Марафон

«Бег-величайшая метафора жизни»

«Если вы потеряли веру в человечество, просто выйдите и посмотрите, как бегут марафон»
Катрин Швитцер, писательница.

  Эта история началась около года назад. Одна моя коллега по работе, занялась бегом и поделилась своими ощущениями со мной.

Я, с некоторых пор люблю разного рода челенджи на открытом воздухе: летом велосипед и ролики, зимой лыжи, горные и беговые. Бегал я как правило раз в году, когда отдыхал с семьей на море. Бегать, мне честно говоря, не очень то и хотелось. Пробежка вдоль берега моря это определенное впечатление! Ты бежишь по бескрайнему песчаному пляжу, голубое небо сливается с морской синевой. Берег, одна за одной обнимают волны. Кричат альбатросы над головой. Вся вселенная у твоих ног! Конечно, после такого,  бег в московском парке мне казался немного нудным, но Аня, так звали мою коллегу по работе, с таким упоением и задором рассказывала про различные подмосковные забеги, да и просто про утренний или вечерний бег в парке, что я не удержался и решил попробовать.

Была середина лета, и мы с семьей жили на даче, поэтому мои первые пробежки я начал именно по нашему коттеджному поселку. Для начала я решил пробежать дистанцию более чем скромную – полтора километра. Установил в телефон программу для бега и побежал. На следующий день я пробежал уже три километра. И решил – бегать через день, минимум три раза в неделю.

Вначале я бегал без музыки, но начитавшись всяких сайтов про бегунов, решил попробовать. Скачав несколько любимых треков, нацепив наушники, одолженные у младшего сына, я отправился на пробежку. Вначале я не бежал, а словно летел на крыльях. Музыка, новые ощущения – все предавало мне сил, а слегка моросящий дождик только усиливал удовольствие. После первого километра, я понял, что лететь всю дистанцию не смогу и немного сбавил темп. 

Обычно, я бегал по пять километров, иногда чуть больше.

Как - то раз, я остался ночевать в Москве, и решил совершить пробежку в нашем бутовском парке. Утро было великолепным! Прочтя утреннюю молитву, я оправился на пробежку в парк. Собирался пробежать три круга, примерно семь с половиной километров. Середина дистанции далась немного тяжеловато, но после шестого километра пришло второе дыхание, и бег стал легче. Тут я подумал, что семь с половиной я уже бегал, пробегу восемь! Восемь километров дистанции, программа в моем телефоне сигнализировала, когда я находился на дальнем конце парка, т.е. до дома все равно идти обратно, и я решил закончить круг. Итог – десять километров за 56 минут! Полный восторг!

Наконец я решился зарегистрироваться на забег в Серпухове. Дистанции предлагались 5, 10, 21, и 42 километра. Аня со своим товарищем собирались уже на 21, я скромно записался на 10 километров.

Забег был назначен на пятое октября. Старт в двенадцать часов по полудни. Проснувшись пораньше, я собрался и тронулся в путь. Дорога до Серпухова занимала два часа. На въезде в город, меня остановили гаишники. Инспектор внимательно принюхивался ко мне, но узнав, что я еду на марафон, немного опечалился и, пожелав мне удачи, распрощался.

Стартовый городок располагался в самом центре, на площади Ленина. Как это ни скверно, но приходится признать, что в России, почти в каждом городе, особенно если это райцентр или тем более областной центр, есть площадь Ленина. Такое впечатление, что Ленин – это самый грандиозный пиарпроект двадцатого века. Оставив машину, в сквере неподалеку, в тени деревьев, я отправился на регистрацию. Погода была замечательная. Светило солнце, но уже не такое жаркое как летом. Деревья окрасились в красновато -золотистые цвета. Легкий осенний ветерок, приносил желанную прохладу для собиравшихся на регистрацию бегунов. Регистрация заняла у меня не более десяти минут, я получил номер ….

До забега оставалось еще минут сорок. Я нашел Аню с ее приятелем, поприветствовал их и отправился к машине переодеться.

Не дойдя до машины метров двадцать, я обратил внимание на какую-то суету. Подойдя поближе, я увидел следующую картину. К заднему бамперу моего мерседеса, притерлась трешка БМВ, хозяева которой, молодой человек и его спутница суетились вокруг, не зная, что делать. Одеты оба были по-спортивному, видимо тоже на марафон приехали.

