  лететь  в  Хельсинки  я  больше  не  рискнула.
В  конце  концов,  мы  с  подругой  решили  прилепить  документы  к  моей  спине  скотчем.  Решили,  сделали.  Я  надела  легкое  летнее  платье,  оно  было  просторное  и  открытое.  На  улице  жара,  а  в  нём  продувает  хорошо  со  всех  сторон.  Сверху  набросила  короткую  джинсовую  куртку  с  огромным  неуклюжим  капюшоном,  закрывающим  почти  пол  спины.
Прощаемся  на  перроне  Финляндского  вокзала  с  Елен,  освящаем  себя  крестами.  Поднимаюсь  в  поезд.  В  Выборге  садится  русский  пограничный  контроль,  в  их  рядах  много  женщин.  До  самой  границы  идут  проверки  документов  и  чемоданов. 
Я  нервничаю.  А  профессионалы  за  версту  чувствуют  страх.  В  купе  нас  приглашают  по  одному,  расспрашивают,  роются  в  сумках.  Сумочка  у  меня  маленькая,  там  ничего  нет.  Проверяют  мне  руки,  ноги,  бока.  На  спине  болтается  огромный  капюшон,  никто  не  хочет  под  него  лезть,  только  заглянули  в  сам  капюшон.  Пусто.
Женщины - пограничники  никак  меня  не  отпускают.  Я  задыхаюсь.  Они  не  могут  понять,  в  чем  дело,  переглядываются. 
- Что  с  вами? 
- Мне  плохо,  может  я  чем - то  отравилась.  Мне  надо  в  туалет. 
- В  туалет  нельзя  во  время  проверки.  Потерпите.  И  позовите  следующую. 
Выхожу,  почти  в  обмороке,  в  коридор.  Иду  к  открытой  форточке,  пытаюсь  отдышаться. 
Досмотр  окончен.  Пограничники  выходят  из  купе,  идут  мимо  меня.  Одна  из  них  хлопает  меня  по  лопатке  в  сантиметре  от  моего  тайника. 
- Счастливого  пути. 
У  меня  подкашиваются  ноги,  еле  успеваю  схватиться  за  поручень. 
Впереди  Финляндия.  Финским  пограничникам  нет  никакого  дела  до  моего,  не  имеющего  пока  силы,  диплома. 

Так  страна  Суоми  получила  еще  одного  специалиста  и  работодателя. 
Но  самое  главное  она,  не  понимая  своего  счастья,  получила  достояние  Российской  империи  в  виде  моего  диплома!  Узнать  бы  ещё  у  того  пограничника,  как  повыгоднее  можно  распорядиться  этим  достоянием?  Не  пришлось  бы  тогда  заново  тут  учиться  и  работать.
 
 
 Апрель 2020
 Хельсинки
-------------------------
 


Рецензии