Дэвид Боуи. Человек со звезды - Stardust 2020

Что хотел сказать миру Дэйви Джонс, когда выдумал себе псевдоним «Боуи»? Изначально этот термин обозначал какой-то жутковатый нож для охоты на медведя. То ли Дэйви этим пугающим словом желал отсечь от себя прошлую скучноватую жизнь, на которую были обречены все британские подростки начала 60-х. То ли он хотел придать значимости своему юношескому образу, который страдал анемичностью и мелодраматичностью. Но, приехав в Америку, вожделенную и загадочную, он понял, что подсознательно стремится к освобождению от хиппийского прекраснодушия. И стремление это само собой сублимировалось в брутальном псевдониме.

Понял Боуи это, конечно, не сразу. А постепенно, окунаясь в атмосферу фантасмагорического американского андеграунда. Очевидно, что в конце 60-х британская сдержанность и воспитанность сыграли с рок-музыкой Туманного Альбиона злую шутку – она стала пробуксовывать, упиваясь своим интеллектуализмом. Требовался взрыв, лавина, фейерверк.  Чтобы кроме умствования лукавого появились сильные эмоции и бури чувств. Чтобы явилась стихия.

Тому, как Дэвид Боуи всё это осознаёт, и посвящён фильм «Человек со звезды». Игги Поп, Лу Рид, Энди Урхолл и даже Энджи Боуи – все они всего лишь элементы того шапито, которое Дэвид медленно, но верно разворачивает на просторах своей фантазии. Это шапито не показано как таковое. Да и музыка Боуи не звучит (наследники отказали). Но зато видны движения его души, проблескивающие в глазах и нервных ухмылках Джонни Флинна, исполнителя главной роли. Кстати, именно этим, в первую очередь, а не только внешним сходством, Флинн удивительно напоминает Боуи.
 
Не уверен, что слоган фильма «David before Bowie» («Дэвид до того, как стал Боуи») так уж удачен. Боуи всегда был Боуи, даже когда носил фамилию Джонс. Просто на протяжении всей своей жизни он только и делал, что менялся – его changes уже стали общим местом. Но то, что фильм удачно отразил самый переломный момент его изменений, – это безусловно. И даже хорошо, что музыка Боуи не звучит в саундтреке (звучат песни Жака Бреля, любимца Боуи, звучит также песня-пастиш самого Джонни Флинна в стиле Боуи). По крайней мере, «Человека со звезды» невозможно поставить в один ряд с невнятным мюзиклом про Элтона Джона. Зато вполне можно сравнить с фильмом Федерико Феллини «8 1/2», в котором неприкаянный режиссер Гвидо Ансельми так же ищет новую идею и испытывает муки творчества, как и молодой Дэвид Боуи.


Рецензии