- Доброе утро, - спокойно вступил я в разговор.

- Доброе утро, - взволнованно ответила девушка.

- Эта Ваша машина? – перевел взгляд от бампера на меня молодой человек.

- Да моя.

- Простите…Хорошо, что Вы пришли, а то мы уже не знали, что делать. Случайно задел Вас, а отъехать же надо, проезд перегородил. Вот думали телефон оставить, а потом засомневались – напишут, покинул место происшествия, у моего знакомого так права отобрали на год.

- У нас через полчаса забег, - заволновалась девушка, посмотрела на меня внимательно, - а Вы видимо тоже учувствуете? – если полицию вызывать, то ждать придётся долго, не бежать нам тогда сегодня – искренне расстроившись, закрыла лицо руками.

- Да, подожди Юля, надо что-то придумать.

- Действительно, подождите. Дайте посмотреть, что там? – я подошел ближе, присел на корточки и начал осмотр. Было видно, что никаких глобальных повреждений нет, царапины, наверное, останутся, ну и ерунда.

- Послушайте, проблема не стоит и выеденного яйца, у меня каско, две детали без справки, так что отгоняйте ваш автомобиль, не пропускать же нам забег из-за какой- то царапины – весело заявил я.

Они оба очень обрадовались.

- Саша – протянул руку новый знакомый, — это Юля

- Очень приятно, Сергей.

Вот так состоялось мое знакомство, с симпатичной парой бегунов. Они были такие же любители, как и я. Бегали правда уже два года, но также бежали дистанцию десять километров. Она – худая, высокая, коротко стриженая брюнетка. Он – крепыш, среднего роста, даже чуть ниже ее. Меня признаться немного удивило его очень добродушное лицо, сейчас не часто такое встретишь.

После забега, мы договорились встретиться у машин, Саша предложил выпить по чашечке кофе в соседнем кафе.

Сам забег прошел отлично. Для меня это было первое участие в массовом старте, и я признаться немного волновался. Главное добежать до финиша, не сойти с дистанции – думал я. Итак, старт дан! Надо сказать, что на всех дистанциях среди бегунов, бегут так называемые пейсмейкеры. Они бегут по определенному времени и участникам, особенно новичкам предлагается бежать рядом с ними, чтобы правильнее распределить силы. Я всегда любил бегать один, и не стал пользоваться их услугами.

Поставил на телефоне свой любимый беговой плейлист, программу для отслеживания времени и дистанции и вперед!

Первый километр - дистанции дался мне не легко. Видимо от волнения, ноги будто сковало цепями, я бежал очень осторожно. То слева, то справа меня обгоняли другие бегуны. Аня умчалась сразу, еще со старта. Сашу и Юлю я как-то потерял из вида, сконцентрировавшись на собственных эмоциях. Минут через пять, волнение отлегло, дыхание стало ровным, кандалы с ног были сброшены, и я уже бежал в привычном для меня ритме, слушая любимую музыку и любуясь видами Серпухова. Километра через два, пройдя петлю разворота, начался подъем. Немного сбавив темп, я довольно уверенно преодолел горку, даже обгоняя некоторых бегунов, которые взяли резкий темп на старте и теперь, не выдержав подъема, плелись наверх, чуть ли не пешком. Дистанция десять километров состояла из двух кругов по пять. Закончив первый круг, на второй я ушел в отличной кондиции, и даже немного нарастил темп. Удовольствие было бомбическое. Я ощущал себя сопричастным к массовому забегу, первому в моей жизни! В итоге я пересек финишную черту с временем 56 минут 35 секунд. Вполне хороший результат для начинающего бегуна-любителя. Для понимания, лидеры пробежали десятку минут за 35. Но это другая история. На финише мне вручили медаль участника, и я в прекрасном настроении отправился к машине переодеваться.

Вскоре пришли и мои новые знакомые, и мы вместе отправились в кафе. Выпили по стаканчику свежего морковного сока, восстановить силы, так сказать. Заказали кофе, блинчики и продолжили знакомиться. Оказалось, что ребята немного младше меня, Юле 39, а Саше 37 лет. Детей у них нет, так уж получилось,  вот думают взять ребенка из детского дома, но никак не могут решиться.

