Бесполезность слов

Молодой даосский монах Хонгки с раннего утра вышел за монастырские ворота и отправился на рынок для того чтобы купить приправы и соль. Вернулся он ближе к обеду и сразу, как только занёс на кухню купленное, отправился в комнату своего наставника Мастера Гуанли. Но Гуанли там не было. Тогда Хонгки пошёл в любимую беседку Мастера, где и застал его за изучением даосского трактата «Вэн-цзы». Войдя в беседку и поклонившись Учителю, он присел на скамейку.

Мастер Гуанли взглянув на своего ученика понял, что у того есть к нему вопрос. Он закрыл книгу и спросил:

- Ты хочешь меня о чём-то спросить, Хонгки?

- Да, Мастер! – ответил Хонгки.

- Если хочешь спросить, спроси! – улыбнулся Мастер Гуанли.

- Мастер, сегодня на рыночной площади я встретил человека, который увидев меня подошёл и сказал, если я монах изучающий учение о Дао, то значит, должен суметь доказать ему не верящему ни в никакое Дао, что это на самом деле существует, а не является порождением ума и пустой болтовнёй людей называющих себя философами!

- И ты сумел доказать ему существование Дао? – удивлённо спросил Мастер Гуанли.

- Нет, Мастер! Я потерпел поражение! Сколько бы я не приводил доказательств из писаний Лао-Цзы и из ваших наставлений, этот человек опровергал их все! – с досадой в голосе ответил Хонгки.

- И много же ты привёл доказательств в защиту Пути? – спросил Мастер Гуанли.

- Много, Учитель! Я всё, что знал, рассказал ему, но он только смеялся и говорил, что я, вы и даже Лао-Цзы - обманщики!

- Ох, Хонгки, Хонгки! – покачал головой Мастер Гуанли. – Разве ты не слышал от меня того, что реальность Пути – недоказуема с помощью слов?

- Слышал, Мастер! Но я думал, что это всё-таки возможно!

- Нет, Хонгки! Это невозможно!

- Но, Мастер, как же тогда доказать людям реальность Пути?

- Хонгки, доказать даже реальность наличия простой вещи – невозможно!Если ты попробуешь мне доказать, что вода сырая, а солнце горячее, что красный цвет действительно красный, а мандарины вкусны и полезны, что шёлк приятен на ощупь, у тебя ничего не получится!

- Почему, Учитель? – непонимающе спросил Хонгки.

- Все вещи в этом мире познаются лишь при соприкосновении с ними. Только личный опыт может сформировать правильное понимание предмета. Поэтому, Хонгки, тебе никогда не удастся доказать кому-либо истинность Пути! Ты никогда не должен забывать слова «Старого ребёнка» (Лао-Цзы), который говорил о Великом Дао так:

«Путь непостижим…
Чем больше ты говоришь о Нём, тем меньше Его понимаешь!
Но чем больше ты используешь Его – тем больше Он тебе открывается!».

Путь, Хонгки, это не нечто эфемерное! Это Сама Реальность! Надо пить Его как воду, греться Им как солнцем, есть как мандарин, любоваться Им как красным цветом, пробовать Его на ощупь как шёлк! Только тогда ты убедишься в Его существовании! То, что действительно существует можно постичь лишь при непосредственном соприкосновении с этим, а для того, чтобы рассказывать о том, чего нет – выдуманы слова!

(В притче использованы цитаты из трактата Дао-дэ Цзин. Перевод с китайского Стивена Митчелла.)


Рецензии