- Саша, как-то спокойнее к этому шагу относится. – произнесла Юля задумчиво, разглядывая узор в чашке капучино. - А я сомневаюсь… Страшно. Вдруг мы не станем для него родными? Что будет если его родители, физиологические проявятся? Рано или поздно, ребенку придется все рассказать. В общем, много волнующих «но».

- Давайте на ты, мы практически ровесники. Да у меня двое мальчиков, восемь и двенадцать лет.

- Это большое счастье! – сказал Саша и нежно приобнял Юлю – Всему свое время, да дорогая?

- Да дорогой – улыбнулась Юля.

Это была очень симпатичная пара. Видно было, что они любят друг друга, и очень внимательно и бережно друг к другу относятся. Она белее темпераментная, я бы даже сказал немного импульсивная, он спокойный, смиренный. В красках рассказывали, что прошли уже более десяти подмосковных забегов, но пока больше чем на десять километров не решались. Мечтают поехать будущей весной в Португалию, на Лиссабонский полумарафон. Вообще любят путешествовать.

Саша расплатился по счету. Мы тепло попрощались, обменялись телефонами и договорились обязательно увидеться в Москве.

Так состоялось наше знакомство. В конце октября я заболел пневмонией и провалялся дома дней десять. Отвратительно. С бегом пришлось подзавязать. Перешел на скандинавскую ходьбу, надо было как-то восстанавливаться.

Как то, ноябрьским дождливым вечером, мне позвонил Саша, и предложил пойти в театр Моссовета на рок оперу «Иисус Христос-суперзвезда». Его знакомый организовал ему четыре билета в первый ряд партера, по более чем скромной цене. Я с удовольствием согласился, тем более давно хотел познакомить свою супругу с ребятами. Поход в театр прошел на ура. И мы еще пару раз встречались, ходили в рестораны. Общение всегда было комфортным. Не смотря на то что семьи наши были довольно разными, мы делились друг с другом жизненными событиями, обменивались впечатлениями и всегда получали удовольствие от общения.

Потом, как это обычно, бывает, суета взяла свое, и наше общении свалилось в вот-сап, а потом и вовсе заглохло.

В середине марта началась пандемия и мы перебрались жить на дачу. Апрель выдался теплый и я снова начал заниматься бегом. Я вспомнил, что Юля с Сашей как раз в марте собирались бежать  полумарафон в Португалии, мне стало интересно и я позвонил Саше. На телефонный звонок он не ответил. Тогда я написал ему сообщение в вотсап, но и тут ответа не последовало. Все это молчание меня некоторым образом насторожило, в наше ковидное время. Еще, раза два в течении недели, я пытался дозвониться, но безрезультатно. 

Лето подходило к концу. Большая часть ограничений, связанных с карантином, была снята. Закрытыми оставались только границы, и отдыхать в любимую Европу поехать было по-прежнему нельзя. Зато открыли для проведения массовые подмосковные забеги. На сайте «живу спортом» я зарегистрировался на один из забегов, а именно в Сергиев Посад.  Забег символично назывался – Сергиевым путем. Старт был назначен на 16 августа.

Красногорская площадь. До стен Лавры сто-двести метров. Вот памятник Сергию Радонежскому, а в сквере напротив памятник Ленину. Не совсем обычное соседство, согласитесь. Хотя, как сказать. Вот в Костроме, например, видел я памятник Ленину водруженный на постамент, выполненный к трехсотлетию Дома Романовых! Такой вот микс, стоит себе, возвышаясь над берегом Волги. 

До забега оставалось около часа, и я решил зайти в Лавру. Я был здесь очень давно, в детстве с родителями, на экскурсии, Сергиев Посад в то время именовался Загорск. Я помню, что экскурсовод рассказывал о том, что Успенский собор монастыря, был создан по подобию Успенского собора Московского Кремля и очень на него похож, а вся группа слушала и ела мороженное.  Уже позже читал, что освещал Успенский храм Величественный Митрополит Дионисий, который постриг Ивана грозного в монашество перед его смертью.
 
 Великолепие Лавры поражает, описать увиденное, словами, довольно сложно. Не буду и пытаться. Времени было немного, передо мной высился красавец Успенский Собор, куда я и отправился.

Зайдя внутрь, я поразился величественным размерам храма. Со всех сторон на меня лился свет. Великолепные росписи — образы Радонежских чудотворцев преподобных Сергия и Никона, Михея, Максима Грека, Саввы Стромынского, в том числе редкое изображение самого архимандрита монастыря Дионисия (Зобниновского).

 Передо мной высился невероятной красоты резной, золоченый иконостас. Я затаив дыхание, перекрестился и поклонился. Затем, отыскав глазами канун, чтобы поставить свечу за упокой усопших моих близких, тихим, смиренным шагом пошел к нему. У кануна, спиной ко мне стоял мужчина. Увидев его еще со спины, я как то сразу почувствовал, что знаю этого человека. Но когда он, осенив себя крёстным знаменем и поклонившись, повернулся ко мне лицом, я замер в изумлении. Это был Саша. Он, как мне тогда показалось, удивился не меньше моего, даже слегка побледнел. Несколько секунд мы стояли и смотрели друг на друга, не совсем доверяя своим глазам. Вдруг он сделал шаг, второй и бросился меня обнимать.

- Это невероятно! Ты знаешь, Сергей, но я, правда, чувствовал, что встречу тебя здесь. Невероятно. Серж! Невероятно! Еще вчера вечером, вечером, вдруг вспомнил тебя и понял, что встречу. – спеша говорил Саша. – Юля теперь не с нами. – тихо прошептал он, - Помолись за нее.

- Как? Что случилось? – с трудом проговорил я.

Я поставил свечу за упокой Юлиной души, мы вышли из храма и присели на лавку неподалеку.

- Заболела. Двухсторонняя пневмония. Слушай, приезжай ко мне, вечером, посидим и спокойно поговорим, а то трудно будет бежать, - видно было, что Саша с трудом удерживался от слез. – Этот забег для меня в память о ней. Надо добежать во чтобы то ни стало.

- Да. Конечно. Хорошая идея. Пойдем к старту, через 10 минут начало.

Мы договорились встретиться на финише и не спеша пошли в стартовый городок.

В стартовом городке, как всегда перед стартом, царило веселье. Играла зажигательная музыка, под которую ведущие проводили разминку. Все вокруг было напитано спортом, молодостью, яркими красками жизни. Но мои мысли были сейчас далеко от праздника, творившегося перед моими глазами.

Бежать было тяжело. Мой плейлист для бега, совсем не подходил к моему настроению. Пробежав около километра, я просто отключил музыку и убрал наушники. Спасала только внутренняя молитва и созерцание красот Сергиева-Посада. Пересекая финишную черту, мне казалось, что я пробежал полный марафон, а не свои десять километров.

Добравшись до дома, изрядно потолкавшись в московских пробках, я первым делом выпил рюмку коньяка и отправился в душ.

Было около семи вечера, когда я переступил порог Сашиного дома. Он радушно встретил меня и повел показывать свое жилище. Это была очень симпатичная, двух комнатная квартира с просторным холлом-гостиной, совмещенным с кухней. В глаза бросался недавно сделанный ремонт. Все было в светлых тонах.

- Вот живу в этих хоромах один. Теперь один. Точнее пока один. Но об этом позже. – с некоторой грустью в голосе сказал Саша, и проводил меня в гостиную где на журнальном столике стояла запотевшая бутылка водки и куча разных закусок. Рюмки было три. Рядом с одной, в белой рамке, стояла небольшая фотография Юли. 

- Давай помянем дорогую сердцу моему Юлю. – поднимая рюмку, сказал Саша. Выпьем чокаясь, мы ведь верим, что жизнь наша, путь к обретению жизни вечной!

Мы выпили и он начал свой рассказ.

В середине марта, они с Юлей отправились в Португалию на Лиссабонский марафон. Первый раз собирались пробежать полумарафон, да и еще и международный! Пандемия, тогда еще не казалась такой страшной. Но когда они прилетели в Лиссабон, высинилось, что марафон отменили. Ребята не особо расстроились. Красавец Лиссабон, близость океана, залив Тахо – все это мгновенно скрасило разочарование от отмененного марафона.

Когда, спустя четыре дня они приехали в аэропорт, оказалось, что все рейсы в Москву отменили. Пандемия набирала обороты. Ждать пока их вывезут российские власти, они не стали и купили билеты до Гамбурга, чтобы сесть на паром из немецкого города Любек до Санкт-Петербурга. И опять, все эти хлопоты, доставляли им скорее удовольствие. Необычное такое приключение, челендж. На пароме шли в основном фуры, и брутального вида шофера. Добрались до Санкт-Петербурга, сели на Сапсан и отправились в Москву. Все было хорошо. Но Юля вдруг, в поезде почувствовала себя неважно, ее начало познабливать, но ребята списали это на дорожную усталость. Когда приехали домой, она, не раздеваясь рухнула на диван. Температура 38,5. Выпила жаропонижающее, заснула. Утром опять температура. Предлагал ей вызвать врача, она наотрез. Когда дней через неделю, ей стало совсем плохо, кашель ужасный, тяжело дышать, все что говорят по телику, я видел воочию, вызвал скорую. Юлю забрали в больницу. Она там пролежала одиннадцать дней. Боролась. Был даже момент улучшения. Ее отключили от ИВЛ, мы говорили по телефону. А потом опять. На двенадцатый день, под утро ее не стало. Я не мог понять, как молодая, спортивная, практически не пьющая и не курящая, как? Врачи сказали, поздно начали лечение. Вирус сильно умножился, сильная иммунная реакция …, организм не выдержал.   
 
- Ты знаешь, Юля очень любила поэзию. Любимый поэт – Марина Цветаева. Вот что она мне отправила в вотсап, это было ее последнее сообщение:

Обнимаю тебя кругозором
Гор, гранитной короною скал.
(Занимаю тебя разговором –
Чтобы легче дышал, крепче спал.)
(Марина Цветаева)


- Я сначала думал, все, не смогу жить. Помнишь у Наутилуса – «в комнате с белым потолком». Священник помог. Из церкви, недалеко от дома, куда Юля ходила, практически каждое воскресение. Там, после отпевания, подошёл ко мне тот самый иеромонах, он меня видел раньше, я как- то с Юлей заходил в храм. Отец Анатолий. Молодой, моложе нас, он увидел мою скорбь, понял, что нуждаюсь я в помощи. Подошел и попросил завтра к нему прийти. И как-то так попросил, что я и не раздумывал, пришел. Нашел он для меня слова нужные. Поставил на путь веры, и я, потихоньку, робкими шажочками по пути пошел.

- Да, помнишь, я тебе сказал, что пока один в квартире. Так вот через неделю сына привезу. Парня усыновил из детского дома. Семь лет ему. Имя – Иван. Жаль Юля не увидит его, а он Юлю. Так что Серж, будем ждать тебя в гости.

- Да, непременно приеду, познакомиться с Иваном!

На экране телефона появилось сообщение: «Вас ожидает такси номер…» Мы крепко обнялись и распрощались.

Вернулся я домой уже за полночь. Мои все уехали на дачу. Еще час я сидел в полном одиночестве, пил коньяк, закусывая лимоном. Я думал о смысле жизни и смысле марафона, мне показались они близкими. Мы все спешим успеть… Успеть бежать, успеть любить, успеть жить. В постоянной гонке, мы редко останавливаемся… Как и в марафоне, мы никогда не знаем, когда сойдем с дистанции, будет ли следующий марафон…и какой будет финал…

Как и в марафоне все бегут вместе, в одном направлении, но, на самом деле, каждый бежит сам по себе.

В эту ночь я долго не мог заснуть. Уже, видимо под утро, мне снился сон. Снилось бескрайнее белое поле, заснеженное поле. «Земля королевы мод». Мы бежали по этому полю с Сашей и Юлей. Юля бежала очень быстро, и мы с Сашей начали отставать. Она удалялась от нас все дальше, и мы начали кричать, звать ее, она даже не оборачивалась, все удалялась и удалялась. И в какой-то момент, скрылась за горизонтом. Я начал задыхаться от этой бешеной гонки и, проснулся.

Я увидел в окне восход солнца, первый луч пробился в комнату. Для идущих в миру, начинался новый день. 


Рецензии